Цифровой век поэзии
(Опубликовно в сокращенном варианте в Компьютерре №465)
Ты числами достал меня, Махмуд!
Арабскими и римскими - любыми.
Их больше, чем на белом свете Будд,
Им Легион - незначащее имя.
http://www.dol.ru/users/levinb/glup_fr.htm
Объединяющая тема тем номеров Компьютерры двухлетней давности «Цифровой век» обошла стороной одну из составляющих цифровой жизни, а именно цифровой поэзии. А напрасно. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. (Например, «Алекс Юстасу…») Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта?На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что все это, как известно, не терпит суеты – прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить – получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию.Для толстокожих зануд, предпочитающих поэзию хотдогов и мобильников, не попавших под обаяние ритма и ждущих практической отдачи, можно сообщить, что цифровая поэзия служит идеальным средством обучению теории стихосложения. Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных, наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть, с ударением он, или без ударения) различаются пять родов стоп с особыми названиями:
- Ямб (1 - для сисадминов поясню - один, ударение на втором слоге)
- Хорей (8 - восемь, ударение на первом слоге)
- Дактиль ( 1000 - тысяча, ударение на первом из трех слогов)
- Амфибрахий (13 - тринадцать, ударение на втором из трех слогов)
- Анапест (50 - пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов)
Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
- Трехстопный ямб 12 22 ….
- Четырехстопный ямб 12 20 22…
- Пятистопный ямб 4 42 4 2 1…
- Трехстопный хорей 100 40 1 (или 141).
- Четырехстопный хорей 48 39. (для тех, кому все еще трудно - «Наша Таня громко плачет»)
- Трехстопный дактиль 1000 300 4…
И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами, ведь все цифры под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.
После того, как разобрались с размерами, будущих цифровых Прутковых-Щипачевых-Ахмадулиных заинтересует вопрос - какие строки рифмовать, первую с третьей, или, наоборот, первую с четвертой? И сколько может быть вариантов рифм? На этот вопрос отвечает известная любителям математики последовательность Белла
(1, 1, 2, 5, 15, 52, 203, 877, 4140, 21147, 115975, 678570, 4213597. ), показывающая, например, количество вариантов, которыми могут быть разгруппированы n элементов. Так, набор <1, 2, 3> может быть разделен следующими способами:
< <1>, <2>, <3>>< <1, 2>, <3>>< <1, 3>, <2>>< <1>, <2, 3>>< <1, 2, 3>>. Что соответствует четвертому числу Белла. А еще числа Белла показывают число вариантов рифм в n строках, что нас и интересует. Для 1 строки - 1 вариант, для двух - два (aa и ab), для трех - 5 вариантов (aaa, aab, aba, abb, abc), для четырех - 15 вариантов:
aaaa, aaab, aaba, abaa, abbb,
aabb, abba, abab, aabc, abac,
abca, abbc, abcb, abcc, abcd
Какой схеме соответствует фрагмент песни Высоцкого:
«Те, кто выжил в катаклизме
Пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме
К нам в больницу привезли»?
Если вы уверены, что вариант abcd не встречается, то напрасно, вот куплет из популярной веселой туристической песни:
«На сосне сидит сова
Чешет правый свой нога
Мимо заяц пробегал
Тоже семечки грызет»
Попробуйте вспомнить примеры для других схем - увлекательное занятие. Но, главное, попробуйте сами написать цифровое четверостишие на каждую схему. Присылайте, удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы».
Кстати о полуторах - почитатели цифровой поэзии, как это бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых», недесятичные, естественно, после сокращения), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:
Sin(19)
+корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6
(Что такое интеграл шести не будем уточнять - уж больно забористо звучит…). Так, что каждому надо определиться - с кем он. И начинать.
Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем, прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках, длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.
Ну, вот, если начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало нынешнего уже понятно. Окуните ваши кисти.
=====
Эти цифровые, или, не побоюсь этого слова, дигитальные стихи были в шутку набросаны в Авральном отсеке нашей Яхты в конце января – начале февраля нулевого года.
Собраны в файл as is, c комментариями, без которых не было бы подборки.
——————————————————
. Мне кажется, мы уже и бронзовый, и каменный век поэзии проехали.
Уверенно дробимся к веку электронному.
Помнится очень давно в Меридиане, по-моему, публиковались машинные стихи.
179,320,
516, 25,
12, 30, 18
146, 717,
2345.
А классные стишки. Особенно размер – плюс рифма – очень впечатляет. При желании, можно даже уловить смысл :-)
"Машинные" стихи в разных размерах и формах?
Представляете, сонет так написать? Или садистский стишок.
