А. С. Пушкин. Няне
Урок литературного чтения в 4 классе. Учитель: Левина Е.Н.
Тема: «А.С. Пушкин. «Няне».
Цели: раскрыть идею и смысл стихотворения А.С. Пушкина « Няне»; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительности чтения; развивать эмоционально чувственное отношение к природе, воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: толковый словарь русского языка Н. М. Неусыповой; толковый словарь С. И. Ожегова; портреты А. С. Пушкина в юности и отрочестве; портрет Арины Родионовны
Под первые звуки симфонии Чайковского открывается занавес. На затемненной сцене выхваченный лучом стол, на нем горящая свеча, листы исписанной бумаги, клубок ниток и вязание с воткнутыми в него спицами. На заднике окно, за которым открывается зимний пейзаж. На сцену выходят трое ведущих.
1 Вед. Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.
2 Вед. А когда – то, давным – давно, в этой комнате горела свеча, потрескивали в печи поленья.
3 Вед. Старушка вяжет чулок, привычно ходят в руках спицы, разматывается клубок. Изредка старушка поднимает глаза на портрет ее бывшего воспитанника. Как он изменился с тех пор, как она его не видела, только вот не вырос совсем. Старушка улыбается, может, вспоминается ей, каким смешным, толстым, неуклюжим был он когда – то.
Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом ):
Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.
( Мальчик берет перо, пишет под диктовку.)
« Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Целую, Арина Родионовна.
2 вед. А он, он прислушивается к завыванию вьюги за окном, вглядывается в искрящуюся под луной снежную равнину. Что он хочет услышать в песне ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?
1 вед. Он видит и слышит то, что до него никто никогда не видел и не слышал.
3вед. Да, он видит и слышит несравненно больше, чем другие люди. Он может рассказать обо всем этом своей старой няне, своим современникам, нам, людям, живущим через много десятилетий после него.
2 вед. Потому что он поэт.
1 вед. Потому что он Александр Пушкин.
Учитель: А. С. Пушкин и его стихотворение « Няне» - тема сегодняшнего урока. Пушкин писал прекрасные стихи. За каждым из них он сам, его переживания, его мысли, его душа. Сейчас я прочитаю его стихотворение « Няне». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос « Как поэт относится к няне?»
( Учитель выразительно читает стихотворение)
Итак, как поэт относится к няне?
Учитель: Арина Родионовна пришла в дом Пушкиных совсем юной девушкой. В семье Пушкиных было пять детей. Всех их вырастила Арина Родионовна. Но самым любимым ее воспитанником был Александр Сергеевич.
В вечерней тишине…
Являлась я веселою старушкой
Над ним сидела в шушуне
В больших очках и с резвой погремушкой.
Трудилась, господа не гневала,
Но без меня, быть может, не было б
У вас Людмилы и Руслана.
Хотя о вас я и не грезила,
Когда с хитринкой, по - крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ.
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
Учитель. Рассмотрите портрет поэта. Еще раз прочитайте его имя, отчество, фамилию. Обратите внимание на даты рождения и смерти. И хотя обозначена дата смерти, поэт не умер. Мы читаем его стихи, значит, он жив.
А теперь откройте учебники на странице 95. Читайте стихотворение « Няне» самостоятельно и отмечайте для себя непонятные слова.
( Дети самостоятельно работают с текстом.)
Какие непонятные слова вы встретили?
( На доске написаны непонятные слова.)
Няне В словаре Ожегова С. И. толкуется так: няня – та, что воспитывает несамостоятельного, не взрослого человека.
Глушь .О ткройте словарь Нины Матвеевны Неусыповой на странице 13. Найдите слово глушь. Рядом дано предложение, раскрывающее значение этого слова. Прочитайте его.
(Глухое место, отдаленное от людей.)
Горюешь. Подберем синоним к слову горюешь(грустишь). Заглянем в словарь на странице 14. Найдите слово грустить. Рядом дано близкое по значению слово. Прочитайте его ( печалиться).
Словосочетание « будто на часах». Слово часы. Что вы о нем знаете? В каких случаях его употребляют в речи?
(Когда говорят о времени.)
