Александр Сергеевич Пушкин: об авторе
А.И.Кирпичников. Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин (Александр Сергеевич) -- величайший русский поэт, род. 26 мая
 1799 г. в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. О
 своих предках по отцу он пишет в 1830--31 гг. "Мы ведем свой род от
 прусского выходца Радши или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е.
 знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св.
 Александра Ярославича Невского. Имя предков моих встречается поминутно в
 нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал паря
 Иоанна Васильевича Грозного. историограф именует и Пушкиных. Григорий
 Гаврилович (ошибка; надо читать Гаврило Григорьевич) П. принадлежал к числу
 самых замечательных лиц в эпоху самозванцев. Другой П. во время
 междуцарствия, начальствуя отдельным войском, один с Измайловым, по словам
 Карамзина, сделал честно свое дело. Четверо П. подписались под грамотою о
 избрание на царство Романовых, а один из них, окольничий Матвей Степанович
 -- под соборным деянием об уничтожении местничества (что мало делает чести
 его характеру). При Петре Первом сын его, стольник Федор Матвеевич, уличен
 был в заговоре против государя и казнен вместе с Цыклером и Соковниным.
 Прадед мой Александр Петрович был женат на меньшой дочери графа Головина,
 первого андреевского кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия
 зарезав свою жену, находившуюся в родах. Единственный сын его, Лев
 Александрович, служил в артиллерии и в 1762 г. во время возмущения, остался
 верен Петру III. Он был посажен в крепость, где содержался два года. С тех
 пор он уже в службу не вступал, а жил в Москве и в своих деревнях. Дед мой
 был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла
 на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь
 с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально
 повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от
 него натерпелась. Однажды он велел ей одеться и ехать с ним куда-то в гости.
 Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела
 отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру
 остановиться, и она в карете разрешилась чуть ли не моим отцом. Родильницу
 привезли домой полумертвую, и положили на постель всю разряженную и в
 бриллиантах. Все это знаю я довольно темно. Отец мой никогда не говорил о
 странностях деда, а старые слуги давно перемерли" (изд. литер. фонда V,
 148--9). Отец поэта, Сергей Львович (1771--1848), как и старший брат его,
 поэт Василий Львович (1770--1830). не имел по характеру ничего общего с
 дедом. Получив блестящее по тому времени образование, т. е. овладев не
 только французской прозаической речью, но и стихом, и поглотив все
 выдающееся во французской литературе XVII и XVIII веков, он на всю жизнь
 сохранил страсть к легким умственным занятиям и к проявлению остроумия и
 находчивости во всяких jeux de societe; за то также всю жизнь он оказывался
 неспособным к практическому делу. Он был в малолетстве записан в
 измайловский полк, потом при Павле переведен в гвардейский егерский, и очень
 тяготился несложными обязанностями гвардейского поручика. Женившись в ноябре
 1796 г. он подал в отставку и стал пользоваться совершенной свободой,
 сперва в Петербурге, где 20 декабря 1797 г. родился у него первый ребенок --
 дочь Ольга (впоследствии Павлищева), а потом (с 1799 г.) в Москве и в
 подмосковном имении своей тещи, сельце Захаровке. Управление домом он
 всецело предоставил жене, а заведование имениями -- управляющим и
 приказчикам, которые обкрадывали его и разоряли мужиков. Сергей Львович
 терпеть не мог деревни, если она не походила на подгородную дачу; проживая в
 собственных имениях (в иные, впрочем, он никогда и не заглядывал), он
 проводил все время у себя в кабинете за чтением. Дома вспыльчивый и
 раздражительный (когда обстоятельства принуждали его заняться детьми или
 хозяйством), он при гостях делался оживленным, веселым и внимательным. По
 выражению Анненкова, у него не было времени для собственных дел, так как он
 слишком усердно занимался чужими. Он до старости отличался пылким
 воображением и впечатлительностью, доходившей до смешного. Обыкновенно
 расточительный и небрежный в денежных делах, он временами становился мелочно
 расчетливым и даже жадным. Он был способен острить у смертного одра жены --
 зато иногда от пустяков разливался в слезах. Никому не мог он внушить
 страха, но за то никому не внушал и уважения; приятели любили его, а
 собственным детям, когда они подросли, он часто казался жалким и сам
 настойчиво требовал от них, чтобы они опекали его, как маленького ребенка.
