В обращениях А.С.Пушкина – целый мир. Научно – исследовательский проект о роли обращений в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Автор проекта – ученик. - презентация
Презентация 6 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему: "В обращениях А.С.Пушкина – целый мир. Научно – исследовательский проект о роли обращений в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Автор проекта – ученик.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 В обращениях А.С.Пушкина – целый мир. Научно – исследовательский проект о роли обращений в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Автор проекта – ученик 6 класса МБОУ «Малобикшихская средняя «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики Кузьмин Николай. Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Иванова З.А.
2
3 Актуальность исследования. Велика и многообразна роль обращений в жизни людей. Яркие обращения увлекают искренностью, доверительным отношением, помогают быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Велика и многообразна роль обращений в жизни людей. Яркие обращения увлекают искренностью, доверительным отношением, помогают быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Но сейчас, в XXI веке, речь некоторых наших современников скучна, однообразна, не блещет ни обилием ярких обращений, ни глубиной содержания, ни благозвучием лексики. Но сейчас, в XXI веке, речь некоторых наших современников скучна, однообразна, не блещет ни обилием ярких обращений, ни глубиной содержания, ни благозвучием лексики. Обращение уступило свое место агрессии. А именно обращения, образные и яркие, интересные и оригинальные, глубокие и искренние, делают нашу речь эмоциональной, выделяют особенных людей из серой толпы, из массы. Обращение уступило свое место агрессии. А именно обращения, образные и яркие, интересные и оригинальные, глубокие и искренние, делают нашу речь эмоциональной, выделяют особенных людей из серой толпы, из массы. А обращаться к друзьям, к близким, к живым и неживым предметам можно учиться у классика русской литературы А.С.Пушкина. А обращаться к друзьям, к близким, к живым и неживым предметам можно учиться у классика русской литературы А.С.Пушкина.
4 Предмет исследования. Объектом исследования неслучайно стала поэма великого поэта А.С.Пуш- кина «Руслан и Людмила», ведь в его обращениях заключен целый мир. Кроме того, интерес к его книгам огромен во всем мире. Наш выбор пути – к духовной России через духовное детство – к постоянному совершенст- вованию своей речи. Наш выбор пути – к духовной России через духовное детство – к постоянному совершенст- вованию своей речи.
5 Проблемы и гипотеза. Показать, что обращения в жизни людей XXI века должны занимать важное место, чтобы не было вокруг серо и убого, чтобы вернулись романтика и поэзия в наш быт. Показать, что обращения в жизни людей XXI века должны занимать важное место, чтобы не было вокруг серо и убого, чтобы вернулись романтика и поэзия в наш быт. Научиться восхищаться умением А.С.Пушкина обращаться с обращени - ями, ведь передо мной произведение искусства: читать «медленно», всматриваться в язык поэта. Научиться восхищаться умением А.С.Пушкина обращаться с обращени - ями, ведь передо мной произведение искусства: читать «медленно», всматриваться в язык поэта. Предполагаю, что поэма А.С.Пушкина, в которой изобилие ярких обраще - ний, действительно обогащает нашу речь, учит нас выражать свои чувства, убеждает нас знать разные обращения и уметь применять их. Предполагаю, что поэма А.С.Пушкина, в которой изобилие ярких обраще - ний, действительно обогащает нашу речь, учит нас выражать свои чувства, убеждает нас знать разные обращения и уметь применять их.
6 Цели и задачи исследования. Доказать, что обращения имеют свою давнюю историю, что время и нравы, к сожалению, изменили место обращений в нашем языке. Доказать, что обращения имеют свою давнюю историю, что время и нравы, к сожалению, изменили место обращений в нашем языке. Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас писатели, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия. Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас писатели, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия. Выявить, что обращения, которые использует Пушкин в своей поэме, имеют категорию грамматическую и духовную. Выявить, что обращения, которые использует Пушкин в своей поэме, имеют категорию грамматическую и духовную. Понять, что обращения Пушкина уникальны, что в них заключен целый мир. Понять, что обращения Пушкина уникальны, что в них заключен целый мир.
7 Структура исследования. 1. Нужно выписать все обращения из поэмы Пушкина. 2.Распределить выписанные обращения по группам: обращения с отрицательной оценкой, обращения с положительной оценкой. обращения с положительной оценкой. 3. Определить, как обращается автор поэмы к читателям, какие обращения употребляют в своей речи герои поэмы «Руслан и Людмила». 4. Изучив таким образом обращения, провести их анализ и синтез.