даешь конкурс!
Я – за! Только я плету не очень хорошо.
Условия давай!
да я об условиях даже и не думала. Каждый напишет, что ему нравится. А наградой всем нам будет эстетическое наслаждение :))
А вот.
Гекзаметр (вроде как).
20 16 120 15–15.
3 25 117 4 6–8,
30 108 11 1020!
40 6000 17 02 38?
Дистанцы
——————————————————
Гм. Садистский стишок говорите.
200 140 4 17
316 2008
300! 648–12
5000000 15 09.
С рифмами тяжеловато однако.
Кандид
——————————————————
Вай, Кандид-джан, восэмь и девять харащё срыфмаваль! Восэм и сэм – эщо туда-суда, но восэм и ДЭВЯТ?
Дистанцы
——————————————————
Кандид,
а садизм заключается в подсчете нулей у 5000000? Тогда все удалось.
The floating point poetry.
1.29*10^10
14000 + 142
14 + 18.02
4.15*70^5.
(Прим. 3.1*10^4 = три-один на десять в четвертой)
Не придирайтесь! Я намерено ушёл от банальной рифмы.
Тем более, что семь-восемь ничуть не лучше в плане рифмы, чем восемь-девять. Приличные рифмы есть только у второго десятка и у верхней части сотенных.
Кандид
——————————————————
Кандид, это был шутк. Такой худенький и совсем молоденький шутк.
Онегинская строфа. (кусок).
130 40 20 10
2000 8 45
15 80 200
150, ядрена мать!
Ведьма
——————————————————
Ну, ладно, раз цифровые стишия поканали:
Стихи посвящаются тестовой программе на PDP-11, моей первой любви.
01 27 37 (Ноль один – двадцать семь-тридцать семь)
100 (сто)
177 5 60 (сто семьдесят семь – пять – шейсят)
1 (единица)
В ночной тишине
В ожиданьи консоли висят.
ты непрост. А почему консоли висят в тишине.
Было же в последней строке: модуль минус десяти!
Попробую еще раз: – 10
Двадцать пять факториал двадцать пять
Тридцать семь квадратный корень из восьми
Одна тысяча пятьсот шестьдесят
Двадцать восемь модуль минус десяти. Uliss
——————————————————
Народы,
я потом эти стихи соберу в файло.
Но. это. там, где "скврт", там желательно расшифровочку чтений, ага?
вот это да! Потряс! У тебя даже знаки появились. Знаешь, у тебя какая-то Пахмутова с Добронравовым получились!
DV
——————————————————
а меня хватило только на детский стишок:
3 15 20 40,
2 13 240.
39000 8 –
25 1 108!
очень даже похоже! Особенно вот эти точные рифмы! Сразу видишь человека с правильным филологическим образованием!
А то рифмуют тут всякие девять и восемь. У-уууу, ироды!
DV
——————————————————
Эх, DV, мне бы математическое. Я бы навставляла корней с интегралами.
Ой, все, не буду больше, молчу-молчу.
18*5 (Восемнадцать умножить на пять)
25:16 (Двадцать пять разделить на шестнадцать)
и опять 25, 25.
и уже никогда 18.
Ведьма
——————————————————
Стишок твой – во! Грустный немного.
Наверное, из-за слова: "никогда".
Мои комплименты твоему четверостишию. Это уже не упражнения, это уже просто здорово. Я вот даже задумался так грустно.
Да вы что! 18 – всегда! Разве нет? У меня только так. А то будет всегда "никогда".
а мне больше нравится 24. Но это глубоко индивидуально, конечно.
Филя
——————————————————
Филя, ну, тогда мне – либо 21, либо 28. Но 18 – это метафора, претендующая на всеобщность идеи!
над Москвою снова осень.
Что возьмем?
Давай 0.8!
А у меня тоже индивидуально
Сначала было 12.
Потом 17.
Потом 19.
Потом 26.
Потом 27, 28, 29, 30, 31.
:-)))
Uliss
——————————————————
Все стихами числовыми пишут. Я бы тоже написал, да не дано мне. Ну я тогда в прозе. В презренной прозе будней. В ритмичной прозе будней. В прекрасной прозе будней.
"И уже никогда 18 – Ведьма".
И уже никогда 18, и уже никогда 19, и уже никогда 20, и уже никогда 21. – вот пример расходящейся числовой последовательности.
>>А почему консоли висят в тишине?
Консольный принтер.
Ну, его повесили. Выставили запрос прерывания
(Ноль Один – Двадцать семь-тридцать семь,
Сто, Стосемьдесят семь-пять-шейсят.)
и повесили в ожидание (единица).