 Его любимая поговорка: que la volonte du ciel soit faite вовсе не была
 выражением искренней веры и готовности подчиниться воле Провидения, а только
 фразой, которою он прикрывал свой эгоистический индифферентизм ко всему на
 свете. Мать П. Надежда Осиповна Ганнибал (1775--1836), была на 4 года
 моложе мужа. Основателем ее фамилии был "арап Петра Великого", абиссинский
 князек, Абрам Петрович Ганнибал. Он умер в 1781 г. генерал-аншефом и
 александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это
 была "мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура", наклонная "к
 невообразимой, необдуманной решимости" (Анненков, "П. в Александровскую
 эпоху", стр. 5). Сыновья его унаследовали его вспыльчивость; крепостных
 людей, возбудивших их гнев и ими наказанных, "выносили на простынях". Двое
 из них, Иван и Петр (которого поэт посетил в его деревне в 1817 г.; см. изд.
 фонда, V, 22), достигли высоких чинов, но при этом Петр писал совсем
 безграмотно. Третий брат, родной дед поэта, Осип (он же и Януарий), женатый
 на дочери тамбовского воеводы Пушкина, Марье Алексеевне, женился, говорят,
 вторично, подделав свидетельство о смерти жены. Марья Алексеевна жаловалась
 государыне, и права ее были восстановлены. Она жила в с. Захарове, с своей
 дочерью Надеждой, под покровительством своего шурина и крестного отца дочери
 -- Ивана Абрамовича Ганнибала, строителя Херсона и наваринского героя. Марья
 Алексеевна была добрая женщина и прекрасная хозяйка деревенского
 старорусского склада, но дочь свою она избаловала порядком; "что сообщило
 нраву молодой красивой креолки, как ее потом называли в свете, тот оттенок
 вспыльчивости, упорства и капризного властолюбия, который замечали в ней
 позднее и принимали за твердость характера" (Анненков). Мужа своего Надежда
 Осиповна настолько забрала в руки, что он до старости курил секретно от ее;
 к детям я прислуги бывала непомерно сурова и обладала способностью "дуться"
 на тех, кто возбудил ее неудовольствие, целыми месяцами и более (так, с
 сыном Александром она не разговаривала чуть не целый год). Хозяйством она
 занималась почти так же мало, как и муж, и подобно ему страстно любила свет
 и развлечения. Когда Пушкин переехали в Петербург, дом их "всегда был
 наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены
 или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с
 баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный
 недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана". Приблизительно
 такова же была их жизнь и в Москве, но там это не в такой степени бросалось
 в глаза: многие состоятельные дворянские семьи жили подобным образом П.
 отличались от других только большею, так сказать, литературностью; в этом
 отношении тон давал Сергей Львович, который и по собственной инициативе, и
 через брата Василия был в дружбе со многими литераторами и тогдашними
 умниками; в его доме даже камердинер сочинял стихи.
 В раннем детстве Александр П. не только не представлял ничего
 выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние
 мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и
 младшего брата, Льва (1806 -- 1852). Когда принимались слишком энергично
 исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне
 Ганнибал (после замужества дочери она поселилась с П.) и прятался в ее
 рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой
 наставницей П. в русском языке; от ее же, вероятно, наслушался он рассказов
 о семейной старине. В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором П. долго
 сохранял приятные воспоминания, он слышал песни и видел хороводы и другие
 народные увеселения (Захарово принадлежало к приходу богатого села Вязема,
 которое было когда-то собственностью Бориса Годунова и помнило о своем
 царственном владельце). Другой связью будущего поэта с народностью служила
 известная Арина Родионовна, когда то вынянчившая мать П. а теперь нянчившая
 всех ее детей -- женщина честная, преданная и очень умная; она знала
 бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно
 сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с
 законоучителем своим Беликовым (очень образованным человеком) П. имел случай
 говорит по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна П. и Елизавета Львовна,
 по мужу Солнцева, тоже имели влияние в доме), почти все гости, а главное --
 гувернеры и гувернантки (большею частью плохие; об одном гувернере, Шеделе,
 известно, что любимым его занятием была игра в карты -- с прислугой)
 объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети
 приучились говорить на том же языке. П. вначале учился плохо (особенно
 трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные
 неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от
 роду П. пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с
 Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал чуть ли не всю довольно
 богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из
 поэтов и мыслителей эпохи просвещения. Преждевременная начитанность в
 произведениях эротических и сатирических, которыми была так богата
 французская литература XVII и ХVIII вв. способствовала преждевременному
 развитию чувства и ума П. а литературные нравы дома и особая любовь,
 которую Сергей Львович питал к Мольеру -- он читал его вслух для поучения
 детям -- возбудили в мальчики охоту пытать свои силы в творчестве, опять
 таки главным образом на франц. яз. Между наиболее ранними его произведениями
 предание называет комедию "L'Escamoteur" -- рабское подражание Мольеру -- и
 шуточную поэму "La Tolyade" (сюжет: война между карликами и карлицами во
 времена Дагоберта), начатую по образцу многочисленных франц. пародий XVIII
 в. на высокий "штиль" героических поэм. Есть еще не совсем достоверное
 указание на целую тетрадку стихотворений, между которыми были и русские.
