/ ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ
РИТМ – повторяемость, соразмерность одинаковых явлений через равные промежутки времени и пространства. В художественном произведении ритм реализуется на разных уровнях: сюжета, композиции, языка, стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При большом количестве слогов вводится цезура, которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение. В русской поэзии употреблялось вXVII–XVIIIвв. С Полоцким, А. Кантемиром и др.
Наука ободрана, // в лоскуты обшита, 13 слогов
Изо всех почти домов // с ругательством сбита; 13 слогов
Знаться с нею не хотят, // бегут ея дружбы, 13 слогов
Как, страдавший на море, // корабельной службы. 13 слогов
А. Кантемир (Сатира на хулящих учение: к уму своему)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры – двусложные (Хорей, Ямб) и трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест).
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого слова «тоноз» - тон, напряжение, ударение) – система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов в расчёт не принимается.
Тонический стих характерен для языков с подвижным ударением, таких, как русский, немецкий, английский. Русские былины писались тоникой. Обычно в них было три сильных ударения:
Как во стольном во городе во Киеве,
У великого у князя у Владимира…
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда во фронт! Офицеры вперёд!»
сухими шагами командир идёт…
МЕТР – определённая ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Видами метра в силлабо-тоническом стихосложении являются двусложные (Хорей, Ямб), трёхсложные (Дактиль, Амфибрахий, Анапест) и др. стихотворные размеры.
СТОПА – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных. Стопа служит единицею стиха в силлабо-тонической системе стихосложения: трёхстопный ямб, четырёхстопный анапест и т. д.
ИКТ – сильный ритмообразующий слог в стихе.
СТИХ – 1.Строка в стихотворении; 2. Совокупность особенностей стихосложения какого-либо поэта: стих Марины Цветаевой, А. Твардовского и т. д.
ХОРЕЙ (в переводе с греческого «плясовой» хор, пляска, хоровод) – двусложный размер с ударением на 1-м, 3-м, 5-м, 7-м, 9-м и т. д. слогах:
С. Есенин (четырёхстопный хорей)
ЯМБ (в переводе «бросок») – наиболее распространенный в русской поэзии двусложный размер с ударением на 2-м, 4-м, 6-м, 8-м и т. д. слогах:
А. Пушкин (трёхстопный ямб)
ДАКТИЛЬ (в переводе с греческого «палец») – трёхсложный размер с ударением на 1-м, 4-м, 7-м, 10-м и т. д. слогах:
И. Анненский (3-стопный дактиль)
АНАПЕСТ (в переводе с греческого «отражённый назад») – трёхсложный размер с ударением на 3-м, 6-м, 9-м, 12-м и т. д. слогах:
И. Бродский (двустопный анапест)
АМФИБРАХИЙ (буквальный перевод с греческого «с двух сторон краткий») – трёхсложный размер с ударением на 2-м, 5-м, 8-м, 11-м и т. д. слогах:
В. А. Жуковский (двустопный амфибрахий)
ПЕОН – четырёхсложная стопа, состоящая из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны различаются по месту ударения – с первого по четвёртый:
К. Бальмонт (трёхстопный пеон первый)
И. Мятлев (двустопный пеон второй)
К. Бальмонт (4стопный пеон третий)
Нет, не найду/ сегодня пищи я
Для утеши/тельной мечты:
Одни шарман/щики, да нищие,
Да дождь – всё с той/ же высоты.
Владислав Ходасевич(2стопный пеон четвёртый)
ПЕНТОН – пятисложная стопа, состоящая из одного ударного и четырёх безударных слогов. В русской поэзии употребляется главным образом пентон третий, несущий ударение на третьем слоге:
ПИРРИХИЙ – стопа с пропущенным метрическим ударением:
А. Пушкин (4-стопный хорей, третья стопа второго стиха –пиррихий )
СПОНДЕЙ –стопа с дополнительным (сверхсхемным) ударением:
А. Пушкин (четырёхстопный ямб, первая стопа спондей)
СТЯЖЕНИЕ – это явление, когда в стихе «не достаёт» одного слога. Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается.ЛЕ́ЙМА (греч. λειμμα) — пауза в стихе (в античной метрике). Согласно античной теории стиха, Л. не допускается в середине слова или между словами, составляющими одно целое (например, между предлогом и словом, им управляемым). Длительность Л. в античном стихе была установлена от одной моры (доли) до шести мор (долей). В применении к русскому стиху термин «Л.» в значении паузы употребляется в стиховедческих работах Г. Шенгели.
Явления стяжения характерны «Илиаде» и«Одиссее» Гомера. (шестистопный дактиль)
Гнев,^ богиня, воспой Ахиллеса – Пелеева сына…
Кто ж от богов^ бессмертных подви/г их к враждебному спору?
_/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_/_ _ _/v_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмашная^луна
На полу кружевные узоры…
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_/_ _/ _ _ _ v_ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
ДОЛЬНИК (Паузник ) – стихотворный размер на гранисиллабо-тонического итонического стихосложения. Основан на ритмическом повторении иктов и слабых мест, а также переменных пауз между ударными слогами. Диапазон междуиктовых интервалов колеблется от 0 до 4-х безударных. Длина стиха определяется количеством ударных в строке. В широкое употребление дольник входит в началеXXв.
Дольник -крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, илиударника. Впоследствии дольником начали называть топаузный трехдольник, то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик), то опять акцентный стих.
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _
А. Блок (трёхударный дольник)
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!