Изучение романсов А. С. Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина
Среди высоких незаурядных личностей, чье творчество и судьба соприкасались с А. С. Пушкиным, был и Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, который также, как и Глинка, является основоположником русской классической школы.
А. С. Даргомыжский родился (на нашей Тульской земле!) 2 февраля 1813 года в селе Троицкое (старое название Даргомыжки) Белевского уезда. С этой деревней Тульской губернии связана жизнь его родителей до того, как они, спустя 4 года, обосновались в Петербурге. Интересно, что Александр Сергеевич получил исключительно домашнее воспитание. (Ни в каком учебном заведении он никогда не учился!) Единственными его воспитателями, единственным источником его познаний были родители и домашние учителя. Многочисленная семья – вот та среда, в которой формировались характер, интересы и вкусы будущего великого русского композитора. Всего у Даргомыжских было шестеро детей. Особенно большое место в их воспитании занимало искусство – поэзия, театр, музыка.
Музыке придавали в доме Даргомыжских большое значение: как «началу, смягчающему нравы», действующему на чувства, воспитывающему сердце. Детей обучали игре на различных инструментах. К семи годам интерес Александра Сергеевича к сочинению музыки вполне определился. В это время, как известно, исключительное место в практике салонного музицирования занимали песни, романсы, арии, т. е. вокальная музыка.
13 сентября 1827 года юный Даргомыжский (14 лет) был зачислен в контору министерства Двора канцеляристом без жалования. Служил в казначействе (вышел в отставку в 1843 году в чине титулярного советника). В семнадцать лет А. С. Даргомыжский был уже известен в петербургском обществе как сильный пианист.
В 1834 году А. С. Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой. Несмотря на разницу в возрасте (Глинка был старше Даргомыжского на девять лет), между ними завязались тесные дружеские отношения. «Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких дружеских отношениях», - так скажет Александр Сергеевич о дружбе с Глинкой.
В жизни каждого композитора, работающего в области вокальных жанров, немаловажную роль играет поэзия. Заметим, что мать Даргомыжского была поэтессой, много печаталась в 20-х годах. Отец композитора тоже был не чужд литературе. Особенно много писал в молодые годы. Сочинение стихов широко практиковалось и среди детей. И поэзия с ранних лет стала неотъемлемой частью жизни А. С. Даргомыжского. Его отличали тонкий поэтический вкус, острое ощущение поэтического слова.
Может быть, именно поэтому вокальное наследие композитора почти не знает посредственных стихов.
Александр Сергеевич Пушкин был для автора «Русалки» и «Каменного гостя» не просто любимым автором, на слова которого он написал много различных произведений. Пушкин открыл Даргомыжскому новые пути в музыкальном искусстве!
Большую художественную ценность представляют в первую очередь такие романсы Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Вертоград», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Владыка дней моих», «Бог помочь вам, друзья мои».
Попытаемся проанализировать эти произведения, опираясь на такие литературные источники, как «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» и «Романсы А. С. Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина» О. И. Афанасьевой, Е. А. Ануфриева, С. П. Соломатина.
Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил» (1829) – элегия. В ней воплощено «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное» (В. Г. Белинский) начало, свойственное зрелой любовной лирике великого поэта. В произведении раскрывается драматизм большой неразделенной любви, передается искреннее желание видеть любимую женщину счастливой. История большого чувства воссоздается поэтом предельно лаконичными средствами. В стихотворении использован всего один троп: метафора «любовь угасла». При отсутствии переносных значений слов образность носит динамически-временной характер, раскрывая превращения и перипетии любовного чувства в трех временах («любил», «не тревожит», «любимой быть») и лицах («я», «вы», «другой»). Стихотворение обладает поразительно тонкой синтаксической, ритмико-интонационной и звуковой структурой. Упорядоченность и симметричность организации речи не нарушают впечатления ее полной естественности. Стихотворение послужило основой для написания огромного количества романсов, в том числе А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, Ц. А. Кюи.
Каждый композитор прочитывает это пушкинское стихотворение по-своему, по-своему расставляет смысловые акценты, выделяя те или иные стороны художественного образа.
