Жанры классицизма в лицейской лирике Пушкина
В лицейский период и в первые послелицейские годы Пушкин полностью сохраняет строгое разграничение жанров, принятое классицизмом [1] . Каждый жанр в поэтике классицизма представлялся неизменным и не должен был смешиваться с другими жанрами, так как классицизм исходил из существования неких идеальных образцов, канонов, являвшихся неизменными для каждого вида и жанра литературы. Поэтому и лирическая поэзия в поэтике классицизма представлялась иерархией изолированных друг от друга жанров.
Это точное разграничение жанров проходит через всю поэзию XVIII века и сохранилось до начала XIX века, вплоть до Пушкина.
Для поэтики классицизма характерно обращение к объективирующим действительность жанрам - оде, сатире, поэме и некоторым другим жанрам малой формы.
Ода [2] в лицейских стихах Пушкина представлена сравнительно немногими произведениями: «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе» и «Усы. Философическая ода», уже отличающимися от од XVIII века, од Ломоносова, Сумарокова, Державина. Пушкин отказывается от риторических украшений и отступлений, от гиперболического «парения», которые столь характерны для оды его предшественников.
«Воспоминания в Царском Селе» написаны для переводного экзамена и прочитано Пушкиным в присутствии Державина 8 января 1825 года. Произведение изначально ориентировано на традицию державинской оды: возвышенный язык с множеством архаизмов, образы глобальны и одновременно вещественны и конкретны. Ода прославляет победу над Наполеоном, в связи с чем исполнена возвышенной патетики и мастерства. Русские полководцы приравниваются к мифологическим героям и богам, российская армия - это «рать богатырей», готовых «иль победить, иль пасть в пылу сраженья». В то же время ода содержит и элегические мотивы (в описаниях Царского Села, в рассуждениях о разоренной Наполеоном России, о павшей Москве).
Строфа «Воспоминаний. » избрана под влиянием Батюшкова и состоит из восьми стихов: два четверостишия с перекрестной рифмой. Своеобразие строфы обусловлено сочетанием четырех (трех-) и шестистопного ямбов. Сочетание разностопных стихов придает гибкость ритму, делает интонацию взволнованной и энергичной, что характерно для жанра оды [3] .
Пушкинское стихотворение «Наполеон на Эльбе» - это историческая элегия с одическим элементом, который состоит в том, что Пушкин попытался ввести в историческую элегию реальное историческое лицо [4]. Центральную часть произведения составляет монолог Наполеона, с одной стороны, вобравший устойчивую элегическую фразеологию, с другой, обнаруживший одическую традицию и, главным образом, характерный для патриотической одической лирики 1812 года комплекс оценок Наполеона - «губителя», «бича» Европы, лелеющего злодейские замыслы о «всеобщем разрушении». Одический элемент явился причиной разрушения элегической целостности пушкинского стихотворения [5] .
«Усы. Философическая ода» написано под влиянием «гусарской» образности «залетных» посланий Д.Давыдова. Поэтическая традиция сделала усы важнейшим атрибутом облика гусара. Однако сам предмет осмысления придает жанру философской оды пародийный характер. Типичная для высокой оды идея бренности земного существования снижена явно пародийными примерами.
В дальнейшем Пушкин относительно редко прибегает к одическому жанру, его ода послелицейской лирики утрачивает свою жанровую определенность, сохраняется лишь возвышенно-ораторский стиль, гражданская патетика.
Лицеисты были очень эмоциональны в проявлении своих чувств, будь то любовь, дружба или уважение. Поэтому не случайно и обращение юных поэтов к такому жанру классицизма как мадригал [6] .
В характерном для литературы XIX века жанре мадригала написано стихотворение Пушкина «Красавице, которая нюхала табак». По преданию, обращено к замужней сестре товарища Пушкина по лицею А.М.Горчакова - Елене Михайловне Кантакузен, у которой поэт бывал впоследствии в Кишиневе, находясь там в ссылке.
Мадригал «К Пущину» адресован лицейскому другу, отмечавшему 4 мая день рождения. Стихотворение утверждает радость жизни, представляет любовь как украшение бытия, а сам поэт нарисован как певец легких наслаждений.
Стихотворение «К Маше» написано восьмилетней сестре Дельвига, «премилой живой девочке», по словам Пущина. «Корсаков положил стихи на музыку, - вспоминал он, - и эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства» [7]. Ей же посвящен мадригал «К бар. М.А.Дельвиг».
Несмотря на то, что Пущин назвал стихотворение стансами [8] . таковым оно всё же не является (в нем нет ни одного признака этого жанра: не наблюдается завершенность предложений внутри строфы, содержание стихотворения развивается в каждой последующей строфе), хотя такой жанр имел место быть в поэтике классицизма.
«Стансы (Из Вольтера)» Пушкина - это вольный перевод стансов Вольтера «К г-же Шатле». В целом примыкает к элегической традиции, характеризующей поэзию Пушкина лицейского периода (мотивы «минувших дней», «обманов сладостной мечты», «увядших роз» юности и т.п.). Но элегическая содержательность сочетается в стихотворении со строго формой, отличающей лирические медитации поэтов школы М.М.Хераскова (1760-е гг.). Тяготеющая к внутренней завершенности строфика стансов отражает внеличностность эмоции, философию «уразумленных» чувств и одновременно протест против «рассудка», призывающего смириться перед необратимым кругом бытия (от «рассвета» до «заката»).
Стихотворение «Stances» написано на французском и русском языках и обращено к сестре И.И.Пущина Евдокии Ивановне Бароцци. В нем прослеживаются все признаки, характерные для жанра стансов.
