Лицейские годы А С Пушкина

Тема урока: Лицейские годы А. С. Пушкина.

Тип урока. Урок – беседа. Углубление ранее изученного материала.

Образовательная. Показать роль Лицея в формировании личности Пушкина – лицеиста.

Воспитательная. Воспитывать интерес к личности великого русского поэта, чувство гордости, патриотизма, умение дружить, ценить дружбу и дорожить ею, уважение к нравственным ценностям.

Развивающая. Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся, продолжать работу над монологической речью, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам.

Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Анна Ахматова. 1911 г.

Слово учителя. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству великого русского поэта. Эти строки принадлежат Анне Андреевне Ахматовой, с её творчеством вы познакомитесь в старших классах. Обратите внимание на дату написания. И каждый год на уроках литературы мы узнаём много нового из жизни и творчества поэта. Рано или поздно Пушкин входит в каждый дом.

Вспомните, как произошло ваше знакомство с Пушкиным?

Что вы знаете о жизни Пушкина?

Какие вы произведения читали?

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие, откроем новые страницы его биографии, связанные с годами обучения в лицее, узнаем о его наставниках и друзьях.

Кто из вас был в лицее?

Что вам запомнилось, почему?

Какое чувство вы испытали после посещения Лицея?

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы. Встречал будущих лицеистов Василий Федорович Малиновский. Императорской фамилии состав воспитанников Лицея не понравился: большинство детей из незнатных, небогатых и нечиновных родителей. Настал торжественный день – день открытия Лицея.

Первым вышел директор департамента народного просвещения Мартынов и прочитал: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…».

В основе лицейского « способа учения» лежало прекрасное правило: не затемнять ум детей пространственными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Их учили думать – думать самостоятельно, независимо и свободно.

Затем выступил Куницын, речь профессора называлась «Наставление воспитанникам»:

«Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены будут вам сведения нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

Среди казенных надменных речей необычно звучали слова

Навсегда запомнились Пушкину эти минуты. Потекла обычная лицейская жизнь. Учились в классе по 7 часов в день с большими перерывами.

А как вы думаете, какие предметы изучали будущие государственные деятели?

Дополнить ответы учащихся

Иностранные языки – латинский, французский, немецкий;

риторику (теория красноречия);

русскую и мировую историю;

математические и физические науки;

изящные искусства и гимнастические упражнения:

верховую езду, плавание.

Политические и «нравственные науки» преподавал А.П. Куницын в течение шести лет. «Люди, вступая в общество, — говорил он, — желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты».

Оценок в Лицее всего пять.

Лучшая – единица («отлично»).

Нуль – хуже всего.

Воспитанников рассаживали по поведению и успехам. Место Пушкина было ближе к последним.

Пушкин был одним из самых подвижных и ловких. Начитан, прекрасно знал французский язык и французскую литературу. Но не ценил свои знания.

Кто из вас помнит прозвища Пушкина?

А за что дали ему прозвище француз?

Обезьяна с тигром.

Пушкин не сразу сошёлся с товарищами из-за своего характера.

Ум, добродушие, весёлость уживались в нём с насмешливостью, неуместными шутками, колкостями, вспыльчивостью, обидчивостью. Как вспоминает Пущин, Пушкин не умел выходить из затруднительного положения. И только умный, добрый Жанно Пущин знал, что волновало, огорчало и мучило друга.

Всё обсуждалось по вечерам, когда ложились спать, хотя по правилам полагалось, «заняв свою кровать, разговоры прекратить».

Но Пушкин и Пущин разговаривали допоздна. О чём они только не говорили в эти ночные часы.

1812 год. Через Царское Село шли полки, и лицеисты выбегали им навстречу с криками: «Возвращайтесь с победой!». Эти события сильно отразились на нашем детстве,- вспоминал Иван Пущин.

Пушкин начал писать стихи очень рано. Когда лицеисты перезнакомились, выяснилось, что пишут стихи и Корсаков, и Яковлев, и Кюхельбекер, и Дельвиг. Сначала сочинять стихи лицеистам не разрешалось, писали украдкой.

Но однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: «Господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Лишь один Пушкин сочинил и показал профессору четверостишие, которое всех привело в восторг.

Запрет был отменен, а в программу Лицея входили упражнения в стихах и в прозе, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

В Лицее появилось много рукописных изданий, среди них «Лицейский мудрец». Как « издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо», «Юные пловцы».

8 января 1815 года началось публичное испытание в Лицее по случаю «перевода лицеистов из младшего в старший возраст». Тогда же должен был читать своё стихотворение воспитанник Пушкин. На экзамене присутствовал Державин «…он дремал, пока не начался экзамен русской словесности…

И вот наконец вызвали Александра Пушкина. Ему радостно и страшно.

Он сдаёт экзамен Гавриле Романовичу Державину на высокое звание российского поэта. Державин был в восторге, хотел обнять юношу, но тот убежал.

На совет министра отцу Пушкина «образовать сына в прозе» Державин горячо воскликнул: «Оставьте его поэтом». Весной того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе были напечатаны в журнале «Российский Музеум». Под стихами юного поэта впервые стояла подпись Александр Пушкин.

Окончен лицей, впереди государственная служба. Из «недорослей» они действительно превратились в сынов Отечества, но они всегда помнили о Лицее и о юношеской клятве:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой!

То ж правде – да, неправде – нет,

В несчастье — гордое терпенье,

А в счастье – всем равно привет…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Каким вы теперь увидели Пушкина – лицеиста, изменилось ли ваше представление о Пушкине – лицеисте?

Вот и закончилось наше путешествие.

Промчались годы. Прошёл девятнадцатый, двадцатый век, идёт двадцать первый. Но живёт память о первых воспитанниках Лицея. Лицей теперь стал музеем. А тихое Царское Село носит имя поэта. И всегда можно войти в это высокое строгое здание, подняться по старинной каменной лестнице, увидеть большой зал, светлую библиотеку, просторный зал со знаками Зодиака на потолке, маленькую комнатку с табличкой над дверью: «№14 Александр Пушкин».

Поделиться