Идеальная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова и Габдуллы Тукая

В небе вечности сверкай,

Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай.

С берега язык ты вытянул,

А достать волну невмочь.

Не старайся, не дотянешься-

Уходи, собака, прочь!

Но, уйдя, запомни накрепко,

Что твой недруг смелый рек:

Будешь ты на то созвездие

Тщетно тявкать целый век.

Так писал татарский поэт Г. Тукай в 1911году, отвечая своим идейным и политическим врагам - буржуазным националистам, пытавшимся опорочить творчество поэта-демократа за его любовь к Пушкину и великой культуре русского народа.

Ломая все препятствия и преграды, шёл Тукай к вершинам поэтического творчества, закладывал основы новой татарской литературы. И всегда перед Тукаем вставал образ гениального русского поэта А. С.Пушкина, как воплощение силы, красоты и национальной гордости народов нашей Родины.

После Пушкина наивысшим художественным авторитетом для Тукая был великий русский поэт М. Ю.Лермонтов, которого классик татарской поэзии всегда ставил рядом с Пушкиным. Недаром он писал:

… Образцами мне Пушкин и Лермонтов служат.

Я, по - моему, карабкаюсь, сердце не тужит.

До вершины добраться хочу и запеть,

Хоть посмотришь на кругу – и голову кружит.

(Размышления одного татарского поэта.1907).

Во взглядах Тукая на Лермонтова мы видим восхищение мощным гением русского поэта и стремление овладеть богатством творчества Лермонтова и защитить его поэзию от грязных нападок буржуазных националистических критиков. В характере отношения Тукая к Лермонтову выражен глубокий и сильный патриотизм

татарского поэта, который так возвышает его и делает блестящим носителем лучших демократических традиций литературы.

Тукай ясно понимал историческую близость твор-

чества Лермонтова к Пушкину. Лермонтов подхватил традиции родоначальника новой русской литературы ,

продолжал их и развивал дальше.

От Пушкина Тукай, естественно, должен был перейти к Лермонтову. Пушкин научил Тукая ценить и Лермонтова. Но в отношении Тукая к Лермонтову были и свои особенные черты.

Известно несколько произведений Тукая, которые не просто навеяны общими мотивами творчества Лермонтова, а представляют переводы или поэтическую

переработку его известных стихотворений. Таковы стихотворения «Поэту»(1906), «Наставление»(1907). Каждое из них после заглавия имеет приписку от автора с указанием, что оно является подражанием Лермонтову. Но есть и такие стихотворения Тукая, которые им не отмечены как «лермонтовские», но тесно связаны с поэзией Лермонтова.

Анализ указанных стихотворений Тукая позволяет установить конкретные источники из Лермонтова, которые и послужили для татарского поэта предметом его поэтической работы.

Стихотворение Тукая «Поэту» написано по мотивам лермонтовского стихотворения «Г. Павлову».(1831);в «Наставлении» татарский поэт заимствует тему стихотворения «Опасение»(1830). «Обманувшийся» создано по мотивам стихотворения Лермонтова «К…»(Я не унижусь пред тобою).(1832).Двустишье Тукая под названием «Сравнение» представляет собой перевод эпиграммы Лермонтова «Дурак и старая кокетка – все равно»(1829);стихотворение «Дитя в люльке» написано под влиянием одноименного перевода Лермонтова из Шиллера (1829),стихотворение «К…» (Красавица, не ленись, чаще смотрись в зеркало»(1907) является вольным подражанием стихотворению Лермонтова «К…»(Глядися чаще в зеркала) (1829).

Тукай занимался творчеством Лермонтова очень серьезно и основательно.

Самым ранним стихотворением Тукая на лермонтовские мотивы является стихотворение «Поэту».

Оно очень грустное по настроению. Тукай говорил, что роль поэта печальна, его мало кто понимает и лучше не быть поэтом, писателем, чтобы избежать клеветы.

Можно с первого взгляда отнести все мысли этого стихотворения к Лермонтову, у которого они понятны в связи с общим характером его творчества.

Но стихотворение Тукая вовсе не представляет простого перевода стихотворения Лермонтова, а является особым оригинальным стихотворением, но созданным под влиянием Лермонтова. Поэтому идеи стихотворения «Поэту» есть и идеи Тукая.

Лермонтовское стихотворение имеет конкретный адресат. им был известный писатель Николай Филиппович Павлов(),с которым Лермонтов был хорошо знаком. Но стихотворение Лермонтова имеет и общее значение-оно есть выражение гнева русского поэта против «света», против дворянской знати.

Стихотворение Тукая имело тоже конкретный адрес. В двух последних строках Тукай обращается к татарским поэтам, в том числе и к Мажиту Гафури, предлагая их вниманию свое стихотворение:

…Этот стих я поместил в журнале,

Чтоб Наджиб с Мажитом прочитали.