позволь, я пожму твой гениальный ласт. Или твою гениальную ласту. Если я даже сейчас не понимаю, о чем речь, каково же это придумать!
DV
——————————————————
Ведьма,
а что это такое – цифровой стих? Тока быстро отвечай, а то я в ушанке и одном сапоге стою на пороге.
ну так как же!
Вот, например:
4 14 8 15.
9 11 30 16
8 08 09 05,
3 29 102 25!
Но в архиве есть гораздо лучшие образцы, почти как изразцы.
Ведьма
——————————————————
Yes, sir! По дороге домой обдумаю, sir!
Где вы только рифмы берете? Надо эту проблему тоже решить.
714, 15, 2247,
13, 318, 140, 327.
028, 220, 170, 045,
615, 3, 020 –
715, 012 –
2000035.
явный непушкин
——————————————————
Да где ж их взять-то, Пушкиных.
18-16, и 20 делить на 02,
35, 36, 39и5, 115,
27, 209, 16, была ты права,
320, увы: 860 и 17.
При следующей личной встрече устраиваю курс программирования в кодах PDP-11. В целях полнейшего раскрытия глубокого смысла моих стихов. Целую.
Морж
——————————————————
Что бы там ни говорили отдельные скептики, мне ОЧЕНЬ понравились дигитальные стишки. Только слово "дигитальные" звучит как-то по-медицински и навевает почему-то образ резиновых перчаток. А сама идея, и особенно исполнение – блестящее! Чутье стиха, понимание авторов и их особенностей – просто феноменальное. Я вся обзавидовалась, вот Рубаи меня сразило, да и не только. Почти все хороши! Самое ужасающее – что можно УЗНАТЬ. Вероятно, вам так и следовало сделать: публиковать эти модели, и не писать НА КОГО (или на какой жанр) эта модель.
Пущай догадываются! Это было бы великолепное развлечение.
Не-е-е-е, цифровые стихи просто класс. Кстати мне именно больше нравится название: "цифровые". A дигитальные – и впрямь что-то медицинское.
Ну вот моих пара иен. Цифровые Хайку. -))
Раздумчивое.
11, 3
112+10
5-40.
ЯВ
——————————————————
Шаломчик, я что-то не нашла у вас в разделе цифровых стихов вот такие (из Форума Луны). На всякий случай перекину. Особенно рубаи мне нравится, такое рубаистое. Или рубаячистое?
25000000. 403.
210, 12, 403.
45, 46, 47, 48.
49. 1, 2, 403.
Подписано сообщение – IP
Ехида
——————————————————
Дигитальные стихи неплохи. Но
Гекзаметр (вроде как).
20 16 120 15–15.
3 25 117 4 6–8,
30 108 11 1020!
40 6000 17 02 38?
Это не гекзаметр, а пентаметр (вроде как :-))))
Вот гекзаметр (попробую сымпровизировать дигитальное двустишие :-))))
5 18 14 20 16 12
2 19 15 15 13 110
Гекзаметр – тяжелый, вязкий, торжественный, неторопливый.
Вот, строку из Одиссеи помню:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос
25000000. 403.
210, 12, 403.
45, 46, 47, 48.
49. 1, 2, 403.
Но если четко придерживаться буквы закона, то "403" – выглядит скорее как редиф, а не как рифма.
И должно быть что-то подобное:
20108 403
25 38 403
18 15 16 13
50 48 403
То есть 20108, 38, 48 – рифма, 403 – редиф.
Спасибо за поправки, все будет подшито к делу.
Файл цифровых виршей получается перманентным, как английские букли.
Оно и хорошо.
Да, представьте себе, Эос с ее знаменитыми крашеными перстами я и держала в голове, однако пару-тройку слогов выбросила по невнимательности.
Ведьма (часть ДиСтанцев)
=====
Поэтический альманах "Полторы трубы"
Смотрите также мою статью в Компьютерре о цифровых стихах
Сначала чудная песенка Александра Дольского
из жизни чисел "Арифметика":
Однажды 2/12 позвали 3/13:
"Пойдемте, 3/13, пройдемся вечерком".
"- Ах, что Вы, 2/12", - смутились 3/13
"- Увидят 5/15, что Вы со мной вдвоем".
"- Пусть видят 5/15", - сказали 2/12
"- Мне это, 3/13, поверьте, все равно".
"- Пусть знают 5/15", - сказали 2/12
"- Что я Вас, 3/13, люблю уже давно".
"- И я Вас, 2/12", - сказали 3/13
"- Пройдемте, 2/12, подайте мне пальто.