8 Теоретические положения проекта. В XIX столетии отношения между людьми были добрыми, приветливыми. Поэтому обращение господствовало вольготно и счастливо: «Милостивый государь, ваше сиятельство, ваше высокопревосходительство, сударыня, госпожа, мой светлый князь, мой друг, душа моя…». В XIX столетии отношения между людьми были добрыми, приветливыми. Поэтому обращение господствовало вольготно и счастливо: «Милостивый государь, ваше сиятельство, ваше высокопревосходительство, сударыня, госпожа, мой светлый князь, мой друг, душа моя…». В XX веке прежнее обращение уступило место революционному собрату: «Товарищ Петров, уважаемый Иван Петрович…». В XX веке прежнее обращение уступило место революционному собрату: «Товарищ Петров, уважаемый Иван Петрович…». А в начале XXI века обращение совсем выдохлось, романтика и поэзия давно его покинули: «Эй, мужчина, женщина, лох, чмо, идиот…». Обращение уступило свое место агрессии. Скучно стало вокруг, серо и убого. А в начале XXI века обращение совсем выдохлось, романтика и поэзия давно его покинули: «Эй, мужчина, женщина, лох, чмо, идиот…». Обращение уступило свое место агрессии. Скучно стало вокруг, серо и убого. Но именно обращения, образные и яркие, интересные и искренние, глубокие и оригинальные, выделяют людей из серой толпы. Именно обращения делают нашу речь эмоциональной. Но именно обращения, образные и яркие, интересные и искренние, глубокие и оригинальные, выделяют людей из серой толпы. Именно обращения делают нашу речь эмоциональной.
9 Обращение – категория грамматическая и духовная. Интересна цепочка ключевых слов и словосочетаний, связанных с темой «Обращение»: Интересна цепочка ключевых слов и словосочетаний, связанных с темой «Обращение»: обращение, обращать, обратить внимание, обратная связь, обратная сторона человеческого характера. обращение, обращать, обратить внимание, обратная связь, обратная сторона человеческого характера. В учебнике русского языка просто звучит определение обращения: «Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. В учебнике русского языка просто звучит определение обращения: «Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Оно служит для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику. Оно служит для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику. Обращение часто употребляется в диалогах и в предложениях с прямой речью. Обращение часто употребляется в диалогах и в предложениях с прямой речью.
10 Лексика. Из поколения в поколение, из года в год лексика молодежи ухудшается, ухудшаются взгляды на жизнь и на мир, на окружающих людей. И выражается все это, прежде всего, в обращениях. Из поколения в поколение, из года в год лексика молодежи ухудшается, ухудшаются взгляды на жизнь и на мир, на окружающих людей. И выражается все это, прежде всего, в обращениях. Но в то же время очень теплые и нежные обращения родителей к своим детям: Но в то же время очень теплые и нежные обращения родителей к своим детям: «Милая моя! Мой хороший! Солнце мое ненаглядное! «Милая моя! Мой хороший! Солнце мое ненаглядное! Счастье неописуемое. ». Счастье неописуемое. ». Какими прекрасными обращениями владели наши русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин! Их обращения живые, многогранные, многозначные и бездонные, как небо. Их обращения живые, многогранные, многозначные и бездонные, как небо. Другие поэты в таком количестве и в таком искреннем звучании обращения не использовали. Другие поэты в таком количестве и в таком искреннем звучании обращения не использовали.
11 Пушкинские обращения. Для обогащения своей души нужно обратиться к светлому гению русской литературы А.С.Пушкину. Его обращения в поэмах, сказках, стихотворениях, письмах уникальны. Он любил работать с обращением и отводил ему значительную роль в своем творчестве. Для обогащения своей души нужно обратиться к светлому гению русской литературы А.С.Пушкину. Его обращения в поэмах, сказках, стихотворениях, письмах уникальны. Он любил работать с обращением и отводил ему значительную роль в своем творчестве. Пушкинские обращения выражают ласку, доброту, заботу, сочувствие, сострадание, восхищение или, наоборот, недовольство, порицание, неудовлетворен - ность своим или чужим образом жизни, настроением, делами и словами. Пушкинские обращения выражают ласку, доброту, заботу, сочувствие, сострадание, восхищение или, наоборот, недовольство, порицание, неудовлетворен - ность своим или чужим образом жизни, настроением, делами и словами. Целый мир вмещается в обращениях Пушкина. Целый мир вмещается в обращениях Пушкина.
