Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
Лирика Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». В эпоху Пушкина еще не было понятия «реализм», но интуитивно поэт осознавал, что именно по этому пути идет формирование его творчества. В 1823 году Пушкин переживает кризис политического сознания, понимает, что его романтикопросветительские надежды не оправдались, его обуревают тоска, разочарованность и скепсис. В связи с этим меняется не только жизнь, но и творческие искания Пушкина. Главное в лирике — полемика с романтизмом, пересмотр мотивов и приемов романтической литературы. Психологизм остается, но приобретает новые черты. Перемены в творчестве совпали с переменами в судьбе Пушкина, после восстания декабристов многое меняется в жизни поэта. В самом начале 1826 года Пушкина вызвали в Москву для встречи с новым императором Николаем I. Выйдя в коридор после их разговора, Николай сказал: «Господа, сегодня я беседовал с умнейшим человеком в России». Видимо, император разглядел в поэте выдающуюся личность. Пушкин довольно долго находился под обаянием Николая: сравнил начало его правления с началом правления Петра I в своем стихотворении «Стансы», написанном в 1826 году, и даже нашел некоторое сходство:
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
После восстания декабристов Пушкин оказался в одиночестве: нет друзей, читателей, а журналы, где печатался поэт, перестали издаваться. Приехав в Москву, Пушкин сближается с молодыми поэтами-любомудрами (философами), которые в основном были последователями немецкой поэзии и идеалистической философии. Хотя Пушкин к тому моменту уже отошел от романтизма, еще не были опубликованы многие его стихи романтической эпохи, и поэтому молодые поэты считали Пушкина романтиком. На страницах журналов поэтов- любомудров Пушкин опубликовал своеобразный цикл стихотворений о назначении поэта и поэзии. Во второй половине 20-х годов происходит формирование основных мотивов зрелой лирики поэта, многие из них зародились в предшествующий период, но решение этих тем стало иным. Изменилось представление Пушкина о назначении искусства, сформировался новый образ поэта, поэтому центральное место в его лирике переходного периода (на переходе от романтизма к реализму) занимает проблема назначения поэта и поэзии.
В конце 20-х годов XIX века на страницах романтического журнала «Московский наблюдатель» Пушкин опубликовал ряд стихотворений: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830), где он высказывал свои взгляды на искусство и открыто полемизировал с романтическим пониманием предназначения искусства. Стихотворение «Пророк» имеет несколько тем: размышления о судьбе декабристов (трагическая история крушения идеалов гражданственности), образ пророка и тема пророчества. Для поэзии декабристов было свойственно обращаться к образу пророка в стихах, заимствовать многие библейские образы, мотивы, реалии и наполнять их новым смыслом: пророк для декабристов — воплощение образа поэта-гражданина.
Богоборчество Пушкина, достигшее своего пика в годы романтизма, к 1825 году стало затихать. После возвращения в Москву поэт все чаще обращается к Богу, встает на путь искания веры, и в его стихах звучат библейские и евангельские мотивы. В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта- романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. Стихотворение открывается описанием духовного кризиса, поиска Бога, стремления к диалогу с ним. Поэт желает обрести не только новое видение жизни и новое мировоззрение, но и обрести новый поэтический язык.
Спор с романтиками Пушкин продолжил в стихотворении «Поэт». Поэт- небожитель, поэт-пророк, избранник небес — излюбленный мотив романтической поэзии, наравне с темой противостояния поэта и толпы. Стихотворение разбивается на две части, которые контрастируют друг с другом с помощью союза «но». Пушкин в этом произведении не только рассуждает о том, что есть поэт, но и декларирует независимость творца:
К ногам народного кумира Не клонит гордой головы <…>.
В стихотворении «Поэт и толпа» обозначается ключевой для поэзии XIX и XX веков спор сторонников «чистого искусства», или «искусства для искусства» и «полезного искусства», то есть утилитарного, гражданской поэзии. В 1860-е годы критики Добролюбов, Писарев и Чернышевский ошибочно будут считать, что Пушкин стоял у истоков «искусства для искусства» в России, но на самом деле стихотворение «Поэт и толпа» не является манифестом романтизма: в нем утверждается новое реалистическое понимание назначения поэзии — принцип свободы как основополагающий у писателя-реалиста. Для Пушкина на первом месте стоит принцип творческой свободы поэта: он должен быть независим от власти, от издателей, от вкусов читателей, и именно в таком ключе следует понимать стихотворение «Поэт и толпа», которое первоначально называлось «Поэт и чернь» (чернь — не народ, а высший свет, враждебные критики, непонимающие читатели), и стихотворение 1830 года «Поэту».
К списку произведений, где Пушкин размышляет о поэзии, надо отнести стихотворение «Арион», где политические перемены метафорично изображены в виде стихии. Читатель видит, что Пушкин изменился, но остался верен декабристским идеалам гражданского понимания назначения поэзии:
Пловцам я пел. Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин также размышляет над темой поэта и поэзии. Но замысел этого произведения ему не принадлежит, это преемственная поэтическая традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность. У Горация есть стихотворение «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»), вольно переложенное Ломоносовым под названием «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»; Державин в свое время написал оду «Памятник»; но если все предыдущие произведения сравнивают славу поэта с величием пирамид, то Пушкин нашел более современный аналог — Александрийский столп:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
В первую очередь Пушкин осознает свою заслугу в том, что вложил в умы своих читателей идею гуманизации, «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».