 Раннее развитие, по-видимому, не сблизило П. с родителями; его характер
 продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое
 сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний
 мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с
 удовольствием покинул родительский дом. П. думали отдать в Иезуитскую
 коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11
 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии царско-сельского
 лицея и, благодаря настояниям и хлопотам А. И. Тургенева, а также дружеским
 связям Сергея Львовича П. с директором нового учебного заведения, В. Ф.
 Малиновским, П. решено было туда поместить. Готовясь к поступлению, П. жил,
 у дяди Василия Львовича и у него впервые встретился с представителями
 петербургского света и литературы. 12 авг. П. вместе с Дельвигом выдержал
 вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия
 лицея. Преподавателями лицея были люди прекрасно подготовленные и большею
 частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая; кроме
 общеобразовательных предметов, в нее входили и философские и
 общественно-юридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они
 были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было;
 каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. В
 отчете о первом годе конференция лицея говорит, что ученикам "каждая истина
 предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и жажду познания. а
 все пышное, высокопарное, школьное совершенно удаляемо было от их понятия и
 слуха"; но отчет, как говорит Анненков, больше выражает идеал, нежели
 действительность. Прекрасные преподаватели, отчасти вследствие плохой
 подготовки слушателей, отчасти по другим общественным и личным причинам,
 оказались ниже своей задачи -- давали зубрить свои тетрадки (не исключая и
 Куницына); иные, как например любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в
 пирушках своих аристократических учеников и мирволили им в классах и на
 экзаменах. Даже самая свобода или, точные, безнадзорность приносила
 некоторый вред слишком юным "студентам", знакомя их с такими сторонами
 жизни, которые выгоднее узнавать позднее. К тому же, на третий год
 существования лицея скончался его первый директор, и почти два года (до
 назначения Е. А. Энгельгарта, в 1816 г.) настоящего главы в заведении не
 было; преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма
 существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей
 педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого
 достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и
 приходилось окончившим курс приобретать своим трудом впоследствии, то лицею
 они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными,
 светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым чувством к
 своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали 19-е октября.
 Чтение римских прозаиков и поэтов было поставлено в лицее довольно серьезно:
 классическую мифологию, древности и литературу лицеисты, в том числе П.,
 знали не хуже нынешних студентов. Способности П. быстро развернулись в
 лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил; больше
 всего интересовался он франц. и русской словесностью и историей; он был
 одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним
 из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов (Илличевский,
 Дельвиг, Кюхельбекер и др.), которые, собираясь по вечерам, экспромтом
 сочиняли повести и стихи. Учился П. далеко не усердно. Кайданов,
 преподававший географию и историю, аттестует его так: "при малом прилежании
 оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только
 прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего".
 Куницын, профессор логики и нравственных наук, пишет о нем: "весьма понятен,
 замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким
 предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не
 велики, особенно по части логики". Из товарищей знавшие его впечатлительную
 натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его; большинство,
 замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и
 наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и тщеславным; его
 прозвали (французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка
 -- но в 1811 и след. годах это был во всяком случае эпитет не похвальный.