Так, у Б. М. Шереметева это романс лирически-возвышенного склада: светлый, порывистый, упоительный. В романсе «Я вас любил» А. С. Даргомыжского взаимодействие слова и музыки создает новую грань художественного образа. У него – драматический монолог, лирическое размышление, раздумье о смысле жизни.
Произведение написано в куплетной форме, но в нем с необыкновенной точностью воспроизведен текст Пушкина. Эмоциональный тон романса сдержанный, несколько суровый, и в то же время удивительно проникновенный, теплый. Мелодия романса пластично следует за пушкинским стихом; голосоведение очень плавное, ясное, афористичное.
Хотелось бы обратить внимание на значимость пауз. Здесь они выполняют роль не только дыхания, но и являются смысловыми цезурами, подчеркивающими значимость отдельных фраз. Обратим внимание: в конце куплета смысловые акценты расставлены по-разному (первый раз – это «я не хочу печалить Вас ничем», второй - «я не хочу печалить Вас ничем»). Такие же акценты расставлены и в аккомпанементе.
Романс А. С. Даргомыжского «Юноша и дева» написан на стихотворение А. С. Пушкина «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила» (1835 г. ; при жизни Пушкина не было опубликовано). Стихотворение написано гекзаметром, что позволяет отнести его к «антологическим эпиграммам» - кратким стихотворениям в духе «подражания древним». А. С. Даргомыжский пишет романс именно в этом стиле. Романс «Юноша и дева» - антологический романс, идиллическая пьеса сентиментального характера со своеобразной ритмикой, продиктованной стихотворным размером (гекзаметром).
Мелодия здесь свободна от распева (каждый ее звук соответствует слогу) и основана на равномерных восьмых, благодаря чему детально воспроизводит ритмику стиха. Эта особенность мелодического строения романса вызывает смену размеров (6/8 и 3/8).
Отметим еще две особенности «Юноши и девы» А. С. Даргомыжского: романс написан в графической манере; изгибы мелодического рисунка оттеняет чистота и прозрачность фортепианного сопровождения.
В этом романсе, как нам кажется, есть что-то одновременно от вальса и от колыбельной. Легкое, упругое звучание баса, ben marcato в левой руке («и улыбалась ему») означает не просто усиление звучания, а появление мелодии в басу, которая вторит голосу: фортепианное заключение как бы допевает фразу.
«Вертоград» (восточный романс) - ориентальный романс. В восточной тематике Даргомыжский выбирает свежий, неожиданный аспект. «Вертоград» - библейская стилизация (стихотворение Пушкина входит в «Подражания Песне Песней Соломона»). В его тексте – своеобразный пейзаж. Здесь нет чувственной окраски. И музыка Даргомыжского чиста и прозрачна, наполнена мягкостью, светом, изяществом, одухотворенностью, какой-то изысканной хрупкостью.
В фортепианной партии правая рука – репетиционное движение тихих аккордов, создающих вибрацию. В басу – мерные восьмые, похожие на капли. Вся пьеса не имеет ни одного динамического обозначения, кроме накального указания sempre pianissimo. Тональный план романса гибок и подвижен, он изобилует частыми отклонениями.
В I части из F-dur – C, A, E, A.
Во II части – D, C, B, F.
В конце первого куплета в правой руке появляется хроматический средний голос. И это придает гармоническому языку еще большую тонкость и изящество, негу, томление. Очень необычно, как бы пряно звучат акцентированные диссонирующие слабые доли в конце романса («Ароматы»).
В этом романсе Даргомыжского велика роль педали (для всей пьесы соn Ped). Благодаря ей обертоны создают ощущение воздуха и света. В этом плане «Вертоград» романс считается предвестником импрессионизма в музыке. Мелодия тонко сплетается с фортепианным сопровождением. Декламационность здесь органически сочетается с орнаментальностью, создавая прихотливые узоры («у меня бегут, шумят воды чистые, живые»).
Удивительной особенностью романса «Вертоград» является то, что внутренняя страстность не проявляется в нем внешне.
