А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Кто из великих писателей и поэтов не размышлял о роли и значении своего творчества, как в литературе, так и в жизни своей страны? Кто из них не задумывал­ся о своем призвании, предназначении? Эти мысли на протяжении всей литературной жизни волновали и классиков русской поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Образ поэта, его роль в обществен­ной жизни претерпевали изменения вместе с личност­ным развитием поэтов, с переменами в их взглядах, мировоззрении.

В первом напечатанном стихотворении Пушкина «К другу стихотворцу» мы находим такие размышле­ния юного поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки.

И далее продолжает:

Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

И все же, прекрасно понимая судьбу поэта в совре­менном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества. Он готов всту­пить на него как бы ни была трудна судьба поэта, ка­кие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его ни ожидали: «Мой жребий пал, я лиру избираю».

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «Лицинию», в котором поэт характеризуется как защитник передовых общественных идеалов. «Я сердцем рим­лянин, кипит в душе свобода. Во мне не дремлет дух великого народа». Вспоминая римского сатирика Ювенала Пушкин так определяет задачи поэта:

В сатире праведной порок изображу

И нравы сих веков потомству обнажу.

Так возникает в творчестве

Пушкина образ по­эта-борца, глашатая народных мнений. Античные времена и обстановка Древнего Рима не мешали со­временникам понимать глубокую злободневность стихотворений Пушкина. В1817 году поэт создает оду «Вольность», ставшую первым образцом граждан­ской лирики. В ней Пушкин призывает поэта «вос­петь свободу миру, на тронах поразить порок». В понимании классика поэт — не одоцисатель вельмож и царей, он — «эхо русского народа».

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей.

В поэзии Пушкина наряду со стремлением служить одной, лишь свободе присутствует сознание глубокой связи поэта с народом.

Размышления о поэте и его предназначении продол­жил в своем творчестве и М. Ю. Лермонтов. Его трак­товка образа поэта шире и сложнее, нежели у Пушки­на. Это можно объяснить настроениями, царящими в обществе после подавления восстания декабристов. Атмосфера всеобщего разочарования, усиление реак­ции заставляют поэта пересмотреть свои взгляды пред­назначение поэта. Если раньше лирика Лермонтова по преобладающим в ней мотивам одиночества, безверья, разочарования приближалась к лирике Байрона,—

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел;

У нас одна душа, одни и те же муки, —

О, если б одинаков был удел.

то теперь, поэт чувствует себя сыном своего Отече­ства. Страдания России, русского народа становятся темой личных переживаний самого Лермонтова.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Лермонтов выражает активный протест против рабства, против господствующей в современном ему обществе несправедливости, он не молчит, он стре­мится к действию.

Мне нужно действовать,

Бессмертным сделать бы желал.

В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали. » Лермонтов видит противоречие между своими побу­дительными порывами и равнодушием к ним окру­жающего мира. Для Лермонтова жить — это значит страдать, жертвовать собой:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Поэт в понимании Лермонтова — исполин, мятеж­ник. Его чувства не похожи на переживания обычных людей, им движут только всепоглощающие страсти.

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Возвращаясь к этой теме в стихотворении «Поэт», М. Ю. Лермонтов сетует на то, что «В наш век изне­женный» поэт «Свое утратил назначенье». Он сравни­вает поэта с кинжалом, который из грозного оружия превратился в позолоченную игрушку. Так же и поэт, чей «стих, как божий дух, носился над толпой», «зву­чал, как колокол на башне вечевой»,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье.

Это стихотворение Лермонтова, исполненное гра­жданской патетики, отражает активную граждан­скую позицию автора, продолжающую традиции Пушкина.

Оба поэта осознают то, что непременным условием творчества должна быть свобода. Пушкин раскрывает эту тему в стихотворении «Поэту». На себе испытав «суд глупца и смех толпы холодной», он не потерял веры в себя и свое призвание. Отсюда призыв:

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Противоположность мироощущения двух поэтов отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова, в стихотворении Пушкина у поэта-пророка открываются глаза — «вещие зени­цы», вместо языка — «жало мудрыя змеи», а в гру­ди — «угль, пылающий огнем». Под внешним «пере­рождением» подразумевается огромная внутренняя работа, сделавшая певца пророком, дающая ему пра­во нести людям истину, обличать общественное зло. Мир ждет пророка, он открыт для него:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов продолжает пушкинскую тему превра­щения поэта в пророка и развивает ее согласно своим убеждениям. Но если стихотворение Пушкина звучит как призыв к великому делу, то произведение Лер­монтова исполнено печали и разочарования. Мир, где вещает пророк, враждебен, полон злобы: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья». Те, кому пророк пытался провозгласить «любви и правды чис­тые ученья», не внемлют истинам, они не признают пророков, вышедших из их же рядов, даже если уста­ми пророка говорит сам «вечный судия». «Они» — это пестрая толпа, во всех стихах Лермонтова противо­поставляемая поэту, презирающая его. В противопо­ложность Пушкину Лермонтов говорит о непризнанности роли поэта среди его современников. Именно эта тема — тема одиночества, изгнанничества прохо­дит через все творчество М. Ю. Лермонтова.

Однако, несмотря на некоторую несхожесть взгля­дов, Лермонтов является продолжателем основных идей А. С. Пушкина. Оба поэта стали новаторами в ос­мыслении темы поэта и поэзии, придав поэтическому искусству гражданское звучание.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Поделиться