 Раздражительность, принесенная П. еще из дому, получила здесь новую пищу
 вследствие такого отношения большинства товарищей; будущий поэт сам
 наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и
 остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог
 оставаться победителем, вследствие чего раздражался еще более. Предаваясь
 неумеренной веселости днем, П. часто проводил бессонные ночи в своем No 14
 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других,
 то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди
 товарищей. В 1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по
 комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его
 15-летний сын впервые выступил в печати с стихотворением:
 "Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 No "Вестника Европы"), за подписью:
 Александр Н. К. ш. п. Несмотря на подъем патриотического чувства, которое
 было естественным следствием событий 1812--1814 гг. первые поэтические
 опыты П. направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и
 вакхической лирике и отчасти сатире французских и русских учеников и
 продолжателей Горация. Из французских поэтов П. больше всего подражал Парни,
 из русских -- Батюшкову, Жуковскому, Василию П. Но и в этих "полудетских
 песнях на чужой голос" местами слышится будущий П. то в искренности
 чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости от
 дельных картин и стихов. В этих пробах пера нельзя не заметить и уменья
 усваивать от каждого образца лучшее и быстро отделываться от его
 недостатков: так, псевдоклассический арсенал собственных имен, очень богатый
 в наиболее ранних стихотворениях Пушкина, скоро уступает место умеренному
 употреблению утвердившихся формул; славянские выражения, в роде:
пренесенный, взмущенны волны, расточил врагов, черный вран стрежет. быстро
 редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах. В высшей
 степени поразителен факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста;
 который три года назад думал по-французски, сделалось почти народною песнью
 и начиная с 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так наз.
 "Романс" ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости,
 отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также
 раннее развитие чувственности ("К Наталье", "К молодой актрисе", "Красавице,
 которая нюхала табак"). То обстоятельство, что стихи 15-летнего П. попали в
 печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того
 времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и
 первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше. Но вот наступил
 день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного в старший класс),
 на который приехал Державин. Пушкину велели прочесть собственное
 стихотворение: "Воспоминания в Царском Селе", написанное (по совету Галича)
 в державинском и даже отчасти ломоносовском стиле (но местами с истинным
 чувством, сильно и красиво выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее
 победоносного внука. Державин был растроган, хотел обнять поэта (который
 убежал, вследствие юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П.
 достойного себе наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора,
 было напечатано в "Российсском Музеуме", который в том же году поместил и
 еще несколько произведений П. С этого времени П. приобретает известность и
 за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его
 самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное
 жительство. 16-ти-летний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более,
 что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее
 уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков,
 ободряли его и давали ему советы (особенно сильно и благотворно было влияние
 Жуковского, с которым он быстро и близко сошелся летом 1815 г.; см. стих. "К
 Жуковскому"). Профессора начинают смотреть на него как на будущую
 известность; товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же
 положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г.
 П. уже сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе,
 которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в
 деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя
 эпикурейцем учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом сладострастия, и
 воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо роскошнее и
 многочисленнее в его воображении, чем в действительности. В это время в П.
 начинает вырабатываться способность истинного художника переселяться всецело
 в чуждое ему миросозерцание, и он переходит от субъективной лирики к
 объективной (см. стихотв. "Лицинию") и даже к эпосу ("Бова", "Казак"). Судя
 по отрывку его лицейских записок (изд. фонда, V, 2), написанное им в этом
 году представляет собою только малую часть задуманного или начатого: он
 обдумывает героическую поэму ("Игорь и Ольга"), начинает комедию и пишет
 повесть в роде фантастико-тенденциозных повестей Вольтера, которого изучает
 весьма серьезно. Стих П. становится еще более изящным и легким; местами
 образность выражений доходит до небывалой в нашей новой словесности степени
 ("Мечтатель"); зато местами (особенно в похвальных, псевдоклассических
 стихотворениях, напр. "На возвращение государя из Парижа") даже свежая,
 оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе ясного выражения. В 1816 г.
 известность П. уже на столько велика, что стареющийся лирик
 Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья Федоровна поручила написать
 стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо
 отправляется в лицей и заказывает пьесу П. который в час или два исполняет
 заказ вполне удовлетворительно. Известные светские поэты (кн. П. А.
