Внеклассное мероприятие по лирике Пушкина. Сценарий для 8-9 классов
Внеклассное мероприятие по лирике А.С. Пушкина «Я вас любил…».
Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур.
Описание материала: предлагаю вам разработку внеклассного мероприятия по литературе для 8-9 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы для проведения внеурочной деятельности по предмету.
Внеклассное мероприятие по лирике А.С. Пушкина «Я вас любил…».
Цель: формирование познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина и русской литературе.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с любовной лирикой А.С. Пушкина.
2. Развивать умение выразительно читать стихотворения.
3. Развивать умение выступать с докладами перед аудиторией.
4. Развивать творческое мышление.
Оборудование: плакат с нарисованным ночным небом, бумажные звездочки.
Ход мероприятия.
I Вступительное слово учителя:
В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина — «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
II Определение темы и целей мероприятия.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с самыми выдающимися любовными стихотворениями А.С. Пушкина и теми музами, которые вдохновили поэта на их написание.
III.Работа по теме.
1) Сообщение « Е.П. Бакунина - первая любовь поэта».
(Доклад читает заранее подготовленный ученик).
Е.П. Бакунина
Годы царскоселькой юности А.С. Пушкина озарены его сильным и трепетным чувством к сестре лицейского товарища - Катеньке Бакуниной.
Вместе с родителями она часто навещала брата, с ним и его друзьями танцевала на лицейских балах. «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал один из них, С.Д. Комовский. В те дни в дневнике А.С. Пушкина появилась запись: «…поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу; - её не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!» ожиданием и восторгом, тревогой и волнением проникнуты произведения юного поэта 1815 -1817 годов, вошедшие в «бакунинский» цикл. Многие стихи этого цикла положены на музыку и стали романсами.
Чтение учеником стихотворения. «В те дни…»
2. Сообщение « Это нежное имя».
М. Н. Раевская.
Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского Мария Николаевна, натура яркая, незаурядная, была предметом сердечного увлечения Пушкина и адресатом его многих лирических стихотворений - « Таврида», «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», внешность Марии Николаевны Пушкин описал в поэме «Полтава» Героиню этой поэмы он назвал Марией, а на полях рукописи заметил: « Я люблю это нежное имя» Необыкновенна судьба этой женщины. Оставив родительский дом, сына, за мужем -декабристом последовала она в Сибирь. Многие исследователи считают М.Н. Волконскую «утаённой любовью» Пушкина.
Чтение учеником стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
3. Сообщение «Твой образ милый».
Е.К. Воронцова.
Первый биограф А.С. Пушкина Анненков писал: « предания той эпохи упоминают ещё о женщине, превосходившей всех других по власти, с которой управляла мыслью и существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить про одного себя тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы спокойного, благородного, величавого типа, которые будут почти по всем его бумагам из одесского периода жизни. О Елизавете Ксаверьевне Воронцовой идет здесь речь - жене новороссийского генерал -губернатора. Женщине умной, обаятельной, приятной в обхождении. Обладая несомненным литературным вкусом, она ценила незаурядный талант Пушкина. Распоряжение властей покинуть Одессу и отправиться в ссылку в Михайловское застало поэта врасплох и привело в отчаяние от предстоящей разлуки. На прощание Воронцова подарила Пушкину перстень -печатку. с этим «талисманом» Пушкин не расставался до самой смерти. чувство поэта к Елизавете Воронцовой нашло отклик в целом ряде стихотворений: «Желание славы», «Сожженное письмо» «Храни меня, мой талисман», «Прощание» и др.
Чтение учеником стихотворения «Храни меня, мой талисман»
4.Сообщение «Мимолетное виденье».
А.П. Керн.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в Михайловской ссылке, когда его тоскливое одиночество оживлялось лишь поездками в соседнее имение Троегорское. Там, в 1825 году произошла знаменательная встреча поэта с А.П. Керн. виделись они и ранее в 1819 в Петербургском доме Олениных. Уже тогда поэт не остался равнодушен к красоте и обаянию. трагическ5ой судьбе молодой женщины, насильно выданной замуж за грубого и деспотичного генерала. Однако знакомство их было кратковременным и прервалось на долгий срок. Керн вспоминала: « в течение шести лет я не видела Пушкина, но от многих слышала про него как про славного поэта. И с жадностью читала «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», 1 главу «Евгения Онегина»… Их взаимная симпатия длилась многие годы.
Чтение учеником стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
5. Сообщение «О, мой оракул».
Е.Н. Ушакова.
