Цели и задачи урока:

-расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

-закреплять умения определять способы создания образов с помощью изобразительно- выразительных средств;

-развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока;

-создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся;

-способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования;

-развитие речевых навыков;

-развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов;

-воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

-воспитывать любовь к родной природе.

Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока. мультимедийное оборудование, репродукции картин русских художников (И.И.Шишкин «Зима». Пластов «Первый снег»), выставка книг; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года»; тетради; рефлексия урока.

Фактический материал: стихотворение В.Брюсова «Первый снег», стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой».

на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов. выставка книг по данной теме.
Методические приемы. рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, взаимооценивание.

Какие вы все разные: красивые. прекрасные, весёлые и грустные, но думаю, что дружные. Дружные?

- Ребята, на ваших лицах появились улыбки…

- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…

- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу .

- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!

2. Открытие темы урока. ( Слайд 1)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл- и вот сама

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

- Это поэтический отрывок не простой, а волшебный. И не только потому, что оно принадлежит перу А.С.Пушкина, а ещё и потому, что он будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом.

О чём сегодня мы с вами будем говорить? (О зиме).

А как А.С.Пушкин назвал зиму? (Волшебница). (Слайд 2)

- Итак, тема нашего урока – «Волшебница –зима». И сегодня каждый из вас будет «творить» свою зиму, создавать её «портрет».

А почему именно это время года я выбрала для вас? (Сейчас зима).

А кто ещё изображал природу, кроме поэтов? (художники и композиторы)

(увидеть красоту природы, создать свой образ зимы, прослушать музыку, стихи о зиме, повторить художественно- выразительные средства, которые используют поэты при описании зимы, сопоставить образы зимы в разных видах искусства). (Слайд 3).

3. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.

- Мы живём в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима.

- Произнесите вслух слово «ЗИМА». Прислушайтесь, как оно звучит.

(легко, нежно, ласково); 1 слог «ЗИ» - робко и несмело, 2 слог «МА» - широко, открыто и радостно.

Это слово –общеславянское, первоначальное значение слова «зима»-время дождей, но со временем это слово приобрело значение «время снега».

- А какого цвета слово « ЗИМА»?

- На листе напишите слово «ЗИМА», закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово. (Ученики вслух произносят свои «зимние» ассоциации. мороз, холод, снег, метель, вьюга, снежинки, лёд и т.д.)

Посмотрите, какие красивые слова характеризуют образ зимы. Не зря Пушкин называл её волшебной.

А какое слово повторяется у каждого из вас? (снег)

После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы.

Белое чудо. Его ожидают как светлую благодать.

-Ребята, вспомните чувства, эмоции, которые были у вас, когда выпал первый снег. ( Радость, необыкновенное счастье, восторг .)

4. Работа с репродукцией картины А.А.Пластова «Первый снег».

Посмотрим репродукцию картины русского живописца конца 19 начала 20 века Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег».

Нравится ли вам эта картина?

Что изображено на картине? Словесное рисование.

Падает первый снег. Земля преображается. Для детей — это радость и удовольствие. А. А. Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам. Девочка так торопи лась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу. Девочка стоит в одном белом платье или ночной рубашке, но ей не холодно — она увлечена белоснежными снежинка ми, падающими с серого небосклона. Её лицо поднято вверх, озорные радостные глаза смотрят на белый пух, кружащий повсюду. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове — тёмная шапка- ушанка, на ногах — валенки с калошами. Руки маль чик спрятал в карманы. Он следит за происходящим с серьёзным выражением лица и спокойно наблюдает за падающими снежинками.

Какие тона использует художник? (Использует тёплые тона и светлые оттенки: светло-розовый, лиловый, светло-коричневый, серый, бледно-голубой.)

Какой цвет преобладает? (Белый –символ чистоты).

Можно назвать эту картину волшебной? Почему?

Обратимся к вашим листочкам, на которых у вас записаны образы, связанные с зимой. (Снег. какой он? Рядом запишите определения0

(Белый, пушистый, мокрый, холодный и т.д.)

А что он делает? (Лежит, летит, опускается, тает и т.д.) Запишите глаголы.

С чем можно сравнить снег, снегопад? ( Белые мухи, пушинки, снежный дождь и т.д.)