 Вяземский, А. А. Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает
 им, как равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его
 даровании (последний летом этого года жил в Царском, и П. был у него в доме
 своим человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина считали
 первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг
 литературного образования П. значительно расширяется: он перечитывает старых
 поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное
 суждение; он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских
 переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях П.,
 уступать место романтизму Жуковского. В наиболее задушевных стихотворениях
 П. господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы
 своеобразно заканчивается примиряющим аккордом (например "Послание к
 Горчакову"). Вообще последние строчки стихотворений П. уже теперь
 приобретают особую полноту мысли; рельефность и звучность. Крупный факт
 внутренней жизни поэта за это время -- юношеская, поэтическая любовь к
 сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и иногда
 посещала лицей зимою; самые тонкие оттенки этого идеального чувства, то
 пережитые, то вычитанные у других лириков (Парни и Вольтер по-прежнему
 остаются его любимцами). П. в состоянии выразить своим мягким и нежным
 стихом, которым он иногда позволяет себе играть, подобно трубадурам или
 мейстерзингерам (см. стихотворение "Певец"). Идеальная любовь П.;
 по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для них он умел находить
 изящное выражение, то в полународной форме романса -- песенки в тоне
 Дмитриева и Нелединского ("К Наташе", горничной княжны Волконской), то с
 привнесением оригинальной идеи (напр, "К молодой вдове"). Умные мысли,
 искреннее чувство и изящные пластичные образы находим мы у П. даже в
 именинных поздравлениях товарищам и в альбомных стихотворениях, которые он
 писал им перед выпуском и копии с которых сохранял: видно, что и тогда уже
 он дорожил каждым стихотворным словом своим и никогда не брался за перо
 только для того, чтобы наполнить пустую страницу. В языке его теперь чаще
 прежнего встречаются смелые для того времени, чисто народные выражения (в
 роде: частехонько, не взвидел и пр.), до тех пор освященные примером одного
 Крылова (его П. изучал уже с 15-летнего возраста; см. "Городок"). Благодаря
 лицейской свободе, П. и его товарищи близко сошлись с офицерами
 лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем
 подходящее общество для 17-ти-летних "студентов", и вакхическая поэзия П.
 именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность; но не
 следует забывать, что среди лейб-гусар П. встретил одного из самых
 просвещенных людей эпохи (притом убежденного врага всяких излишеств), П. Я.
 Чаадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле
 выработки убеждений и характера; да и прославившийся своими проказами и
 "скифскою жаждою". П. Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не
 даром же П. видел в нем живое доказательство того,
 Что резвых шалостей под легким покрывалом
 И ум возвышенный и сердце можно скрыть
 (см. "Послание к Каверину", в первонач. виде).
 Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 --15
 гг. заставили и П. перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире; но
 отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в
 гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. П.,
 по-видимому без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в
 стихах стал подсмеиваться над необходимостью "красиво мерзнуть на параде".
 Его гораздо более прельщала надежда "погребать покойную академию и Беседу
 губителей российского слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он
 рвался в бой, но в бой литературный. По родственным и дружеским связям, а
 еще более по личному чувству и убеждению он был всецело на стороне
 последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в
 поэзии. Еще на лицейской скамье он был пылким "арзамасцем", в самых ранних
 стихотворениях воевал с "Беседой" и кн. Шаховским, и на них впервые
 оттачивал свое остроумие. "Арзамас" оценил его талант и рвение и считал его
 заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене П.
 читал свое написанное по обязанности (в духе времени), но местами глубоко
 искреннее стихотворение "Безветрие". 9 июня 1817 г. государь явился в Лицей,
 сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем (П. как окончивший
 по 2-му разряду получил 700 р.). Через 4 дня П. высочайшим указом определен
 в коллегию иностранных дел и 15 июня принял присягу. В начале июля он уехал
 в отпуск в Псковскую губ. в село Михайловское, где родные его проводили
 лето. Позднее П. вспоминал, как он "обрадовался сельской жизни, русской
 бане, клубнике и пр.; но -- продолжает он -- все это нравилось мне недолго.