12 Виды обращений. (Из истории развития языка). Обращения ТЫ И ВЫ. Обращения ТЫ И ВЫ. 1. В современном русском языке при официальном обращении употребляется местоимение «вы», адресованное одному человеку. 1. В современном русском языке при официальном обращении употребляется местоимение «вы», адресованное одному человеку. 2. В письменной речи местоимение «Вы» пишется с заглавной буквы. 2. В письменной речи местоимение «Вы» пишется с заглавной буквы. 3. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. 3. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. 4. Обращение на «вы» вошло в употребление с XVIII века из – за сильного влияния французского языка. 4. Обращение на «вы» вошло в употребление с XVIII века из – за сильного влияния французского языка. 5. А исконно «вы» было обращением к врагу. 5. А исконно «вы» было обращением к врагу. 6. Местоимение «ты» могло быть адресовано даже царю: «Ты, царь – батюшка…». 6. Местоимение «ты» могло быть адресовано даже царю: «Ты, царь – батюшка…». 7. С XV века в английском языке употреблялось обращение на «вы». 7. С XV века в английском языке употреблялось обращение на «вы». 8. Исключением являются религиозные тексты, молитвы, стихотворения, где встречается староанглийское местоимение «ты». 8. Исключением являются религиозные тексты, молитвы, стихотворения, где встречается староанглийское местоимение «ты».
13 Виды обращений. (Из истории развития языка). 1. Родственная форма обращений. Она связана с родственными отношениями: папа, мама, бабушка… Она связана с родственными отношениями: папа, мама, бабушка… 2. Подчеркнуто - фамильярная форма обращений. 2. Подчеркнуто - фамильярная форма обращений. Она распространена среди лиц старшего поколения в общении с близкими знакомыми и друзьями. Она распространена среди лиц старшего поколения в общении с близкими знакомыми и друзьями. Эта форма указывает на степень дружеских отношений: Эта форма указывает на степень дружеских отношений: - упрощение имен: Михаил – Миша, Павел – Паша, Пашок. - упрощение имен: Михаил – Миша, Павел – Паша, Пашок. - производные от имени, фамилии или отчества: Павлович – Палыч, Александрович – Саныч. - производные от имени, фамилии или отчества: Павлович – Палыч, Александрович – Саныч. - юмористические варианты: Артур – Артурище, Цапкин – Цап – царапкин. - юмористические варианты: Артур – Артурище, Цапкин – Цап – царапкин. 3. Молодое поколение. Часто оно обращается грубо, упрощенно, будто это клички: Хрипунов – Хриплый или Хрипатый. Часто оно обращается грубо, упрощенно, будто это клички: Хрипунов – Хриплый или Хрипатый.
14 Виды обращений. (Из истории развития языка). Социальная форма обращений. Социальная форма обращений. Она связана с гражданским, социальным, политическим, профессиональным, статусом или званием: гражданин, товарищ, сударь, господин, коллега, доктор, солдат, воин, господин президент. Она связана с гражданским, социальным, политическим, профессиональным, статусом или званием: гражданин, товарищ, сударь, господин, коллега, доктор, солдат, воин, господин президент. Гендерная форма обращения: мужчина – женщина, молодой человек – девушка, гражданин – гражданка. Антигендерная форма обращения: дружище ( и для мужчин, и для женщин).
15 Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! А.С.Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это – очаровательная поэма. В ней причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это – очаровательная поэма. В ней причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Это мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. Это мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.
16 Обращения автора к читателям. Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних… Вы, рыцари парнасских гор, Ты догадался, мой читатель, Стихи мои! Вы не сокрылись… Ты видишь, добрый мой читатель… Скажи, Зоил, скажи, предатель… Прости мне, северный Орфей… Друзья мои, вы не слыхали… Но, други, девственная лира… О друг мой нежный… О дружба, нежный утешитель… Все обращения автора поэмы имеют положительную оценку. Это необычно ласковые, душевно чистые обращения Пушкина. Из 13 обращений 8 распространены добрыми словами. Часто употребляются местоимения моей, мой, мои, мой, мои, т. е. Пушкин любит читателя.