Тукай, вовсе не имел в виду посоветовать поэтам действительно прекратить свое творчество, он только указывал на необходимость хранить свою свободу и независимость от буржуазного общества. Тукай активно пропагандировал свою любимую идею о независимости поэта от консервативной среды, в этом и смысл его стихотворения «Поэту».

Отсюда ясно, что Тукай использует лермонтовское стихотворение «Павлову» так же, как он использовал и пушкинские стихотворения на темы о поэте и поэзии с целью подкрепления своего мнения о свободе художника от враждебной буржуазной среды. Этот вопрос был для Тукая очень важным, и он обратил внимание на такое стихотворение Лермонтова, которое вполне соответствовало его настроениям и мыслям передового поэта-демократа.

Использование Тукаем лермонтовского стихотворения «Павлову»подтверждает то, что Лермонтов влиял на формирование эстетических взглядов татарского поэта и при том в таком важном моменте, как защита независимости поэта от враждебной реакционной среды.

Стихотворение Тукая «Наставление», написанное, как он сам говорит, «по Лермонтову», имеет иное содержание и иной смысл, нежели «Поэту», хотя в

настроении, проникающем в оба произведения, есть сходство. «Наставление»- это обращение к « юноше-другу» с советом отвратить взор от красавицы, не дать развиться чувству любви и прожить лучше в одиночестве, чем затем испытывать боль и скорбь в старости, когда остынут чувства и недуг прикует человека к постели.

…Лучше, мой друг, без подруги прожить бобылем,

Лучше свой жребий влачить одному, чем вдвоем.

…Кто одинок, тот с душой расстается одной,

Тот не изведает боли утраты двойной.

Тему этого стихотворения Тукай взял из стихотворения Лермонтова «Опасение», где мотив одиночества

является также основным:

…Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостней клониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться.

Одиночество Лермонтова было выражением его протеста против «каменных сердец», «приличьем стянутых масок», против великосветской знати, помещиков-крепостников, в лицо которым и бросал великий русский поэт свой стих, «облитый горечью и злостью».

Эти мотивы одиночества были и у татарского поэта Тукая и они нашли отражение также в целом ряде его произведений( «Отчаяние», «Раскаяние», «Разбитая

Но при всей своей скорбности, возникавшем временами чувства одиночества, Тукай не утрачивал веры в жизнь, в необходимость борьбы. Как и у Лермонтова у него брали верх чувства и стремления жить и бороться «до конца миров».

Прекрасное по идее стихотворение Тукая «Жизнь» говорит именно о преобладании мотивов активности и борьбы в поэзии Тукая. Это-голос гордого, не смиряющегося духа поэта, который через все невзгоды жизни проносит одну страсть-страсть к борьбе. И эта черта поэзии Тукая роднит его с великим русским поэтом Лермонтовым, который, как и его герой Мцыри, «знал, одной лишь думы власть-одну, но пламенную страсть», страсть борьбы за человеческую свободу.

После этого становится понятно, почему Тукай обратил внимание на стихотворение Лермонтова «Опасения» и на его мотивы написал свое стихотворение

«Наставление». В стихотворении Лермонтова Тукай увидел чувство родное и близкое своему чувству.

Одиночество Лермонтова, протестовавшего гневно бичующим стихом и грустью своею против придворных, помещиков-крепостников, голубых мундиров

было близко Тукаю, который также чувствовал себя одиноким среди чужой ему реакционной татарской буржуазии, националистической интеллигенции и

боролся против своих врагов за развитие действительного национального самосознания, за подлинную свободу.

Лучше всего характер и смысл мотивов одиночества и пессимизма Тукая понял А. М.Горький. Он указал на то, что грустные мысли татарского поэта возникли из того, что мир этот, т. е. мир лжи и лицемерия, насилия и эксплуатации не для художников. Художники выше этого мира.

« В Лермонтове есть черты пессимизма, но пессимизм в Лермонтове - действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности

и отрицание ее, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество». (М. Горький. « История русской литературы».М.,1939г.,стр.165).

Тукай решительно осуждает творчество, рассчитанное лишь на удовлетворение личного вкуса и лишенное общественного значения. Поэт, который ограничивает свое творчество лишь удовлетворением чьего-либо личного тщеславия, сосредоточенный лишь на своих интимных переживаниях, по мнению

Тукая, похож на комнатного соловья. В стихотворении «Ей» (1908г) Тукай писал:

… Ты сказала: «Поэта я буду женой»,-

Но тебя недостоин избранник твой

Ты мечтала. «Все песни он мне отдаст,

И одна лишь буду внимать им всласть…»

Если думала так, не горюй, не скорби,

Лучше в лавку ступай, соловья купи,

Запирай его в клетке, пусть там поет,

Пусть, тебя забавляя, в тоске умрет.

