Русский язык
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.
— (З)Рассаживайтесь! — сказал хозяин комнаты.
— (4)Пушкин, — спросил полный, неповоротливый мальчик, — ты сочинил новые стихи?
— (5)Да, Виленька, — ответил хозяин комнаты.
— (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! — воскликнул гость.
(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.
(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28) Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
— (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. — (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (З6)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.
— (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
— (42)Я тебя прощу, если ты.
— (44)Если ты.
— (45)Ну, говори!
— (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин.
(48)И Виленька обнял друга.
— (49)Ах, Пушкин! — повторял он. — (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья. (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) — русский писатель, поэт, драматург, сатирик.
14.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци-тирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива¬ется нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА. Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба» . взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те¬зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
ФИО автора утверждал: «цитата». Я полностью согласен с данным утверждением. Действительно, ……. (своими словами толкуем тезис, раскрываем понятие, функции, максимально используем знания школьного курса). Свою точку зрения могу подтвердить примера из текста … (ФИО автора художественного текста).
Во-первых, в предложении …. (номер предложения) используется/встречается/приводится и т.д. …………………………………………. (первый пример). Объясняем функцию использования.
Во-вторых, в предложении …. (номер предложения) используется/встречается/приводится и т.д. …………………………………………. (второй пример). Объясняем функцию использования.
Таким образом, ………. (обобщаем вышеизложенное). Мы еще раз убедились в правоте высказывания ФИО автора.
В Большом справочнике русской грамматики утверждается: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию». Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, междометия – это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, эмоции, передает звуки, состояние. В беседе междометия могут быть своеобразным «эмоциональным сигналом», они раскрывают собеседникам реакции друг друга на ситуацию. Свою точку зрения могу подтвердить примерами из текста Ю.Олеши.
Во-первых, в предложениях 33, 41, 45 встречается междометие «Ну». Оно подчеркивает нетерпение Пушкина. Он обидел друга и теперь хочет во что бы то ни стало загладить вину.
Во-вторых, в предложениях 47, 49 используется междометие «Ах». Виленьке очень нравились стихи Пушкина, он готов был слушать их несколько раз. Именно это восхищение творчеством друга, преклонение перед его талантом передает междометие.
Таким образом, междометия играют важную роль в русском языке. Они являются неотъемлемой частью любой беседы.
14.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»
В тексте ФИО автора рассказывается о…….(в кратце основное)
Первый аргумент, связанный с высказыванием.
Второй аргумент, связанный с высказыванием.
Именно эту мысль раскрывает автор в заключительных предложениях текста. (толкование цитаты)
В тексте Ю.Олеши рассказывается о друзьях Пушкина. В дружной веселой компании лицеистов все восхищались стихами юного поэта. А самым большим поклонником был Виленька.
Виленька считал поэзию частью своей жизни. Однако стихи давались ему очень непросто. В то время как Пушкин сочинял стихотворения легко. Произведения «удивительного сверстника» восхищали Виленьку, он уважал талант Пушкина, любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин. Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство.
Настоящую дружбу не может разрушить нелепая шутка. Именно поэтому Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться. Для него дружба и преданность Пушкина несомненны.
Вот почему в заключительных предложениях текста Виленька восклицает: «— Ах, Пушкин! … Ведь я знаю, что ты добрый друг!» Эти слова мальчика еще раз подчеркивают крепость и нерушимость дружбы между героями.
14.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те¬зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
Что такое……? Каждому знакомо и привычно это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно обозначает. Для меня …. - это…. (даем свое понимание, как можно подробнее) В тексте ФИО есть пример ……
Аргумент из текста.
Кроме того, расскажу о ……………. (аргумент из жизни)
Что такое дружба? Каждому знакомо и привычно это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно обозначает. Для меня дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, поддержке, понимании. Друг поможет в трудную минуту, поднимет настроение. Рядом с настоящим другом не страшны никакие беды. В тексте Ю.Олеши есть пример истинной дружбы.
Пушкин и Виленька – друзья с юности. Виленька восхищался талантом своего «удивительного сверстника», любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин.
Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство. Нелепая шутка Пушкина не стала преградой дружбе героев. Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться.
Также приведу в пример своего друга. Мы вместе с самого детства и я уверен в его верности и честности. Ему я могу доверить любой секрет, на него могу рассчитывать в трудную минуту. Так же и он не сомневается во мне. Он знает, что я всегда помогу и поддержу. Надеюсь, наша дружба никогда не разрушится.
Таким образом, дружба очень важна для каждого человека. Истинная дружба выдержит любые испытания.
Для данного вопроса нет пояснения