НЕТ, ОН НЕ ПУШКИН, ОН ДРУГОЙ…
Урок русской литературы. Учительница вдохновенно рассказывает детям о том, как Александр Сергеевич Пушкин любил осень.
- Именно осенью, у поэта появлялось особое вдохновение. Именно в эту чудесную золотую пору он написал свои лучшие произведения! Ребята, я бы хотела, чтобы вы дома написали сочинение о любимой поре года великого поэта.
Камера отъезжает, общий план, ускоренный темп: Учительница продолжает усиленно жестикулировать и рассказывать детям о том, как талантлив был великий русский поэт, цитировать его стихи. Дети слушают. Один мальчик все время зевает.
- Губанов, ты все понял? – строго обращается к нему учительница.
- Что, Наталья Петровна? – подавляя зевок, спрашивает мальчик.
- Ты меня слушал на уроке?
- Конечно, Наталья Петровна! Пушкин великий поэт, он очень любил осень… (монотонно с неохотой начинает рассказывать мальчик)
-Завтра Губанов жду от тебя сочинения! – с глубоким вздохом прерывает его учительница.
Губанов идет из школы домой. Листья шуршат под ногами. В парке ему встречается влюбленная пара. Парень с надрывом декламирует девушке стихи Пушкина.
Унылая пора. Очей очарование…
Губанов вздыхает и идет дальше.
На скамейке сидит пожилой мужчина интеллигентного вида и читает томик Пушкина. Мальчик вздыхает еще тяжелее и, ниже опустив голову, идет дальше.
На пути встречается афиша «Приглашаем на вечер, посвященный творчеству Пушкина»
Мальчик издает возмущенный возглас (типа, как надоел это Пушкин) и подбрасывает ногой со злостью осенние листья.
Приходит домой. Дома его встречает мама с обедом. За обедом она расспрашивает сына об уроках.
- Ну и что вам на сегодня задали?
- Да так пустяки, написать сочинение про осень! – беззаботно отвечает сын.
- Пустяки! - Возмущается мать. - Да ты хоть знаешь, что осень – это любимая пора Пушкина! Тебе известно, что самые гениальные произведения он написал именно осенью. Ты только послушай:
И редкий солнца луч, и первые морозы…
(Ускоренный темп, активная жестикуляция, мать, закатывая глаза, читает стихи, мальчик с понурым видом слушает)
- Ты все понял? – завершает свой страстный монолог родительница.
- Понял – обреченно со вздохом, отвечает ребенок.
- Ну, иди, пиши! – торжественно говорит мать.
Мальчик идет в свою комнату. Садится за стол, открывает тетрадь. Пишет заглавие сочинения «Осень» и надолго задумывается. Затем бросает ручку, встает, начинает ходить вдоль комнаты, затем опять садится, встает …
Ускоренный темп творческого процесса: мальчик нервно ходит по комнате, потом садится, начинает что-то писать, затем комкает лист и со злостью бросает его на пол, затем опять встает и метается по комнате
Школа. Утро следующего дня. Урок русской литературы. Учительница собирает у всех тетради. Подходит к Губанову. Мальчик с синяками под глазами, взъерошенный, непричесанный беспрерывно зевает.
- Губанов, - строго и удивленно окликает ученика учительница. – Что с тобой?
- Наталья Петровна, я почти целые сутки работал над сочинением. Даже сегодня позавтракать не успел! - Мальчик издает тяжелый усталый вздох.
- Молодец, Губанов! – смягчается учительница, ласково треплет ребенка по голове и, улыбаясь, открывает тетрадь.
Крупным планом тетрадь и там корявым подчерком написано:
Лучше Пушкина я все равно не напишу. Поэтому все!»