Жанр послания в лирике Александра Пушкина
Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов Батюшкова, Жуковского, оказавших большое влияние на раннюю лирику Пушкина.
Основные признаки посланий — это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьбы и пожелания. Адресат послания может быть конкретным (стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»), фиктивным ( «К Овидию») или вообще неодушевленным («К моей чернильнице»).
Послание является излюбленным жанром Пушкина. Но в поэзии Пушкина этот жанр не оставался неизменным. Можно проследить эволюцию послания в пушкинском творчестве. Если в начале творчества произведения этого жанра имеют конкретного адресата и конкретную цель, то в поздней лирике послание содержит обобщение, и через него поэт обращается не к определенному лицу, а ко всему миру.
В начале творчества Пушкин пробует себя в разных жанрах, в разных направлениях. Лирика лицейского и петербургского периодов творчества Пушкина во многом подражательна. Подражая поэтическим традициям Жуковского и Батюшкова, часто обращавшихся к жанру послания, Пушкин сам создает большое количество посланий. Среди стихотворений этого жанра ранней лирики важно отметить послания, обращенные к Батюшкову и Жуковскому («К Батюшкову», «Батюшкову», «Жуковскому», «К Жуковскому», «К портрету Жуковского»). В этих посланиях юный Пушкин, подражая своим адресатам, создает произведения, в которых проявляются характерные черты творчества названных поэтов.
Тема дружбы, одна из основных в лирике Пушкина, развивается именно в посланиях. На протяжении всей своей жизни Пушкин пишет послания друзьям; самые первые из них написаны в лицейский период. Именно лицей подарил поэту первых друзей, ставших дорогими и близкими на всю жизнь. В послании «В альбом Пущину» уже в 1817 году звучит тема «священного союза» друзей:
…но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен.
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
К дружеской лирике относится послание «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В это время Пушкин увлечен гражданскими идеалами. Надо отметить, что жанр послания был типичным и для декабристской лирики, именно в посланиях поэты-декабристы выражали свои гражданские идеи. Интересно сравнить «К Чаадаеву» с посланием Рылеева «К Косовскому». В своем послании Рылеев гражданские идеалы противопоставляет сентиментальным, интимным ценностям: наслаждению природой, нежной дружбе, любви, уединению. Рылеев отвергает эти ценности во имя гражданских добродетелей. В послании «К Чаадаеву» Пушкин соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты первого свиданья.
У Пушкина интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как у Рылеева. Наоборот, гражданская доблесть в послании Пушкина становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к Родине.
Послания, написанные Пушкиным в период южной ссылки, имеют романтический характер. Например, в послании «Гречанке» Пушкин рисует романтический образ лорда Байрона, а в послании «К Овидию» рассказывает о судьбе великого поэта-изгнанника Овидия, находя в ней много общего со своей судьбой.
Стихотворение «К морю» хотя и имеет необычного, неодушевленного адресата, написано тоже в жанре послания. Это очень важное, переломное стихотворение для Пушкина. В «К морю» поэт прощается с морем, романтическим символом, и с романтизмом вообще. Море для Пушкина — это друг, оно дорого поэту как воспоминание о его юношеских романтических мечтах и идеалах. Послание «К морю» завершает романтический этап в лирике Пушкина, в творчестве поэта намечается поворот к реализму.
В Михайловский период количество посланий уменьшается. Зато тема дружбы звучит в посланиях как никогда сильно. Дружба для Пушкина в это время имеет особое значение: поэт находится в ссылке, вдали от друзей. «19 октября» (1825 года), написанное в жанре послания, является одним из основных стихотворений в дружеской лирике Пушкина. Оно посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями, самый дорогой для него праздник он вынужден провести в одиночестве. Но воспоминания о друзьях, о «священном союзе» делают этот день для Пушкина счастливым даже в ссылке. В послании «19 октября», обращенном к друзьям, Пушкин поет гимн лицею и союзу верных товарищей:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
К дружеской лирике относятся и послания декабристам, среди которых у Пушкина было много друзей. В послании «Во глубине сибирских руд…» Пушкин призывает декабристов хранить «гордое терпенье», верить в то, что труд их не пропал даром и мученья их не бессмысленны. Хотя Пушкин не разделял политических убеждений декабристов, для него они навсегда остались героями. В послании «19 октября 1827 года» Пушкин благословляет своих друзей-декабристов:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
В конце 20 — начале 30-х годов жанр послания в лирике Пушкина претерпевает эволюцию: прежде всего, стихотворения этого жанра теряют конкретного адресата.
В послании «Поэту» нет определенного адресата. Стихотворение содержит обобщение: Пушкин обращается к поэту вообще. Это философское послание, в нем Пушкин выражает свою философскую позицию по отношению к теме поэта и поэзии:
Ты царь: живи один.
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
Теперь почти все послания Пушкина приобретают философскую окраску. Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» Пушкин адресует своей жене, но в этом послании для поэта важно прежде всего выразить свою философскую концепцию:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Подобную эволюцию жанра можно проследить и в посланиях, относящихся к любовной лирике Пушкина. Послания «Ек. Ушаковой», «Кн. 3. Н. Волконской» имеют конкретного адресата, в них Пушкин выражает свое восхищение хорошенькой женщиной. Послание «К ***» — это стихотворение совсем иного плана. И хотя оно вызвано реальными событиями в жизни Пушкина — любовным романом с А. Керн, — в этом стихотворении Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви, чуждый всему земному. Поэтическим итогом всего творчества Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг…», в котором представлены элементы жанра послания. Обращаясь к музе, Пушкин говорит об истинных ценностях поэтического творчества.
Таким образом, жанр послания является одним из основных в лирике Пушкина. Пушкин обращается к нему на протяжении всего своего творчества. Причем в пушкинской поэзии происходит эволюция этого жанра. Послания, имеющие конкретного адресата, сменяются посланиями, через которые поэт обращается ко всему миру, выражая свои философские идеи. Именно в послании у Пушкина развивается тема дружбы. Этот жанр важен также для любовной лирики поэта.