Анализ стихотворения Пушкина Обвал
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Обвал»
А.С. Пушкин много путешествовал и всегда восхищался природой. Больше всего его впечатляли пейзажи Кавказа. Вот и свое стихотворение «Обвал» он написал после очередного посещения этого края. Сам поэт не видел обвал, но ему рассказывали о том, как это произошло. На месте обвала Пушкин побывал на следующий день.
Очевидцы рассказывали, что услышали страшный грохот и сначала никто не понял, что случилось. Затем Терек стал мелеть прямо на глазах, и тогда всем стало ясно, что произошел обвал. Но вода сильная стихия и реке удалось справиться с препятствием, и уже через пару часов Терек разрушил обвал. Пушкина впечатлила эта история, он задумался над силой природной стихии.
«Обвал» состоит из пяти строф, а всего в стихотворении 30 строк. Его размер можно охарактеризовать как четностопный ямб. Поэт использовал только мужскую рифму. Благодаря такой рифме создается ощущение, что слова стихотворения падают, как тот самый обвал. Произведение можно назвать отрывистым, с короткими фразами, как будто отстукивается определенный ритм. Используются приемы ассонанса и аллитерации.
Пушкин этим стихотворением хотел донести до читателя мысль о том, что природная стихия могущественна и неудержима. Никто, даже человек не может с ней справится. Образ Эола – древнегреческого полубога, повелителя воздушной стихии, появляется в конце стихотворения неспроста. Поэт указывает на то, что стихии воздуха все нипочем, она находится превыше всего.
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега.
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал.
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
© Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.
Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме:
А.С.Пушкин Анализ стихотворения "Обвал"
Поэзия природы. А. С. Пушкин «Обвал»
Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
II. Работа со статьёй «Поэзия природы»
- Мы приступаем к изучению нового раздела «Поэзия природы». Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова К.Г.Паустовского?
- Прочитаем статью стр.153
- Какова основная мысль статьи? Как она перекликается со словами Паустовского? ( природа в произведениях литературы не просто фон, на котором происходят какие-то события, а часть нашей души. Это то, что связывает нас с нашими предками, с родной землёй)
- Терминологическая минутка: ритм, эпитет, олицетворение, стихотворный размер, строфа, рифма, звукопись
III. Рассказ учителя о путешествии Пушкина на Кавказ.
- А.С.Пушкин в 1829 году побывал на Кавказе. Об этом путешествии он рассказал в в очерке «Путешествие в Арзрум» Выразительное чтение учителем отрывка из «Путешествия в Арзрум». Стр.154
IV. Анализ стихотворения
- Аудиозапись стихотворения «Обвал»в исполнении В. Попова
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем отличаются прозаическое и поэтическое описания обвала?
- Рассмотрите репродукций картин в учебнике. Что общего подметили вы в изображении природы Кавказа художниками и в восприятии поэта?
- Найдите эпитеты (1в) и олицетворения (2в), рисующие нрав Терека.
Истощась и присмирев
Рев, гнев Терека
- Слова какой смысловой группы преобладают, почему? (слова со значением действия создают изменяющуюся картину )
- С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?
- Назовите слова, которые чаще употребляются не в обыденной речи, а в книгах, устаревшие слова ( блещут, ропщут, средь, рега, влекся, рев, орошал, оттоль, ныне, ледяный, Эол)
- Какова их роль в стихотворении? ( придают торжественность, величественность, т.к. изображается незаурядное событие: борьба двух стихий – водной и горной. Автор любуется этой борьбой, переживает)
- Какую роль играют изобразительные средства?
В ывод: используемые автором изобразительные средства дают возможность увидеть картину, передают чувства автора, его настроение
- Определите стихотворный размер? (ямб)
- Как распределено ударение в первой и во второй строфах? (1 строфа 4 строчки по 3 ударения, 2 – по 2, 2 строфа 4 по 3, 2 по 1)
- Почему количество ударений в строках разное? Как это помогает создать поэтические образы? Попытаемся ответить на этот вопросы
1в – главный образ 1 строфы, роль ритма; 2в – главный образ 2 строфы, роль ритма ( 1в- образ буйной неукротимой реки. Ритм подчёркивает стремительность, быстроту разбушевавшейся реки; 2в – снежная глыба, которая неотвратимо сползает, пытаясь преградить дорогу свирепому дикому Тереку. Ритм передаёт движение обвала, сначала медленное, затем оглушающее грохотом)
- Составьте схему рифмовки: ааавав ( первые две строки – парная, далее перекрёстная ). Обратите внимание, что рифмуются ударные слоги. Это мужская рифма. Она создаёт короткий, отрывистый, как бы падающий стих.
Вывод: ритм создаёт эмоциональную окраску, позволяет ярче увидеть смысловое содержание стихотворения.
-Какой звук повторяется чаще? ([ Р-ГР]- грохот обвала, рёв горной реки )
- Проанализируем звуковой строй стихотворения по строфам ( работа в группах )
Задание: Какие звуки повторяются? Какие образы они помогают создать?
