Урок 1 вводный
тема поэта и поэзии в лирике пушкина
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.
I. Проверка домашнего задания.
– Какие чувства переполняют автора и сообщаются читателю, когда поэт вспоминает об адресатах своей любви? («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы».)
Можно прослушать сообщения на тему «Адресаты лирики Пушкина», которые не прозвучали на предыдущем уроке.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.
А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его – прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота – «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь…» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир…» – пушкинский «…союз волшебных звуков, чувств и дум»! н о как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?
2. Чтение и обсуждение стихотворений.
– Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?
– Как построил и как написал их поэт? Как сказывается различие двух частей стихотворения, их контраст при чтении?
– Сравните лексику и рифмы I и II частей. Существенно ли, что обыденная лексика, задающая тон I части («суетный свет», «малодушие», «вкушает», «ничтожные дети») и контрастирующая тут же с высокой, мифологической («Аполлон», «священная жертва», «святая лира»), сменяется во II части рядом других поэтических образов («божественный глагол», «чуткий слух», «душа поэта», «пробудившийся орел», «широкошумные дубровы»)? Как и смена строк с перекрестными рифмами на стихи с опоясывающей рифмовкой, где тон задает мужская рифма («Но лишь божественный глагол…»).
– Достаточно ли резко прозвучал для вас контраст I и II частей? Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении? Как меняется пушкинский Поэт?
– Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено (не случайно последний знак у Пушкина – отточие)?
– И что вам открыли «берега пустынных волн», убежище Поэта?
– Наконец, какая строка показалась вам самой «божественной», пленительной? В чем тайна гениального «широкошумные дубровы»?
– Какую же тайну задал нам Пушкин своим «Поэтом»? Да, «священная жертва». ч то это? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический дар?
Стихотворение «Поэт» – пушкинские размышления о сущности поэта. Поэт – сложное существо, отмеченное Богом, наделенное творческой силой, но в то же время это обычный, земной человек. Автор вполне допускает, что поэт даже может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены в нем начинаются только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Тогда Поэт преображается – это уже не один из немногих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слава п оэта, в которой нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Он становится гордым, «диким и суровым», т. е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновенье требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825 г.):
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…
Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…».
Конечно, и берега, и «дубровы», куда устремлен поэт, – поэтическая условность. Эти «географические точки» – символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, живее творческие сны».
Пушкин как бы «останавливает мгновенье» – перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, «нестройные» звуки.
Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.
– Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем – развернутая картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…» – поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?
– Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис). Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?
Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»? Оно какое-то страшное, трагическое. Но страшное у Пушкина неотделимо от трепетного и нежного: «Перстами легкими как сон…»; что открыла вам антитеза, начинающаяся с тяжелого, сурового «отверзлись»?
– Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал…»?
– Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? ч то услышал Поэт в зове Бога? (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир – поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и о небе.)
– Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии?
Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»…
3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном – в создании своих творений – остается загадкой.
Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.
В. Ф. Ходасевич считал, что оно – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.
– Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)
Поэт и его призвание – сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг…» – итог раздумий Пушкина о призвании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).
Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К м ельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.
Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).
Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный. душа в заветной лире, век жестокий. глава непокорная ), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна …»), метонимией («Что чувства добрые ялиройпробуждал…» ).
Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки – традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка – 4-стопным ямбом.
Домашнее задание: стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» выучить наизусть.
«Хочу воспеть свободу миру»
(свободолюбивая лирика пушкина)
Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.
Уже в стихотворениях 1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («… х очу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина – не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) Стихотворение «К Чаадаеву».
Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу:
…Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.
Перечитаем конец стихотворения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».
Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой », метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим », «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья »; сравнение:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки – рифма перекрестная, вторые 4 строки – кольцевая, третьи 4 строки – кольцевая, четвертые 4 строки – перекрестная, последние 5 строк – перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.
– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)
2) Стихотворение «Анчар».
А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.
Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г. свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.
В основе его – древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару – подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).
Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти – и идущий к нему человек, раб – и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:
И умер бедный раб у ног
Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними
К соседям в чуждые пределы.
Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. к омпозиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г. и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.
Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф – описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы – приказ владыки; далее – описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.
Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь – центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.
Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: По сла л к а нча ру вла стным взгля до м).
Третья часть – это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.
Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя – носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».
3. Стихотворение «Арион».
Море – любимый образ Пушкина, символ веры поэта.
В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа – символа свободы.
Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.
– Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки его герои?
(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)
– В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.
– Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно – себе: «Пловцам я пел…»?
– Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою…»?
Похожие:
Тема урока Количество часов
Вводный и первичный инструктаж по от. Знакомство с учебником, содержанием курса, требованиям к уровню подготовки
Образовательная программа Международные отношения и внешняя политика.
Вводный модуль – контроль остаточных знаний по дисциплинам-пререквизитам. Проводится на первом занятии в виде тестирования
Урок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу
Урок краеведения Тема: Мой город что в имени твоем?
Урок разработан начальником архивного отдела администрации Озерского городского округа Челябинской области С. С. Багиной
Урок по теме «Современный урок современным детям»
По линии объяснять мир -научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории -на примере Древнего мира. Это умение можно развивать.
Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
Объяснительная записка: данный медиа урок проводится в рамках изучения темы «ссср в годы Второй мировой войны»