Совсем иначе звучит романс Даргомыжского «Ночной зефир». Это романс-серенада, как бы жанровая сценка с реальным местом действия и очерченными характерами.
Стихотворение «Ночной зефир» написано А. С. Пушкиным 13 ноября 1824 г. ; опубликовано в 1827 г. К тексту стихотворения, озаглавленного при публикации «Испанский романс», прилагались ноты А. Н. Верстовского, положившего стихи на музыку. Строфичность структуры стихотворения подчеркнута Пушкиным чередованием ямбического и хореического размеров.
Пушкинский текст дает Даргомыжскому повод для создания пейзажной картины таинственной ночи, непроницаемой, исполненной бархатной мягкости и, вместе с тем, беспокойной от наполняющего её шума Гвадалквивира.
Романс написан в форме рондо. Аккомпанемент рефрена («Ночной зефир») носит звукоизобразительный характер: это мягко льющаяся непрерывная волна.
После шума Гвадалквивира в эпизоде «вот взошла луна златая» - тишина ночной улицы. Широкое плавное звучание мелодии рефрена 6/8 уступает место сжатому собранному ритму ¾. Атмосферу таинственности, загадочности создают упругость и как бы настороженность аккордов сопровождения, воздух пауз. Образ прекрасной испанки Даргомыжский рисует в танцевальном жанре болеро.
Второй эпизод романса (Moderato, As-dur, «Сбрось мантилью»), состоит как бы из двух частей и обе носят танцевальный характер. Первая написана в темпе менуэта, вторая – болеро. Этот эпизод развивает сюжетную линию. В соответствии с пушкинским текстом здесь появляется образ восторженного влюбленного. Пылкие призывные интонации менуэта принимают все более страстный характер и снова появляется болеро («сквозь чугунные перилы»).
Таким образом, Даргомыжский превратил серенаду в драматическую миниатюру.
Романс «В крови горит» написан А. С. Даргомыжским на стихотворение А. С. Пушкина «В крови горит огонь желанья» (1825 г. ; опубликовано в 1829 г. ) и представляет собой вариацию текста «Песни Песней» (гл. I, строфы 1-2). Лирическая ситуация здесь носит очевидный эротический характер. Пушкин стилизует пышный и экзотический стиль библейского источника.
Восточный чувственный колорит достигается поэтом сочетанием приемов русской элегии рубежа 1810-1820 гг. (перифразы: «огонь желанья», «пока дохнет веселый день», словосочетания типа: «ночная тень», «главою нежной») и высокой лексики как стилевой доминанты библейского пышного слога: «твои лобзанья /Мне слаще мирра и вина», «и да почию безмятежный», «двигнется ночная тень».
Вместе с миниатюрой «Вертоград моей сестры» стихотворение было опубликовано под общим названием «Подражания». Источник по цензурным соображениям назван быть не мог.
Романс «В крови горит» написан Даргомыжским в темпе Allegro passionate: это пылкое, страстное объяснение в любви. Мелодический орнамент вступления нанизан на упругую, гармоническую основу. Упругая ритмика как бы сдерживает внутренний порыв. В кульминации первой части и репризы (романс написан в трехчастной форме) звучание приобретает напористый, мужественный характер, а затем сменяется нежным повтором фразы «мне слаще мирра и вина». Следует обратить внимание, что в аккомпанементе идет смена динамики, смена характера звучания.
В середине (р, docle, «склонись ко мне главою нежной») та же самая фактура предстает в ином, более трепетном, нежном звучании. Выдержанные гармонии, более низкий регистр создают сумрачный, несколько таинственный колорит. В начале каждой части в вокальной партии есть форшлаг, который придает изысканность, грациозность звучанию голоса.
Особый разговор – о романсе А. С. Даргомыжского «Владыка дней моих», написанном на текст пушкинской «Молитвы» («Отца пустынники и жены непорочны»).
Стихотворение «Молитва» написано Пушкиным за полгода до смерти - летом 1836 года. Оно является своеобразным духовным завещанием великого поэта.