5. Изобразить природу можно не только красками, но и ….словами.

Какие выразительные средства используют поэты и писатели, когда изображают природу? Давайте вспомним: что такое:

Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

Олицетворение − это разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа.

Сравнения − это прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

Эпитеты − образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

6. Послушаем стихотворение.

Стихотворение В.Брюсова «Первый снег». ( Текст на листочках на каждой парте)

- Валерий Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своём стихотворении «Первый снег», послушаем его (Чтение наизусть подготовленного ученика).

Серебро, огни и блестки ,-
Целый мир из серебра.
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!

- Какой видит поэт зиму?

- Какие выразительные средства использует автор?

- В.Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

В стихотворении всего один глагол- найдите его (горят берёзки-олицетворение). Мы помним, что глагол обозначает действие, здесь он один, какой вывод можно сделать? Мир без действия, это состояние. Состояние природы, состояние души человека.

Найдите в тексте слова, которые характеризуют состояние природы до появления снега:

Эпитет - чёрно-голые берёзки.

Но снег выпал и началась сказка.

С чем сравнивается снег? Найдите в тексте скрытое сравнение. (серебро, огни, блёстки, лазурь, жемчуг.) Такое ощущение, что описывает не поэт ,а ювелир.

И весь мир становится …каким?
Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!

Поэт использует метафору.

Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений:

Целый мир из серебра.
Это — область чьей-то грёзы,
Это — призраки и сны!

Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать. Найдите в тексте слова, описывающие состояние человека6 (грёзы, очарования, сны, мечтания).

Новизна природы несёт и перемены в жизни людей. Прочитайте слова доказывающие это:

На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Красивое стихотворение? Волшебное?

7. Слушаем музыку. (П.И.Чайковский «Времена года») (Слайд 7).

«Творить» зиму можно не только красками, как художники, но и звуком .

Давайте послушаем отрывок из музыкального альбома П.И.Чайковского «Времена года» .

На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин.(Слайд 8)

Мы видим, слышим и понимаем, что зима прекрасна. волшебна.

Подберите синоним к слову «волшебница» (фея, добрая колдунья, ведьма, чудесница, кудесница, медея…)

А Ф.И.Тютчев назвал зиму –«чародейкой», которая завораживает.

8. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой».

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

9. Работа в группах.

Хотите стать кудесниками, волшебниками?

Проба поэтического пера. Класс делится на 3-4 группы. в каждой свои художники, писатели или поэты, корректоры, чтецы.

Задание: совместно написать небольшую миниатюру на тему : «В зимний лес за сказкой» (3-5 предложений) и украсить рисунком.

( слова учителя звучат на фоне тихой музыки )

- Представьте, что вы художники. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины». Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы.

Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками

- Сегодня из вас каждый создавал «портрет» своей зимы, «творил» для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение.

Понравился вам урок?

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнился урок?

Похожие документы:

Конспектурока русского языка в 1 классе Тема: «Слова -. которые не послушались, всех заколдовала. (Волшебница любила покой и тишину) любила покой. скорее всего на лыжах. Сейчас зима. (на экране демонстрируется картинка – дети.

Конспектурока по русскому языку в. Репродукции картин известных художников. План урока 1. Организационный момент (2 минуты). минуты). 4. Итоги урока (3 мин). Ход урока. Организационный этап. Брюсов То ли дело "волшебницазима ": всё блестит, весело как.

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа Конспектурока по литературному чтению в. плейер, магнитофон, телевизор. Ход урока. Организационный момент. Эмоциональный настрой. завыл- и вот сама Идёт волшебницазима. ( А. Пушкин) Тревожно Вот.

существительных в предложном падеже. конспектурока русского языка 4 класс ЦЕЛЬ. ты пришла К нам волшебница ….(зима ) З з Зз Зз Зз Зима. - Подберите однокоренные. работе определим тему сегодняшнего урока. «Правописание безударных окончаний.

и литературы МКОУ «Черноусовская СОШ №19» Конспектурока литературы 5 класс Сила любви в сказке. и несчастья утёнка за эту суровую зиму ». Всё же в 1821 году юноше. маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу. Герда живет чувством! Она.

Поделиться