Ростовщичество . Современный взгляд на новое ростовщичество
Александрийский стих – французский 12-сложный стих с цезурой после шестого слога и с обязательным ударением на шестом и двенадцатом слоге с парной или перекрестной рифмовкой. Классическая форма Александрийского стиха требует постоянной цезуры – ритмического перерыва в стихе после третьей стопы и законченности фразы или части ее в каждом стихе:
Угрюмый сторож муз //, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать // задумал я с собой.
Не бойся: не хочу //, прельщенной мыслью ложной,
Цензуру поносить // хулой неосторожной…
А. Пушкин. Послание цензору
Двустишие – простейший вид строфы, состоящий их двух стихов. В рифмованных стихах Двустишие образуется парным сочетанием рифм, которое и служит единственной схемой рифмовки.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
А. Пушкин. Черная шаль.
Амфибрахий – в силлабо-тоническом стихосложении, в том числе и в русском, основанном на чередовании ударений через строго определенные слоговые промежутки, - трехсложная стопа. в которой ударный слог располагается между двумя неударными, причем в последней строке стихотворной строки второй неударный слог может быть либо опущен, либо, наоборот, дополнен лишними слогами:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Вольный стих - стихотворная форма, характерная непостоянным числом стоп в стихе, причем стихи неравной длины сочетаются в свободной последовательности. В основном вольные стихи пишутся Ямбом.
По улицам слона водили, (4 стопы)
Как, видно, напоказ - (3 стопы)
Известно, что слоны в диковину у нас - (6 стоп)
Так за слоном толпы зевак ходили. (5 стоп)
И. Крылов. Слон и моська
Ямб – трехдольная стопа античной метрики, состоявшая из двух слогов – краткого (однодольного) и долгого (двухдольного).
В силлаботоническом стихосложении долгие слоги заменены ударяемыми, ямбическая стопа состоит из сочетания неударяемого слога с ударением по схеме: безударный слог + ударный слог. Например, у А.С. Пушкина, «Пора, пора, рога, трубят»
В русском ямбе, так же как и в хорее, ударяемый слог в любой стопе, кроме последней, может замениться неударяемым. Например, «Псари в охотничьих уборах» (А.С. Пушкин)
Ямб – чрезвычайно распространенный стихотворный размер русской классической поэзии. Широко разрабатывались: шестистопный ямб (Александрийский стих), четырехстопный ямб, достигший своего расцвета и совершенства в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, пятистопный ямб, часто применяемый в драматургии, а также вольный стих – неравностопный ямб, закрепившейся за жанром басни.
Анапест – в силлаботоническом стихосложении (в котором ударения возвращаются через строго определенные слоговые промежутки), в том числе и в русском – это трехсложная стопа, в которой вслед за двумя неударяемыми слогами располагается ударный слог.
Например, у В. Жуковского:
«До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон»
В античной метрике анапест – трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких слогов и одного долгого слога в конце стопы.