Вольнолюбивые стихи пушкина
Главная | О нас | Обратная связь

Свободолюбивая лирика Пушкина

Анализ стихотворений - « Вольность» (1817), «Деревня» (1819). «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение анализу стихотворения.

Следует учитывать, что тема вольности и свободы действительно претерпела эволюцию в творчестве Пушкина. ода «Вольность» провоз­глашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», ос­нова «неправедной власти» - «сгущенная мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушки­на либеральных идей Запада); «К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политический учений («Вольность»), здесь речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя пере­оценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нем при­зыва к действию. «Деревня» - это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы. Стихотворение «Кинжал» со­поставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гума­нистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей по­следующие призывы Пушкина освободить «декабристов». А в стихотворе­нии «Анчар» Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследова­ния источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Сво­бода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с пред­ставлением о, несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевла­стия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "вольность", «воля» "вольный" —: ключевые слова пушкинского "словаря". Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки присутствия" самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от за­блуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стиха­ем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря воль­нодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого се­бя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней по­эт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Ода "Вольность" (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристраст­ный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность", как и другие "вольные" стихи, не сухой социальный мани­фест, пропагандирующий.идею конституционной монархии.> Идеал обще­ственной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В "Вольности к миру обращается поэт — глашатай вечных ис­тин, "друг человечества".

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркну­ты в перифразах: "Рабства грозный Гений", "Славы роковая страсть", "самовластительный злодей", "увенчанный злодей"?

- Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

- Что является основой свободы по Пушкину?

Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, — по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и "стыд природы", нарушение божественной гармонии.

- Каково настроение, чувство лирического героя?

- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?
Поэт — противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую француз­скую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик — "мученик ошибок славных"), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная "диалектика" насилия над тиранами передана в словах об убийст­ве Павла I:

Падут бесславные удары.

Погиб увенчанный злодей.

- Какую роль играют в "Вольности" два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода?

Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду "поучением"-призывом, обращенным к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

«Деревня» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстракт­ной идее всеобщего блага, а о свободе, русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный "пустынный уголок" России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный позор

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части стихотворения поэт расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчерки­вают, что речь идет не о "плохом" барине, его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный", а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя.

Поделиться