Впервые он увидел Екатерину Николаевну на одном из балов зимой 1826 года. Юной красавице, начитанной увлекающейся литературой, были известны все произведения Пушкина. Поэт быстро становится своим человеком в ушаковском доме в Москве, где бывали тогда многие писатели, художники, музыканты. Молодежь - две сестры и брат Ушаковы - устраивали шумные, веселые развлечения. Пушкину было с ними легко, он с охотой участвовал в их забавах. По его отъезду из Москвы Екатерина Михайловна пожалуется брату. « город опустел, ужасная тоска». Только после гибели Пушкина Екатерина Николаевна выйдет замуж. И только перед смертью уничтожит письма поэта, ей адресованные. Посвященные ей стихи: «Когда, бывало, в старину», «В отдалении от вас».
Чтение учеником стихотворения «В отдалении от вас»
6. Сообщение « Царица муз и красоты».
З. А. Волконская.
В пушкинском окружении княгиня Зинаида Александровна Волконская занимает особое место. Актриса, певица, музыкант, поэтесса, писательница, она обладала еще и талантом общения, умением группировать вокруг себя передовых людей своей эпохи. Её помощью и поддержкой пользовались декабристы и их жены. Неординарность и многогранность её натуры отметил Пушкин в стихотворении «Среди рассеянной Москвы» С поэтом Волконскую связывали самые дружественные отношения. Волконская высоко ценила дар Пушкина и в одном из своих писем замечала: «… от какой матери родился человек, гений которого весь - сила, изящество, непринужденность…
Чтение ученика стихотворения «Среди рассеянной Москвы …».
7. Сообщение « Я вас любит».
А.А. Оленина.
После ссылки в 1827- 1828 годах А. Пушкин становится частым гостем дома А. Н. Оленина -директора публичной библиотеки и президента Академии художеств. Его салон в Петербурге был широко известен в просвещенных кругах. поэта привлекала сюда не только возможность общения с людьми литературы и искусства. но и желание видеть бойкую и остроумную дочь хозяина. Под впечатлением чувства к одаренной девушке -Анна сочиняла стихи и музыку и хорошо пела - А.Пушкин создает ряд лирических произведений: «Ты и вы», «Её глаза». «Предчувствие».На страницах его рукописей в то время появляются то профиль Олениной, тот е6ё инициалы, то её полное имя - рядом с фамилией Пушкина. Однако поэт не пользуется взаимностью. хотя в дневнике Оленина отмечает его как «самого интересного человека своего времени». В память об уходящем чувстве Пушкин пишет грустные стихи» Я вас любил…»
Чтение учеником стихотворения «Ты и вы».
8. Сообщение « Моя Мадонна».
Н.Н. Гончарова.
Зимой 1828 на одном из балов у московского танцмейстера П.Иогеля А.С. Пушкин встретил юную и очаровательную Наташу Гончарову. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова моя закружилась, я сделал предложение…» - вспоминал поэт позднее. Мучительно долго длилось его сватовство, только весной 1830 года Пушкин с волнением мог признаться: «Участь моя решена, я женюсь». 18 февраля 1831 года в церкви Большого вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. В мае 1831 года Пушкины покинут Москву и навсегда поселятся в Петербурге. Оттуда поэт будет выезжать по своим делам и за 17 месяцев разлуки он напишет и отправит ей 78 писем. В одном из них есть такие строки: « Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь я был бы без тебя несчастлив..» Всего неполных шесть лет продлится их супружество, но для обоих это будут годы взаимной любви, согласия и доверия. Поэт говорил: « Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание».
Чтение учеником стихотворения «Мадонна».
IV. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с выдающимися стихотворениями о любви и сами попробуем написать несколько строк об этом великом чувстве.
Творческая мастерская.
Ученикам предлагается сочинить синквейн на тему «Любовь».
Структура синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. В данном случае, этим словом будет являться «Любовь».
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
У всех учащихся на партах лежат звездочки из цветной желтой бумаги. Получившиеся синквейны учащиеся записывают на этих звездочках.
Чтение учениками синквейнов.
V. Рефлексия.
(На доске висит плакат с нарисованным ночным небом. У каждого ученика на парте лежат звездочки с синквейнами).
Заключительное слово учителя.
Вот и походит к концу наше сегодняшнее путешествие в мир любовной лирики А.С. Пушкина. И если наш сегодняшний разговор оставил в ваших сердцах искорку света, приклейте звездочки с вашими стихами к нашему ночному небу.
( Получившийся коллаж позднее можно оформить в качестве литературной газеты с творчеством учеников).