Из книги И. Ю. Юрьевой «Пушкин и Христианство» мы узнаем, что цикл стихотворений А. С. Пушкина 1836 года связан с воспоминанием событий Страстной недели: среда – последний день, когда на службе в храме читается молитва св. Ефрема Сирина. Александр Сергеевич Пушкин создал ее поэтическое переложение. В журнале «Пушкинский альманах» («Народное образование» - № 5, 2004 г. ) в статье «Пушкин как христианин» Н. Я. Бородина подчеркивает, что «из всех христианских молитв Пушкину более всего нравилась та, в которой христианином испрашивается полнота добродетелей; та, которую (среди очень немногих) читают, стоя на коленях, с многочисленными земными поклонами»!
Александр Сергеевич Даргомыжский написал на «Молитву» А. С. Пушкина (точнее, на вторую часть этого стихотворения, т. е. именно на поэтическое переложение молитвы св. Ефрема Сирина) удивительный романс - «Владыка дней моих».
В чем же удивительность, неповторимость этого романса?
Романс отличается необыкновенной, поразительной глубиной и искренностью чувства, яркой образностью, сердечностью, совершенно особенной – молитвенной! - проникновенностью.
Союз пушкинского слова и музыкальной интонации становится откровением чистых и высоких мыслей о духе «смирения, терпения, любви», целомудрия, непринятии злословия, любоначалия, празднословия. Как молитва св. Ефрема Сирина «крепит неведомою силой», так и творение А. С. Пушкина и А. С. Даргомыжского раскрывает и возвышает наш дух, силой света озаряет человеческую душу.
Обратимся к другому пушкинскому стихотворению-молитве - «19 октября 1827 года».
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Характерно, что из всего «божественного» наш слух, наше отлученное от христианской культуры восприятие улавливают только слово «Бог». А «мрачные пропасти земли» в это стихотворение попали, как нам кажется, лишь потому, что среди лицейских друзей Пушкина были декабристы. Между тем, это не просто стихотворение (такое открытие мы делаем благодаря книге И. Ю. Юрьевой «Пушкин и Христианство», вышедшей по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II), это – стихотворение-молитва за друзей юности. Пушкин поддерживал своих осужденных товарищей вовсе не политически, но христиански – он молился о них! И есть конкретный источник этого стихотворения – Литургия св. Василия Великого: «Помяни, Господи, иже в пустынях и пропастех земных плавающим сплавай, путешествующим сшествуй На судище, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже».
Оторвав стихотворение от его духовного источника, мы, безусловно, не можем постичь его глубинного смысла. Согласитесь, ведь это совсем разные, неравнозначные вещи: приветствовать друзей, слать им пусть даже самые наилучшие пожелания и – молиться за них, «молить Святое Провиденье»!
Музыкальная интонация романса Даргомыжского «Бог помочь вам», как нам представляется, на редкость адекватно выражает смысл пушкинского произведения. Характер музыки раскрывает глубокий духовный смысл стихотворения, создавая сокровенное, задумчивое, проникновенное настроение. В сознание приходит откровение «молить Святое Провиденье», понимание, как молиться душой; в сердце рождается святость.
Музыка романса помогает нам пережить самые высокие из чувств: чувства любви и сострадания.
И как не порадоваться установившейся в нашей Пушкинской школе традиции: заканчивать мероприятия этим необыкновенным романсом!
Подводя итог своим размышлениям, выделим особо следующее:
- Созвучие в творчестве Пушкина и Даргомыжского выражается (случайно или не случайно?!) уже в одинаковых именах и отчествах – Александр Сергеевич.
- Творчество А. С. Даргомыжского – яркое явление музыкальной жизни 1840-1850-х годов. Александр Сергеевич Даргомыжский является основоположником русской классической музыки.
- Благодаря гениальной поэзии А. С. Пушкина, А. С. Даргомыжский открывает новые приемы развития музыки в вокальном жанре, воплощая свой главный принцип: «Хочу, чтобы звук выражал слово. Хочу правды».
- Мы, туляки, гордимся тем, что А. С. Даргомыжский – наш земляк!