Ну что нам 5/15, ну что нам 6/16,
Ну что нам 7/17 и даже если 100!"
Цифровые стихи
138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225
145 4 8
16 9 33
15 98
4 243
(Третьи строки в каждом четверостишьи придуманы Максимом)
Почувствовали ритм и музыку? Присоединяйтесь!
Присылайте, опубликую, главное рифма, напор и красота чисел!
Первой откликнулась Елена
117 11 44
20532
922 8 9 4
50 18 02
8 10 14 7 19
33 2 13 1
305 305 0 4 16
60 91
>
Спасибо, Елена! Очень трогательно звучит!
А ее дочка Маша (14 лет) написала стишок по-английски. Вот он:
105 32 26 19
49 5 1 7
82 96 2.4 13
22 x 11
Только читать его надо правильно
1) 105 как " one ou five" (так они на уроках говорят) 2) 2.4 " two point four" 3) x "times" ( умножить)
(произносить желательно с той же скоростью, что и по-русски, дабы красота размера слышна была)
Рисунок такой (для тормозов)
_ _ v _ _ v _ _ v _ v
_ _ v _ _ v _
Спасибо, Мария!
Ведущая рубрики Пандемониум Клуба Компьютерры Carry прислала трогательную цифровую поэму, предварив ее небольшой инструкцией. Сразу скажу, что не знала, как изобразить степень, поэтому 2(3) - это "два в кубе" а 6(2) - "шесть в квадрате". Дроби читаются как обычно, а большие числа, как 8476, например, читаются полностью, по правилам: "восемь тысяч четыреста семьдесят шесть". Вот таким макаром получилось:
Это было давно,
Не во сне, не в кино:
Городок Цифроград
Зелен был и богат.
Цифруны и цифрята,
Цифрульки, цифрушки,
И цифрюхи, и циферки
Жили там дружно.
Там же жил 007 -
Слыл обычным совсем:
Не агент, не Джеймс Бонд,
Не входил он в бомонд,
Просто мама 03
Так его назвала,
Ведь от 004
Его родила.
007 был хорош:
Чернокудр, смуглокож,
Был поклонник стихий
И писал он стихи.
И когда Цифроград
По ночам засыпал,
007 цифровые
Стихи распевал:
8476 18 2(3) 12
91 45 206 3/12 7 220
819 747 305 9016
5/8 10542 6(2) 05 18
Этим песням внимал
Весь притихший квартал:
005 подпевал,
01 горевал,
И мечтала 05,
Замерев у окна,
Ведь была уж давно
В 007 влюблена.
Спасибо, Carry, от всех арбузников и от всех чисел. Мало кто понимает, что они, числа, тоже переживают и влюбляются.
(Мне всегда казалось, что четные числа женские, а нечетные мужские, а у Carry 05 - женщина. может, это у нее ник такой?)
Заинтересовавшиеся могут посетить на литературной Яхте "Лопе де Вега" замечательную страницу, посвященную цифровым стихам
Кстати, на страничке лимериков на Куличках, ныне пропавшей, были когда-то и цифровые лимерики - нумерики, вот самые приличные из них:
2 (Два)
Подавальщицы Галя да Валя
Ресторан основали в по-2-ле.
Кавалеры по 2
Прибывали в по-2-л,
Только есть там е-2 ли давали.
-- В. Гурвич
3 (Три)
С 3-буны 3-щала Ка-3-н:
"О-3-каюсь от гнусных мужчин!"
Брось 3-паться, Ка-3-н,
Для 3-вог нет причин -
Не желает тебя ни 1.
-- Татьяна Грингольц
С 3-бун ин-3-гует Ка-3-н:
"Сес-3-цы! о-3-нем мужчин!"
Но (ш-3-шок изну-3)
На Ка-3-н посмо-3:
Не ви-3-на, а просто с-3-хнин
-- Татьяна Грингольц
200 (Двести)
200-рвозных девицы из бани
По-200 их просили на кране.
Заявили: Нет места?
На стреле нас по-200!
Ра-200 их шофер дядя Ваня!
(Кр. О. при участии ИР)
И еще несколько стишков Бориса Левина, найденных на http://www.dol.ru/users/levinb
Четырнадцать. Вот это вот число!
Всё остальное - так, на численность потуги.
А в этом есть и шарм и ремесло,
Раскатистое эр-р-р и выговор упругий.
Мы с ним не раз, бывало, по весне -
Да только ль по весне оно бывало? -
Я из ворот, оно уже во мне,
В дому пожар, а нам и горя мало.
Да что там горя! Мало добрых слов,
Хороших девок, настоящих денег.
Ведь надо же поднять сгоревший кров.