«Куплеты на слова «С позволения сказать» также относятся к этому жанру. Эти коллективные куплеты стали известны по тексту письма лицеиста А.М.Горчакова к родным: «Недавно составилось у нас из наших поэтов и нескольких рифмачей род маленького общества, которое собирается раз в неделю, обыкновенно в субботу, и, садясь в кружок, при чашке кофе, каждый читает маленькие стишки на предмет, или лучше на слово, заданное в прежнем заседании, то есть каждому дают какое-нибудь слово, на которое он должен изготовить к будущей субботе водевиль, на который наш виртуоз Корсаков сочиняет обыкновенно голос; голоса эти ему довольно часто удаются. Для смеха, забавы и куриозу присылаю вам два из этих маленьких соводевилей. » («Красный архив», т.6 (79), 1936, с.191).
В первом и третьем куплетах, по форме соответствующих жанру стансов, можно подозревать авторство Пушкина.
«Couplets» Пушкина также написаны в жанре стансов на французском языке. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, заканчиваясь рефреном: «До приятного свидания».
В лицейский период своего творчества (да и в последующие периоды) Пушкин обращается ещё к одному жанру классицизма - поэме [9] . придавая ей, однако, сатирический [10] характер.
Так, например, «Монах» - это ранняя неоконченная сатирическая поэма А.С.Пушкина, обнаруженная в архиве Горчакова в 1828 г. И тогда же впервые опубликованная. В основу сюжета положен эпизод из жития Иоанна Новгородского. В одном из эпизодов жития рассказывается о том, как бес был пойман Иоанном в умывальнике (заперт крестом), взмолился и обещал исполнить любое обещание святого. Иоанн приказал перенести его в Иерусалим. В дальнейшем бес стал мстить святому: то в келье находили женскую одежду и украшения, то монахи видели, как девица выходила из кельи Иоанна. Святого сочли за грешника, связанного посадили на плот и пустили по течению, но плот поплыл вверх по реке. Это было воспринято новгородцами как божественный знак, и Иоанн был возвращен в город. Пушкин, однако, свободно распорядился событиями жития. Вместо Иоанна поэт называет своего героя Панкратием, место действия переносится в Москву, искушения монаха начинаются в первых сценах поэмы; кроме того поэма имеет ярко выраженный антиклерикальный характер. Вступление к поэме свидетельствует об ориентации на сатирические произведения Вольтера, которого Пушкин называет «султаном французского Парнаса». Но произведение не было закончено, Пушкин бросил писать его по совету А.М.Горчакова, лицейского товарища поэта.
Сатирической поэмой «Тень Фонвизина» юный Пушкин активно включился в острую литературную борьбу между «карамзинистами» и «шишковистами» («Арзамасским обществом безвестных людей» и «Беседой любителей русского слова») на стороне первых против «российских стиходеев» - эпигонов классицизма. Следует отметить большую самостоятельность критика-Пушкина. Его оценки зависели прежде всего от «качества» поэзии, а не от привязанности авторов к «Арзамасу» или к «Беседе». Первым был осмеян графоман-одописец граф Д.И.Хвостов, а затем другие участники «Беседы» кН. С.А.Ширинский-Шихматов, А.С.Шишков, его «невинная другиня» поэтесса А.П.Бунина. Требует разъяснения резкий отзыв о Державине (вплоть до пародирования его стихов): здесь Пушкин имел ввиду, конечно не все творчество поэта, а его одно из последних творений и самое слабое - «Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества».
В числе осмеянных оказался и «сверхчувствительный» сентименталист кН. П.И.Шаликов. Из «арзамасцев» укора заслужил лишь Батюшков. Но естественно не за отсутствие таланта, а за лень: «дело не пойдет на лад», если только «Хвостов трудиться станет, а Батюшков спокойно спать».
«Тень Фонвизина» - это пушкинская сатира на современную ему русскую литературу.
Одной из важных черт классицизма являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Этот факт и обусловил большой интерес приверженцев классицизма (в том числе и Пушкина, хотя он и не являлся таковым) к жанрам античной литературы (см. Глава II. Жанры античной лирики в лицейский период творчества Пушкина).
Таким образом, мы видим, что лицейская лирика Пушкина еще следует традиции классицизма с его строгим разграничением жанров и представлена характерными для этого течения литературы жанрами, как-то: ода («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон на Эльбе» и «Усы. Философическая ода»), мадригал («К Маше», «Красавице, которая нюхала табак», «К Пущину (4 мая)» и «К бар. М.А.Дельвиг»), стансы («Стансы (Из Вольтера)», «Stances», «Куплеты на слова «С позволения сказать» и «Couplets») и сатирическая поэма (« Монах» и «Тень Фонвизина»).
[1] Классицизм - художественное направление, зародившееся в ряде европейских стран в начале 17 века.
[2] Ода - торжественное, патетическое стихотворное произведение.
[6] Мадригал - в классической поэзии небольшое по объему стихотворение хвалебного содержания (в противоположность эпиграмме, с которой сходно по объему и структуре).
[8] Стансы - стихотворение, состоящее из небольших строф (по четыре стиха; обычен ямб), каждая из которых характеризуется законченностью, то есть достаточно четко отграничена от других и по содержанию (определенность мысли, образа), и по форме (завершенность предложений в границах строфы, замкнутость цепочки рифм).
[9] Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах.
[10] Сатирическая поэма - жанр с характерными признаками поэмы, содержащий насмешку, издевку над теми или иными отрицательными явлениями, гневное осмеяние их.