Таким образом, и использование Тукаем стихотворения Лермонтова « Я не унижусь пред тобою» не было случайным; в нем Тукай нашел авторитетное подтверждение волновавшему его чувству о сочетании личных чувств с общественным долгом поэта. Поэт должен быть прежде всего голосом народа, времени, а не выразителем интимных переживаний. Все это было по существу решением для Тукая важной эстетической проблемы о соотношении личного и общественного. Тукай ее решал в ясном демократическом смысле: поэт должен быть глашатаем истины, жизни, правды, справедли-

Неслучайно поэтому Тукай обратил внимание на известное стихотворение Лермонтова «Пророк» (1841) и также написал одноименное стихотворение,

использовав и пушкинское стихотворение под тем же названием. В стихотворении Тукая «Пророк» как бы переплетаются пушкинские и лермонтовские мотивы одновременно. Тукай полностью перевел стихотворение Лермонтова. У Тукая есть все, что есть у Лермонтова: образ пророка, проповедывающего истину, и то, что он был гоним враждебными ему людьми.

Тукай вносит в свои стихотворения и такие образы, которых не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова. Он подчас расширяет образ конкретными деталями.

«Мне тварь покорна там земная…» вызывает у Тукая такой образ:

« Мне покорны там все животные: львы, даже тигры,

Они дали обет не трогать праведных».

Очевидно, Тукай это делал с определенной целью: он хотел лаконический, с большой смысловой нагрузкой стих и образ Лермонтова представить в более простой форме, чтобы быстрее его донести до читателя. Создавая своего «Пророка», Тукай выполнил большую творческую работу и поэтому его стихотворение является весьма важным. Им Тукай выразил одну из глубочайших эстетических идей классической литературы.

Но надо отметить, что у Тукая, при всем его демократизме во взглядах на социальную роль поэзии, иногда проявлялась одна слабая черта. Он полагал, что поэт и искусство в целом, как и всякая идейная проповедь, равно могут быть обращены ко всем людям вне их социального положения: и к бедняку, и к богачу, и к царю. Перед искусством все равны,- так думал Тукай,- и подобная мысль им высказывалась не один раз. Например, в стихотворении «Театр» (1907) Тукай писал:

…Равными считает все души театр,

Будь ты рабом, будь ты император!

Внимание Тукая привлекали и политические стихотворения Лермонтова. При создании своего стихотворения « Богачу, спекулирующему типографией»,Тукай использовал стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», как наиболее убедительная форма обличения и критики социального зла. Тукая, безусловно, увлекала сила гнева в лермонтовских стихах, так как в этом отношении Лермонтов является одной из самых ярких фигур во всей русской литературе.

Таким образом, можно сказать, что Тукай в своем глубоко внимательном отношении к творчеству Лермонтова, использовал поэзию великого русского поэта весьма разносторонне. Наиболее смелые политические мотивы лирики Лермонтова входили в творчество классика татарской поэзии, он пользовался бичующей силой лермонтовской поэзии для борьбы за идеалы социальной справедливости.

У Лермонтова Тукай учился вере в высокое назначение поэта в жизни. Лермонтов своим огненным стихом, своим гневом и негодованием, скрытым порою в настроениях грусти, поднимал в Тукае бурный протест против мерзостей окружающей жизни, против продажной и лицемерной морали всего строя угнетения и рабства. Без Лермонтова Тукай так же непонятен, как и без Пушкина. В поэзии Лермонтова Тукай имел для своих идейных и поэтических исканий такое же авторитетное основание, как и в поэзии Пушкина. Лермонтов – один из учителей Тукая.

1. И. Пехтелев. Пушкин. Лермонтов. Тукай. Татгосиздат. Сектор художественной литературы. Казань; 1949 г.

2. И. Пехтелев. Эстетические идеи в поэзии Габдуллы Тукая. Татгосиздат. Сектор художественной литературы. Казань 1946 г.

3. Мухтар Ауэзов. 1966 г. Казань. Таткнигоиздат

4. М. Луконин. Созвездие Пушкина. Казань.1979 г.

5. Сибгат Хаким "Тукай". Казань. 1975 г. Таткнигоиздат.

6. В. А. Гордлевский. Г. Тукай и русская литература. М. изд. Восточная литература. 1961 г.

7. И. Нуруллин. Тукай. Таткнигоиздат.1961г.

8. Слово о Тукае. Сборник статей. Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань 1986 г. Таткнигоиздат.

9.М. Горький. « История русской литературы».

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поделиться