А эта стерва плоть?
Куда она тебя, такого, на фиг, денет?
Так что же, ждать, чтоб жизнь своё взяла?
Гневить ещё неопытного Бога?
А как же те, кому и горя много,
Те самые, которым нет числа?
У чисел даты нет. Немыслимо Пи с датой.
Бежит окружность дней за радиусом лет,
Почти всегда одна. А вот мудрец брадатый
Твердит, что где-то там у даты чисел нет.
И месяц - лишь один, без явных предпочтений:
Не только не февраль, но даже не январь.
Не март и не апрель, не летний, не осенний,
А ровно самый тот, чем назван календарь.
Мне мнится в день иной, что жизнь прошла под датой,
Почти всегда одной. Что года не пройдёт,
И стану я не мной, а сущностью крылатой.
В двадцатых декабря, почти под Новый Год.
Создатель снова отслужил своё.
Вопрос "Кому?" - уместен, но напрасен.
Есть Где, Когда, а в них житьё-бытьё:
День тёти Полин, вечер дяди Васин.
И Машенькина ночка до утра,
До первых снов, а там и три медведя
Придут помять соседского Петра,
Незнамо как набитого в соседи.
Тут многим приглянулась цифра три,
Её косноязыческие свойства.
А кто подумал, что у ней внутри?
Кого волнует собственно устройство?
Кого заботит, сколько точно раз
Прошло с тех пор? А пор прошло немало.
Кому охота, вновь давя на газ
Промежду звёзд, вконец уйти в начало?
Противно думать, что опять - пора,
Что не последний раз попали в точку.
Мне жаль их всех: Создателя, Петра,
Дядьёв и тёть, и Машеньку, и ночку,
И трёх медведей, и житьё-бытьё,
И Где-Когда, и день, и дядин вечер,
И цифру три, и сведенье моё,
Что мир периодически не вечен.
Уж если речь зашла о том, кто первый
И где какие дальше номера,
Немедленно подтянутся резервы,
Мгновенно заведутся мастера.
Мы как-то тут раскинули умишком:
Что будет, если будет два вторых?
И по всему видать, что это слишком,
Что между прочим нужен передых,
Что к третьему все пазухи забиты,
А обольщаться следует к семи.
Но тут уж завопят антисемиты,
Извечно недовольные людьми,
Повсюду обделённые местами,
Всегда на затрапезных номерах,
Звереющие перед шестьюстами
Шестьюдесьтью шестью, спаси Аллах.
С одним лучом, бессмысленно упёртым,
Не удаётся сделать пятью шесть.
А что до двух вторых, то их не счесть.
Но можно счесть всего одним четвёртым.
Ты числами достал меня, Махмуд!
Арабскими и римскими - любыми.
Их больше, чем на белом свете Будд,
Им Легион - незначащее имя.
Язык распух, давая имена,
Количество дошло до беспредела.
На что резва жена, но и она
Последний раз буквально обалдела.
Мы слишком часто силимся считать,
Мы каждый вечер где-нибудь считаем.
Скажи на милость, ну какая стать
Сегодня под тобой, за этим чаем?
Не надо, ничего не говори.
Иди проспись, а утром, спозаранку
Бери папаху, шашку, газыри,
Седлай коня и укради горянку.
Окуните ваши кисти! Присылайте шедевры!
Страничка открыта 20.02.2002. Вот уж действительно, поэзия цифр! Предыдущий подобный симметричный вид имела дата 10.01.1001, а следующий и последний будет 30.03.3003. Дождемся ли?
Тот же самый Борис Левин указал на пропущенные мною даты 11.11.1111 и "ближайшую" следующую 21.12.2112, так что ждать намного меньше.
Вообще, мы единственное поколение, жившее в двух палиндромных годах: 1991 и 2002.
О цифровых стихах, связанных с числом Пи смотрите в Клубе числа Пи
Привожу письмо, полученное после выхода статьи в Компьютерре:
Тема: Цифровое стихотворение
Дата: Пн, 21.10.2002 06:59
От: Mikhail Rakhunov < [email protected] >
Кому: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С удовольствие присылаю мой опус.
(первая строчка - название стихотворения)
1 13 29
0 29 35
6 8 40 9 9
5 7 13 25
0 9 9 48
7 300 40 73
15 20 8 8
17 200 33
5.000 30 19
16 200 77
0 50 119
14 17 7
5.000.000 38
16.000 50
6.000.000.000 60
1
11
108
Privet! Moe stixotvorenie na anglijskom:
23 507
13 4 7 85
5 9 100 3 11
3000 4 45
11 87 13
14 5 89 16
903 3 7 30
100 90 17