 Я любил и доныне люблю шум и толпу". Уже за 2 недели до конца отпуска П. был
 в Петербурге и писал в Москву кн. Вяземскому, что "скучал в псковском
 уединении". Однако, и из кратковременного пребывания в деревне П. вынес
 несколько плодотворных воспоминаний (знакомство с родственниками Ганнибалами
 и поэтическая дружба с обитательницами соседнего Тригорского). Жизнь,
 которую вел П. в Петербурге в продолжение трех зим (1817--1820), была очень
 пестрая, на глаза людей, дурно расположенных к нему -- даже пустая,
 беспорядочная и безнравственная, но во всяком случае богатая разнообразными
 впечатлениями. Он скорее числился на службе, чем служил; жил с своими
 родителями на Фонтанке близ Покрова, в небольшой комнате, убранство которой
 соединяло "признаки жилища молодого светского человека с поэтическим
 беспорядком ученого". Дома он много читал и работал над поэмой "Руслан и
 Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне дома жег "свечу жизни" с обоих
 концов. Он проводил вечера и целые ночи с самыми неистовыми представителями
 "золотой молодежи", посещал балет, участвовал в шутовском "оргиальном"
 обществе "Зеленой лампы", изобретал замысловатые, но не невинные шалости и
 всегда готов был рисковать жизнью из-за ничтожных причин. "Молодых повес
 счастливая семья" состояла, однако, из людей развитых и в умственном, и в
 эстетическом отношении; на их веселых ужинах смело обсуждались политические
 и экономические теории и литературно-художественные вопросы. С другой
 стороны, пылкое агрессивное самолюбие П. усиленное ранними успехами,
 некоторые лицейские связи и семейные предания (Серг. Льв. был очень
 тщеславен в этом отношении), влекли его в так наз. большой свет, на балы гр.
 Лаваля и др. где его больше всего привлекали красивые и умные женщины.
 Петербургская жизнь Евгения Онегина есть поэтически идеализированное
 (очищенное от прозаических мелочей, в роде недостатка денег и др. неудач)
 воспроизведение этих двух сторон жизни П. по выходе из лицея. Существенное
 различие в том, что у поэта, помимо удовольствий, было серьезное дело,
 которым он мечтал возвеличить не только себя, но и Россию: было еще третье
 общество, где он отдыхал и от кутежей, и от света. В конце сентября или в
 октябре 1817 г. П. в первый раз (и в последний, за прекращением заседаний)
 посетил Арзамас, этот "Иерусалим ума и вкуса", и завязал прочные, на всю
 жизнь, сношения с его членами. Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все
 же был только литературной партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в
 1818 г. он является к П. А. Катенину, взгляды которого довольно далеко
 расходились с принципами Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как
 признавал П. впоследствии, принес ему великую пользу: "ты отучил меня от
 односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли"
 (письмо 1826 г. No 163). П. находит время часто видаться с Дельвигом и
 Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет любовь к литературе; он
 постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в доме Карамзина.
 Когда он, после 8 месяцев такой слишком переполненной жизни, схватил гнилую
 горячку и должен был потом отлеживаться в постели, он "с жадностью и со
 вниманием" проглатывает только что вышедшие 8 т. "Истории" Карамзина и
 всецело овладевает их сложным содержанием. Он все умеет обращать на пользу
 своему великому делу: любовные интриги дали ему в 19 лет такое знание
 психологии страсти, до которого другие доходят путем долгого наблюдения см.
 стих. "Мечтателю", I, 192--3); с другой стороны, вера в высокое призвание
 спасала его от сетей низкопробного кокетства развратниц (см. "Прелестнице",
 I, 191). В эту пору стихи для него -- единственное средство изливать свою
 душу; как далеко шагнул он в них вперед в смысле красоты формы и силы
 выражений, видно из невольного восторга друзей-соперников, которые тонко
 понимали это дело (кн. Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г. "Стихи
 чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий это выражение -- город.
 Я все отдал бы за него движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам
 посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и
 отцов наших"). По мысли и содержанию многие из них ("К портрету Жуковского",
 "Уныние", "Деревня", "Возрождение") справедливо считаются классическими; в
 них перед нами уже настоящий П. величайший русский лирик, для которого вся
 наша предшествующая поэзия была тем же, чем английская драма XV-- XVI вв.
 для Шекспира. Настроения, в них выражаемые так же разнообразны, как жизнь
 самого поэта, но к концу периода грустный тон берет явный перевес: П.
 недоволен собою и часто "объят тоской за чашей ликованья". Только в деревне
 он чувствует себя лучше: больше работает, сближается с народом, горячо
 сочувствует его тяжелому положению; там он возвращается к виденьям
 "первоначальных чистых дней". Немногие друзья П. ценили по достоинству эти
 многообещающие минуты грусти и просветления; другие, огорчаясь его "крупными
 шалостями" и не придавая значения его "мелким стихам", возлагали надежды на
 публикацию его поэмы: "увидев себя -- писал А. И. Тургенев (П. по документам
 Ост. арх. I, 28) -- в числе напечатанных и, следовательно, уважаемых
 авторов, он и сам станет уважать себя и несколько остепенится". Над
 "Русланом и Людмилой" П. работал 1818 и 1819 гг. по мере отделки читал
 поэму на субботах у Жуковского и окончил написанное весною 1820 г.
