Анализ стихотворения Пушкина Зима крестьянин торжествуя

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Стих пушкина зима крестьянин

Сделай анализ стихотворения по плану. ДАЮ 40 БАЛОВ !
1. Тема стихотворения ( о чём произведение).
2.Главная мысль стихотворения (чем автор хотел с нами поделиться, о чём рассказать, о каких впечатлениях).
3.Определите рифму 1 и 2,3 четверостишья.
4. Напиши что обозначают слова Ямщик, Салазки. Кибитка, Плетётся рысью
На все пункты плана отвечаем полными красивыми ответами, без ошибок!
Стих
Зима. Крестьянин, торжествуя,
НА Дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит Кибитка удалая:
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в краном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Стих пушкина зима крестьянин

Войти чтобы добавить комментарий

Ответы и объяснения

Итак, тема стихотворения (о чем произведение) - лирика, произведение посвящено любви и чувствам, описание природы (пейзаж). может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях). а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.
Главная мысль (о чем хотел сказать и что хотел донести автор)
Мотив- устойчивая тема, проблема, идея стихотворения.
Художественные образы - включают в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Это определенный образ (личности) в произведении со всеми достоинствами, недостатками и индивидуальным характером.

Что ты хочешь узнать?

Стих пушкина зима крестьянин

Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Зима. Крестьянин, торжествуя. ". Три вида рифмы – три разных образа»

Стих пушкина зима крестьянин

Цели урока. познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.

Задачи. рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.

На доске оформлена выставка детских рисунков.

Вопросы по прочитанному:

– Какой вид рифмы использует автор в каждой строфе?

– Что вы скажите о рифмах?

– Какое настроение создает каждая рифма?

– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).

3. Актуализация опорных знаний.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, ". любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии".

Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне.
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный.
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.

В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.

Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.

4. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)

5. Изучение нового материала.

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)

2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)

3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому

что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

4) Анализ стихотворения.

А почему кибитка “удалая”?

Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал “летит”.

Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”

Кто управляет кибиткой?

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

Кто главный участник в третьей части?

Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.

Чем занят дворовый мальчик?

Катает на санках собаку.

Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?

Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.

Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?

5) Наблюдение над рифмами стихотворения – “Поэтическая мастерская”. Работа в группах.

Задание. какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии? Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.

Вывод. В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?

Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”

Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”?

6) Выразительное чтение стихотворения. Несколько детей, по желанию, читают выразительно стихотворение.

7) Заключительное слово учителя. В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.

Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме:
Зима! Пушкин

Стих пушкина зима крестьянин

Предварительный просмотр:

Тема. А Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»

Цели: создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи: 1 Формировать у детей умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, уметь воссоздавать образ, создаваемый автором произведения для понимания мысли автора, чувствовать настроение произведения; учить выразительному чтению стихотворения; 2 Развивать творческое воображение, обогащать и развивать читательский опыт учащихся, расширять словарный запас; формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, развивать умение классифицировать предметы. 3 Воспитывать любовь к Родине и её истории.

  1. Введение в тему. Игра «Да -Нетка» Я загадала слово, с помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его.( прием из ТРИЗ – педагогики) Слово САНИ. -Когда нужны САНИ? - Когда слышите слово ЗИМА, что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? – Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока.
  2. Постановка учебной задачи. - На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
  3. Изучение нового материала. ( Лягте на парты и закройте глаза) Прослушивание записи стихотворения. О чем это произведение? Какие картины возникли в воображении при прослушивании? ( фиксация на доске). Вам понравилось, как актер прочитал это стихотворение? Что надо уметь, чтобы так читать7 ( Надо уметь понимать смысл произведения, его настроение.) Хотели бы вы научиться выразительно читать стихи? Мы с вами уже знакомы с алгоритмом подготовки выразительного чтения. Давайте его вспомним:

1 понять содержание текста. 2опредилить задачу своего чтения. 3 выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.

- Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, все ли слова вам понятны.