17 Обращения Руслана. «Дети, други! Я помню прежние заслуги…» (Руслан пирующим). «Не спится что –то, мой отец. »( старцу). «Отец мой, не оставь меня» ( старцу). «О поле, поле, кто тебя «О поле, поле, кто тебя Усеял мертвыми костями. » ( полю). «Зачем же, поле, смолкло ты. » (полю). «Любезный хан, я очень рад!»( хану Ратмиру, бывшему сопернику, т. е. рыбаку). «Молчи, пустая голова!» (голове). «Молчи, коварный чародей!» (Черномору). « Что, хищник, где твоя краса?»( Черномору). «Здравствуй, голова!»( голове). «Умри, завистник злобный мой!» ( Рогдаю ). Обращения Руслана с положительной оценкой, если он обращается к друзьям, старцу, полю, к бывшему сопернику Ратмиру: дети, други, мой отец, отец мой, любезный. Эти обращения выражают любовь, нежность, возвышают человеческое достоинство и Руслана, и того, к кому он обратился с речью. Эти обращения выражают любовь, нежность, возвышают человеческое достоинство и Руслана, и того, к кому он обратился с речью. Обращения Руслана с отрицательной оценкой, если он обращается к сопернику Рогдаю, голове, Черномору: завистник злобный мой, пустая голова, коварный чародей, хищник. завистник злобный мой, пустая голова, коварный чародей, хищник. Руслан ищет свою Людмилу, поэтому борется со своими врагами. Он храбрый, верный, твердый духом. Пушкин прославляет богатырский русский народ, его прекрасную любящую душу, могучую Русь.
18 Ратмир – соперник Руслана. Руслан – Ратмиру: «Любезный хан, я очень рад!» ( хану Ратмиру, бывшему сопернику, т. е. рыбаку). «Мой друг, - ответствовал рыбак, - Душе наскучил бранной славы Пустой и гибельный призрак…».
19 Обращения Фарлафа. 1. Через плечо глядя спесиво И важно подбочась, Фарлаф, Надувшись, ехал за Русланом. Он говорит:«Насилу я на волю вырвался, друзья!». на волю вырвался, друзья!». Фарлаф лжет, называя Фарлаф лжет, называя Руслана, Рогдая и Ратмира друзьями. Фарлаф убивает Руслана.
20 Обращения Рогдая. «Остановись, беглец бесчестный!» (Фарлафу). «Остановись, беглец бесчестный!» (Фарлафу). «Погибни, трус! Умри!» (Фарлафу). Рогдай употребляет грубые обращения, так как Фарлаф ему враг, соперник: беглец бесчестный, трус. Его обращения сеют в людях зло, зависть, ненависть и желание мстить. Такие обращения используют невоспитанные, неумные, обиженные люди. Такие существа сами по себе несчастные.
21 Обращения старца к Руслану. «Добро пожаловать, мой сын!» «Но, добрый витязь, день проходит…» «Любезный сын, уж я забыл…» «Ах, витязь, то была Наина. «Я вижу, верный друг, оно…». Обращения старца ласкают слух, поднимают настроение, желание жить и радоваться всем и всему. После таких слов крылья за спиной вырастают, хочется быть добрым и приветливым со всеми.
22 Обращения головы к Руслану. «Куда ты, витязь неразумный? Ступай назад, я не шучу! Как раз нахала проглочу!». «Ах, витязь! Ай, герой! Куда ты? Тише, тише, стой!». «Ты вразумил меня, герой…». «Но, витязь, будь великодушен! Достоин плача жребий мой…». Голова обращается к Руслану и с отрицательной оценкой, и с положительной.
23 Обращения вещего Финна к Руслану. Глас добродетельного Финна. Глас добродетельного Финна: «Мужайся, князь! В обратный путь «Мужайся, князь! В обратный путь Ступай со спящею Людмилой…». Ступай со спящею Людмилой…». «Судьба свершилась, о мой сын! Тебя блаженство ожидает. » «Прости надолго, витязь мой. » Какие глубокие, эмоционально окрашенные, многогранные и многозначные обращения пушкинских героев! В них сочувствие, сострадание, доброта, забота.
24 «. Я славил лирою послушной преданья темной старины» (Пушкин). О дружба, нежный утешитель Болезненной души моей! Ты умолила непогоду; Ты сердцу возвратила мир; Ты сохранила мне свободу, Кипящей младости кумир! (Счастливый князь Руслан простил Фарлафу, Ратмир полюбил другую девушку, Рогдай был убит Русланом и сброшен в волны с берега, а карла был принят во дворец).