А вот писатель Пантелеев в рассказе «Честное слово» рассказал о мальчике. который вместе с ребятами играл в войну. И вот он тоже стоял на часах. В каком смысле здесь употреблены эти слова?
Значит, няня всегда была на посту.
Учитель. Над значением остальных слов поработаем коллективно. Итак, слово светлица. Что говорит о светлице поэт?
(Ты под окном своей светлицы).
Учитель. Значит, светлица – это светлая комната.
Учитель. Слово наморщенные. Попробуем найти слово, от которого образовалось данное слово. (Морщины).
А морщины образуются от того, что человек морщится?
(И от того и от старости).
Значит, наморщенные руки…
(Старческие руки и руки – труженики).
Учитель. Слово теснят. Подберем однокоренные слова.
Тесно, это когда не умещается. Что не умещается в груди няни?
(Тоска, предчувствия, печали. Эти чувства переполняют няню.
А почему поэт сказал всечасно?
(Постоянно, каждый час).
Предчувствие – чувство ожидания чего – то предстоящего и неизвестного.
Дряхлая – очень старая.
Суровых – очень тяжелых, трудных, тяжких.
Учитель. Читаем стихотворение по частям. (Называю имена трех учеников). Остальные слушайте и думайте: какое настроение соответствует этому стихотворению?
(Грустное и нежное).
Найдите слово, которое подтверждает ваши ответы. («Подруга дней моих суровых» - эти строки надо читать грустно, в жизни Пушкина были тяжелые дни. « Голубка дряхлая моя». Эти строки надо читать нежно.)
Учитель. Пушкин хочет видеть няню, у них обоюдная тоска. Настроение няни передается Пушкину.
Учитель. А теперь ответим на вопросы строчками из стихотворения.
- Как поэт называет няню?
- Из каких строк видно, что няня с нетерпением ждет поэта?
- Я вижу вы прекрасно ориентируетесь в тексте. Уверена, что вы ответите на мой последний вопрос: какие чувства не покидают няню?
Учитель. Передать чувства поэта сможет тот, кто научится это стихотворение выразительно читать. Работа эта трудная. Составим ритмический рисунок стихотворения.
Подруга| дней моих суровых,|
Учитель. Пушкин называет свою няню подругой. Какое здесь ключевое слово? В конце строки сделаем обычную речевую паузу.
Голубка || дряхлая моя!|
Какое здесь ключевое слово?
( Пушкин называет няню подругой. В конце восклицательный знак – выражено сильное чувство).
Одна | в глуши лесов сосновых|
( Здесь два ключевых слова: давно – давно и ждешь. Длинная пауза, так как закончилось первое четверостишие).
Прочитайте, пожалуйста, первое четверостишие.
( Один ученик читает).
Ты под окном своей светлицы
(Нет ключевых слов).
Горюешь, будто на часах,|
И медлят поминутно спицы|
(Няня все время в раздумьях)
В твоих наморщенных руках||
(Закончилась вторая часть. Читает другой ученик).
Глядишь |в забытые вороты|
На черный отдаленный путь||
Тоска. | предчувствия. заботы|
Теснят твою| всечасно грудь.
Учитель. Давайте посмотрим на расстановку пауз. Это стихотворение нежное, но оно и грустное. Значит, оно не может быть радостным. При чтении, голосом, все эти чувства добрые надо передать.
V. Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будем по группам.
(Делю детей на группы из 4 человек. Каждая группа готовит одного ученика для чтения вслух. Во время работы учитель оказывает детям необходимую помощь).
Учитель. Кто представит коллективную работу на суд зрителей?
Учитель. Кто сумел донести до слушателей, как трепетно любит Пушкин няню? Чье чтение вам понравилось больше?
(Дети называют ученика и мотивируют).
Учитель. На память об этом уроке я вручаю тебе грамоту. Ну а мы, ребята, давайте ему поаплодируем.
Учитель. А закончить урок я хотела бы словами из стихотворения А. Плещеева «Памяти Пушкина». Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной».
VII. Домашнее задание.
Учитель. Домашнее задание каждый выберет себе сам. Предлагаю три варианта.
Вариант – выучить стихотворение наизусть.
Вариант – найти стихи Пушкина и других поэтов о няне.
Вариант – прочитать стихи Пушкина о любви.
.