Хоть бы в классе свет потух!

Грамматический термин «междометие» появился в ХVIII в. Буквально междометие значит «брошенное между полнозначными словами». Для чего же нужны междометия? Прочитайте грамматическую сказку-миниатюру.

Ох, и не любят междометий все части речи.

– Все мы что-нибудь обозначаем, – говорят они. – Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!

Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их: «Ах! Ух! Эх! Ох! Увы! Ого! Браво! Ба! Ой! Караул! Да! Фи! Фу!»

Но части речи не совсем правы. Дело в том, что по значению различают эмоциональные, повелительные и этикетные междометия.

1. Эмоциональные междометия весьма разнообразны, как многообразны человеческие чувства: а, ага, ай, ах, ай-ай-ай, батюшки, боже мой, браво, брр, вот это да, вот тебе раз, вот так так, гм, господи, да ну, ещё чего, ишь, как бы не так, как же, матушки, ну, ну и ну, ну уж, о, ого, однако, ой, ох, поди ж ты, подумаешь, помилуйте, скажите, слава богу, с ума сойти, то-то, тьфу, тю, увы, ужас, чёрт возьми, чёрт-те что, фи, хе, хи, хо, упаси бог, ура, эх. Все эти междометия передают разнообразные, порой противоположные чувства: радость, восторг, удивление, печаль, горе, тоску, досаду, боль, недовольство, гнев.

А сейчас подберите весёлые рифмы с междометиями.

Мне, – сказало Междометье, –

Интересно жить на свете.

Похвалу, упрёк, запрет,

Те, кого охватит страх,

Произносит слово… ________

У кого тяжёлый вздох,

Произносят слово… ________

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово… ________

У кого захватит дух,

Произносит слово… _________

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

В каких междометиях надо переставить звуки, чтобы они перестали жаловаться и рассмеялись?

Прочитайте про эти междометия историю…

Слово ОХ и слово АХ

Заблудились в трёх соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

Ах, как страшно в трёх соснах!

И заохали, и заахали,

И зажмурились, и заплакали:

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ.

Закричало слово: «Эй!

Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдёт!

Надо всё наоборот:

Коль беда случилась с вами,

Станьте бодрыми словами!

Улыбнётесь вдруг вы!»

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!»

И сказало АХ: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трёх соснах

Можно только лишь во снах!»

И по лесу далеко

А потом издалека

И когда их голос стих,

Тут и кончился мой стих.

2. Повелительные междометия – это обращенные к людям и животным команды и призывы.

Кому и когда так говорят?

Повелительных междометий, конечно, больше. Вот они: алло, ау, эй, на, ну, вали, караул (призыв о помощи), тс, чш, тш (призыв к тишине), айда, марш, стоп, тпру (требование движения или его прекращения, остановки), кис-кис, цып-цып, брысь, кыш (призыв или отгон животных).

3. Этикетные междометия: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), извини(те), пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, всего хорошего. Этикетные слова часто называют волшебными.

Первоначальный благородный смысл некоторых волшебных слов уже утрачен или утрачивается. Что же они значили? Об этом два замечательных стихотворения. Первое написано поэтессой Е. Шевелёвой:

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стёрлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

Это же – дольше живите на свете.

А вот строки, написанные Н. Веселовской:

В небытие теперь уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов:

Всегда ли мы, роняя слово: «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости – здоровья –

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведёт…

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века «спасибо» –

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

И также срок нам видится не малый

С тех пор, как просьба в речи понята:

Мы говорим по-прежнему «пожалуй»

С частицей величального «ста»…

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива.

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

Помните, пожалуйста, волшебные слова и чаще употребляйте их в речи.

1. Вопросы междометий.

Какое междометие может быть частицей?

Какое междометие, повторенное дважды, составит вкусный пирог?

Какое звукоподражательное междометие надо прочесть наоборот, чтобы получить два междометия, выражающих чувство восхищения?

2. 10 задач с одним междометием.

Основная образовательная программа

русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи. Согласные звуки [х], [х], буква х. Слова- междометия Написание строчной буквы х, слогов, слов. продлённого дня или дома. Занятия29 –30 (2 ч), стр.

русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи. Согласные звуки [х], [х], буква х. Слова- междометия Написание строчной буквы х, слогов, слов. продлённого дня или дома. Занятия29 –30 (2 ч), стр.

в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи. В. – без введения понятия «междометие »). Раздельное написание предлогов с другими. группах продлённого дня или дома. Занятия29 –30 (2 ч), стр. 42–43.

Рабочая учебная программа

изученных ранее терминов и понятий. Занятия29 –30 (2 часа). Получение представления. – без введения термина «междометие »). Так постепенно у детей. русском языке: самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

называющие их, – без введения понятия «междометие »). Раздельное написание предлогов с другими словами. для композиции «Рисунок на скале». Занятия29 –30 (2 ч), стр. 40–41 и 54. в группах продлённого дня или дома. Занятия29 –30 (2 ч), стр. 42–43 и 56.

Поделиться