1. Шипящие звуки, [с] передают звуки горной реки
2. [а] – гулкое эхо; повтор сочетания [вал]- упал, скал, сорвался – подчёркивается грозная стихия, неизбежная, грохот падающей глыбы
3. [и]- грохот утихает
4. [вал]+ [ж] более долгий, чем звуки во 2 строфе – отзвуки обвала
5. Конь скакал [ко-ка-ка]- имитирует стук копыт; Влёкся вол [вл]-замедленное движение; И своего верблюда вёл Степной купец – более длинное предложение [во-во-ве-в. о] – неторопливость движения верблюда
Вывод: звуковая организация стихотворения усиливает выразительность слов, создаёт звуковые образы.
Общий вывод: Поэт, осмысливая изображаемые явления, выбирает подходящие средства языка
-Послушайте два стихотворения А.С.Пушкина, в которых он также обращается к изображению Кавказа. Что сближает их со стихотворением «Обвал»?
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущельи,
Где Терек играет в свирепом весельи;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной.
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет –
И вдруг утих и смирен стал.
Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
Домашнее задание: Выразительное чтение «Обвала», Письменно выполнить одно из заданий:
1. Высокий уровень: Сопоставить изображения Кавказа в изображении Пушкина и Лермонтова: Тексты стихотворений А. С. Пушкина «Кавказ» и «Меж горных стен несется Терек…». Тексты М. Ю. Лермонтов «Синие горы Кавказа, приветствую Вас!» (1832), «Кавказ» (1830).
2.Средний уровень: Изображение природы Кавказа в поэзии А.С.Пушкина: Т ексты стихотворений «Обвал», «Кавказ» и «Меж горных стен несется Терек…».
3. Низкий уровень: Изображение природы Кавказа в стихотворении А.С.Пушкина «Обвал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк.
Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с шедевром пушкинской лирики – стихотворением «К ***», историей его создания;- в процессе анализа стихотворения выявить некоторые факты биографии А.С.Пушкин.
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов.
Цель: образовательная: дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи. развивающая: развивать умение сопоставлять те.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки.
«Обвал» А.Пушкин
«Обвал» Александр Пушкин
Анализ стихотворения Пушкина «Обвал»
В 1836 году Пушкин намеревался издать новый поэтический сборник, один из циклов которого получил заглавие «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию вошли девять произведений. Одно из них – «Обвал». Впоследствии исследователи наследия Александра Сергеевича рассматривали вышеназванную группу стихотворений как отдельный кавказский цикл. В советское время литературовед и пушкинист Дмитрий Благой из этой серии выделил триптих, включающий в себя «Кавказ », «Обвал» и «Монастырь на Казбеке». По его мнению, стихотворения объединены между собой посредством нескольких сквозных тем: заточения и свободы, ущелья и горных вершин, скованности и ее преодоления.
«Обвал» — история драматической борьбы природных стихий: обвала и Терека. В финале победа остается за рекой. Впрочем, не все так очевидно. В произведение есть и вторая концовка, своеобразный постскриптум, заключенный в двух последних строках:
…Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
В древнегреческой мифологии Эол представляется полубогом. Согласно толкованию древнеримского поэта Вергилия, он выступает в роли властителя воздушной стихии. Получается, что победу Терека можно воспринимать и как ничью. От развернувшейся перед читателями драмы не осталось следов, ее будто и не случалось вовсе. Исчез обвал, вместе с борьбой ушло и движение, ей порожденное. Осталась лишь вечная воздушная стихия, возвышающаяся над всеми происходящими на земле событиями. Поэтому в финале возникает чувство утраты, печали.
История, схожая с той, что рассказывается в стихотворении «Обвал», встречается в прозаическом произведении Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Речь идет о фрагменте, повествующем об огромной глыбе, засыпавшей ущелье на версту и запрудившей Терек. Часовые услышали ужасный грохот и увидели, как быстро начала мелеть река. Вскоре она утихла и истощилась. Через два часа Терек смог разрушить обвал. По мнению литературоведов, в этом эпизоде нет ничего автобиографического. Пушкин лично не был свидетелем подобной картины. Через место, где произошел завал, поэт действительно проезжал, но днем позже. Соответственно, стихотворение «Обвал» стоит рассматривать как результат наложения воспоминаний, связанных с чьим-то рассказом о сходе лавины, на описания схожих случаев, встретившихся Александру Сергеевичу в книжных источниках.
Фигуры речи и тропы в стихотворении "Обвал" А. С. Пушкин
NesTy Знаток (322), на голосовании 4 года назад
Помогите пожалуйста найти всевохможные тропы и фигуры речи в этом стих-и.
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега.
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал.
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
Василиса Прекрасная Мыслитель (8512) 4 года назад
Фигуры речи.
Анафора - повторение союза И в начале строчек.
Инверсия - "Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. "(подлежащее после сказуемого).
Риторическое обращение - "О Терек".
Многосоюзие (= полисиндетон) – повторение союзов.
Тропы.
Эпитеты - мрачные скалы, волнистой мглы, с тяжким грохотом, могущий вал, упорный гнев, Терек злой, шумной пеной, ледяный свод.
Метафоры - шумят валы, ропщет бор, Терек бежал.