 Происхождение ее (еще не вполне обследованное) чрезвычайно сложно: все, что
 в этом и сходных родах слышал и читал юный П. и что производило на него
 впечатление, как и многое, им пережитое, отразилось в его первом крупном
 произведении. Имя героя и некоторые эпизоды (напр. богатырская голова) взяты
 из "ународившейся" сказки об Еруслане Лазаревиче, которую он слыхал в
 детстве от няни; пиры Владимира, богатыри его взяты из Кирши Данилова, Баян
 -- из Слова о Полку Игореве: сам П. указывает (песнь IV и соч. V, 120--1)
 на "Двенадцать спящих дев" Жуковского, которого он дерзнул пародировать, и
 на "смягченное подражание Ариосту", из которого взяты некоторые подробности
 (напр. битва Руслана с Черномором) и даже сравнения. Еще ближе связь
 "Руслана" со знаменитою "Pucelle" Вольтера, которого П. уже в "Бове"
 называет своею музою; из ее взял П. и самую идею обличить идеальную "лиру"
 Жуковского "во лжи прелестной"; через нее он впервые познакомился и с
 манерой Ариосто и Пульчи (Morgante Maggiore; из ее и ее образцов он
 заимствовал (тоже в смягченном виде) иронический тон, частые отступления,
 длинные лирические введения и манеру мгновенно переносит читателя с места на
 место, оставляя героя или героиню в самом критическом положении; из ее же
 взяты и отдельные мысли и образы. Чтение волшебных сказок Антуана Гамильтона
 и рыцарских романов, которые в прозаическом изложении "Bibl. des romans"
 должны были быть известны П. с детства, равно как и близкое знакомство с
 "Душенькой" Богдановича, также имели влияние на "Руслана и Людмилу". Еще
 важнее и несомненнее, как доказал профессор Владимиров, непосредственные
 заимствования П. из "Богатырских повестей" в стихах ("Алеша Попович" и
 "Чурила Пленкович"), сочиненных Н. А. Радищевым (М. 1801) и основанных на
 "Русских Сказках" М. Чулкова (1780--1783), оттуда взято и имя героини, и
 многие подробности. Историко-литературное значение первой поэмы П. основано
 не на этих подробностях (которые сам поэт, называет "легким вздором"), не на
 мозаически составленном сюжете и не на характерах, которые здесь
 отсутствуют, как и во всяком сказочном эпосе, а на счастливой идее придать
 художественную форму тому, что считалось тогда "преданьем старины глубокой",
 и на прелести самой формы, то юношески задорной и насмешливой, то искренней,
 трогательной и глубоко продуманной, но всегда живой, легкой и в тоже время
 эффектной и пластичной до осязательности. В такой форме все получает новую
 выразительность и красоту; так напр. вымысел о живой и мертвой воде, едва
 достойный, по-видимому, внимания умного ребенка, в обработке П. всем
 показался полным смысла и поэзии. Откуда бы ни взял П. эпизод о любви Финна
 к Наине, но только знаменитый стих: Герой! я не люблю тебя сделал его
 сильным и высоко художественным. Сам П. считал впоследствии свою первую
 поэму холодной (Соч. V. 120) -- и в ней, действительно, мало чувства и
 теплоты душевной, сравнительно с "Кавказским Пленником", "Бахчисарайским
 Фонтаном" и пр. И в этом отношении, однако, она несравненно выше всего, что
 было написано до ее в подобном роде. Национальный элемент в ней крайне слаб
 и весь состоит из имен, полушутливых восхвалений русской силы, да из
 полудюжины простонародных образов и выражений; но в 1820 г. и это было
 неслыханной новостью. Добродушный, но умный юмор поэмы, смелое соединение
 фантастики с реализмом, жизнерадостное мировоззрение поэта, которым
 волей-неволей проникается каждый читатель, ясно показали, что с этого
 момента русская поэзия навсегда освобождается от формализма, шаблонности и
 напускного пафоса и становится свободным и искренним выражением души
 человеческой. Оттого эта легонькая сказка и произвела такое сильное
 впечатление; отт	