Какие слова не понятны? Запишите их в тетрадь(фиксирую на доске) Попробуем объяснить их смысл. Что нам в этом поможет? Что делать, если в нашем словарике нет такого слова? ( обратиться к взрослому словарю или выйти в интернет) Урок мы начали со слова САНИ. Что это такое? А кроме саней, на чем еще можно было раньше ездить зимой? Как сейчас есть много видов машин, так много средств передвижения зимой было раньше, когда люди использовали для этого лошадей. Прочитайте стих –е еще раз, может оно вам подскажет, на чем еще можно было ездить? КИБИТКА ДРОВНИ САЛАЗКИ Объясните как выглядит каждый предмет.

  1. Работа в группах. Разделитесь на две группы, кто хочет узнать, как выглядит кибитка подойдите к компьютеру и выйдите в интернет, а остальные подойдите к словарю и найдите описание дровен. Проверка работы групп.

Слайд 1 Посмотрите на рисунки и определите, где дровни, а где кибитка.

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять. Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо? Как выглядит крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях? Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет? Какие кони в нее запряжены, как вы думаете? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Слайд2 Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят? Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама? А вы играли когда-нибудь так? Расскажите. Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении. Изменилось ли ваше понимание произведения?

  1. Выразительное чтение стихотворения. В начале урока мы хотели понять о чем хотел рассказать автор, для того чтобы научиться выразительно читать и передавать слушателю наше понимание произведения мы работали по алгоритму: работали с содержанием текста, сейчас давайте определимся с задачей чтения – для чего мы будем читать для слушателей это произведение ( оно нам понравилось, надо, чтобы и другим понравилось, хочу чтобы другие тоже увидели картины, хочу передать радостное настроение автора от прихода зимы и первого снега.)

Ну а средства выразительности пусть каждый выберет сам при самостоятельной подготовке к выразительному чтению.

Проверка самостоятельной работы – Выразительное чтение по желанию

Какие задачи мы ставили на урок? Чего ты достиг на этом уроке?

Моисеевская базовая школа Мозырского района

Стих пушкина зима крестьянин

СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХПОЭТОВ XIX ВЕКА О ПРИРОДЕ. А. С. ПУШКИН.

Ярец Татьяна Антоновна, учитель русского языка и литературы

Раздел: урок русской литературы

Осень» (отрывки), отрывок из романа «Евгений Онегин». «Зима. Кре­стьянин, торжествуя…»

Цель:продолжить начатое ранее знакомство с творчеством А. С. Пуш­кин ;

учить воспринимать пушкинский ритм; способствовать развитию умения видеть гармонию в произведении; развивать навыки работы с лирическим произведением, объяс­нить роль метафор, эпитетов, олицетворений; создавать условия для воспитания чувства единения человека и природы.

Оборудование:пейзажные картины, фотографии с изображением разных времен года, портрет А. С. Пушкина.

I. Организационный момент

II. Ориентационно-мотивационный этап

Вступительное слово учителя

— Ребята, наш очередной раздел называется«Пойми живой язык природы». В нем мы познакомимся с произведениями ав­торов, которые не только понимали язык природы, но и умело, талантливо передали его нам. А начнем мы с лирических про­изведений. С творчеством А. С. Пушкина можно знакомиться всю жизнь. И вашему восхищению, поверьте, не будет конца. Больше других времен года Александр Сергеевич любил осень. В эту пору ему легко работалось, к нему приходило вдохнове­ние, поэтические строки сами так и ложились на бумагу.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Осень», вернее, с отрывком из стихотворения. Это стихотворе­ние было написано, когда поэт был охвачен грустью, мало было веселого и радостного в его жизни. Но он не хотел поддаваться тоске и в красоте и гармонии природы искал утешение и душев­ное успокоение. Читая стихотворение «Осень», мы чувствуем

грусть лирического героя. Он присматривается, прислушивается, восхищается. И ведет за собой читателя, полностью доверяем ему свои чувства и раздумья.

Чтение отрывка из стихотворения «Осень» учителем

Темп чтения — медленный, спокойный.

После прочтения учитель обращает внимание учащихся на длинную строку, которая может прерываться точкой. Этим поэт как бы показывает нам, что читать стихотворение нужно мед­ленно.

1. Проверка восприятия произведения.

Нарисуйте словесно, какую картину вы увидели. (Октябрь. роща без листьев, холодно и т. п.)

2. Знакомство с художественными средствами.

