Стихи пушкина о поэте и поэзии

Пушкин о поэзии, поэтах и читателях

Эту главу из моей статьи о Пушкине некоторые читатели стали
размещать на своих сайтах. Хочу сделать такой подарок и я -
для более широкого круга любознательных. Часть высказываний
Александра Сергеевича приведены без кавычек из-за их более
краткой трактовки.

В стихах не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. Русская поэзия достигла в лучших образцах высокой степени образованности (Державин, Богданович, Крылов, Батюшков, Жуковский). Ломоносов открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.
«Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни. ». Она основывается на пламенных порывах чувства и воображения.
Говоря о поэзии классической и романтической следует иметь в виду, что если вместо формы стихотворения будем брать за основание только дух, в котором оно написано, - то никогда не выпутаемся из определений. Любить размеренность, соответственность свойственно уму человеческому.

О подражателях всех мастей: легче превзойти гениев в забвении всех приличий, нежели в поэтическом достоинстве. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию – которая более и менее отражается в зеркале поэзии».
Спокойствие – необходимое условие прекрасного. «Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно, не в силе произвесть истинное великое совершенство – (без которого нет лирической поэзии)».
В стихах Баратынского стройность и зрелость. «Сие преждевременное развитие всех поэтических способностей, может быть, зависело от обстоятельств, но уже предрекало нам то, что ныне выполнено поэтом столь блистательным образом».

«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». «Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного». «. Женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностию самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстраивают меру, уничтожают рифму. Исключения редки. ».
От себя замечу, что современные женщины, получая одинаковое с мужчинами образование, ни в чём не уступают последним на поэтическом поприще, а часто и превосходят их.
«Никто более Баратынского не имеет чувства в своих мыслях и вкуса в своих чувствах».

«Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».
Осмелюсь и в этом месте дополнить Пушкина. Спустя 200 лет после его рождения появился и третий род: он происходит от необразованности и неграмотности. Видимо в те времена такие люди за перо не брались, их здравый смысл преобладал; да и поэты исчислялись единицами, а не тысячами. Впрочем истинных поэтов и сейчас можно перечесть на пальцах одной руки. А масштаба Пушкина – ни одного!

«Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных».
«Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки». «. Тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным». «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию – такова смелость Шекспира, Данте, Мильтона, Гете, Мольера».
Писатель «. должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы».
Употребив в «Годунове» белый стих Пушкин заметил, что некоторые «. сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами». «Нововведения опасны и, кажется, не нужны» - резюмировал он. И это при условии, что белый стих зародился еще в 16 веке, то есть двести лет до Пушкина. Виртуозно им владел и Шекспир, чем славен по сей день.
Пушкин сожалеет о том, что поэтический слог еще не приблизился к благородной простоте. Он отмечает, что «. истинный талант доверяет более собственному суждению, основанному на любви к искусству. ».
От критика требуется ученость, вкус и хладнокровие. Все равны перед законами критики, вне зависимости от гербов и пыльных грамот. Поэзия не должна быть легкомысленным занятием, а благоговейным служением.
На примере лирики Баратынского Пушкин указывает, что она доступна в полной мере не для всякого.
«Чувство приличия зависит от воспитания и других обстоятельств». «. Гений, какое направление ни изберет, останется гений – суд потомства отделит золото, ему принадлежащее, от примеси». «Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы».

«Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно. » Публика «. всегда соглашается с тем, кто последний жалуется ей».
«Для публики я не имею главной привлекательности – молодости и новизны литературного имени». «В отношении стихотворений число требователей ограничено. Оно состоит из тех же лиц, которые платят по 5 рублей за место в театре». «. Стихотворение лирическое читает только любитель поэзии. –А много ли их?». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию. ».
Пушкин начал писать и печатать с 13-летнего возраста, но считал, что даже написанное им на 19 году «. непростительно признать публично в возрасте более зрелом и степенном. ».

Он отмечает, что печатное слово (каким бы оно ни было) оказывает волшебное влияние на читателя.
Ученые и писатели всегда впереди на ниве просвещения и образованности. «Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».


© Copyright: Владимир Юденко, 2014

© Copyright: Владимир Юденко. 2014
Свидетельство о публикации №114060704286

На это произведение написаны 2 рецензии . здесь отображается последняя, остальные - в полном списке .

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2017 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

Поделиться