Первая строфа стихотворения — это будто итог многих прогулок поэта по окрестностям. Надо сказать, в стихотворени­ях Пушкина природа живая, действующая. Это достигается при помощи художественных средств. Обратите внимание на доску.

- Найдите в стихотворении примеры этих трех художествен­ных средств. (Например, эпитет: «последние листы с нагих сво­их ветвей»; метафора: «дохнул осенний хлад», олицетворение: «будит. уснувшие дубравы».)

3. Продолжение работы с текстом стихотворения.

- Чем отличается следующая строфа стихотворения? (Рит­мом. Здесь поэт говорит о своих чувствах прямо, доверяет их читателю, надеясь на понимание.)

- Определите настроение и характер героя. (Искренность, одиночество, мягкость натуры, восхищение осенью.)

Учитель делает вывод: «В первой строке Пушкин говорит об осени, но называет ее «унылая пора» и в то же время «очей очарованье». Поэт любит контрасты и открывает их в одном предмете, в одном явлении. При этом замечает, что краса про­щальная, последняя. Он выражает ей свои чувства:

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Таким образом, жизнь природы и жизни человеческой души сливаются.

- Где живет природа в стихотворении? (В душе и памяти человека, в его чувствах и переживаниях.)

- Докажите, что между природой и лирическим героем су­ществует гармония. (Пора года и настроение героя совпада­ют: осенняя свежесть, ее краски и настроение грусти, любви, восхищения.)

Работа над стихотворением «Зима. Крестьянин, торжествуя»

- А. С. Пушкин написал несколько прекрасных стихотворе­ний о зиме. Мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин», который вы будете изучать в старших классах.

1. Чтение стихотворения учителем.

2: Анализ стихотворения.

- Какие картины чередуются в стихотворении? (Зима. Кре­стьянин обновляет путь по первому снегу.)

- Каким настроением проникнуто произведение? (Радост­ное, торжественное, бодрое, веселое.)

- Определите ритм стихотворения.

3.Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

Вариант 1: найти в стихотворении эпитеты. (Пушистые бразды, удалая кибитка.)

Вариант 2: найти в стихотворении метафоры. (Кибитка ле­тит.) Подумать, на сколько картин можно разбить это стихот­ворение. (На 3: 1) «Зима! Крестьянин торжествуя», 2) «Ле­тит кибитка удалая» 3) «Вот бегает дворовый мальчик».)

4. Взаимопроверка работ.

Подведение итогов урока

- Каждый из нас наблюдал подобные картины природы, но в стихах поэта они согреты любовью к человеку, к природе, по-

казаны как нечто значительное, достойное внимания и восхище­ния, т. е. приподняты, опоэтизированы. Прекрасное, гармоничное звучание стихов придает им особенную, незабываемую красоту. Читая и изучая такие стихи, мы учимся понимать и любить жизнь, природу, человека во всем многообразии их обычных вы­ражений, а это значит, что мы учимся гуманно чувствовать.

Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок

Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение «Осень» или «Зима. Кре­стьянин, торжествуя».

Презентация Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Презентация познакомит учеников со стихотворением «Зима! Крестьянин торжествуя…». К мультимедийному ресурсу прилагается документ, где педагоги найдут рекомендации по практическому использованию слайдов на предметных уроках. Данная разработка поможет сделать урок ярким, познакомит учеников со значением устаревших слов, будет способствовать развитию интереса к творчеству Пушкина.

Основу демонстрации слайдов составляют иллюстрации. На экране дети увидят зимние пейзажи, которые помогут в восприятии духа стихотворения. Некоторые изображения представлены в сопровождении стихотворных строк, что помогает легко запомнить литературное произведение. Некоторые элементы учебной презентации представлены в оформлении анимации, такой прием привлечет учеников к важному содержанию урока.

Для знакомства со стихотворением созданы шестнадцать слайдов. Учить может воспользоваться следующими разделами:

- проверка домашнего задания;

- словарная работа (крестьянин, рысью, бразды, кибитка, ямщик, облучок);

- предметы одежды в старину (зипун, кушак, тулуп);

Послушайте стихотворение Пушкина Зима крестьянин торжествуя

Соседние темы

Поделиться