"Чувства добрые" в поэзии Пушкина.

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

Автор сочинения: Примаков Александр

Ученик ГБОУ лицея 1367

Цветет весна – и Пушкин отомщенный

Все также сладостно вольнолюбив.

Богато и разнообразно творчество великого поэта. И наверное, нет человека, прикоснувшегося к роднику пушкинской поэзии, который бы не знал этих слов: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Они всплывают в сознании помимо воли, когда о них совсем не думаешь. Мы произносим их как афоризм. Они чаруют музыкой стиха. Они одухотворяют одним удивительным сочетанием каких-то высоких слов: чувство, лира, пробуждение.

А сейчас я думаю о том, что стоит за ними, за этими словами, и испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому «союзу волшебных звуков, чувств и дум».

Все мы прошли через прелестные сказки Пушкина. Это он будил в наших детских душах нежное чувство к доброму, бескорыстному старику, маявшемуся со своей старухой. И весело смеялись, слушая о том, как «подпрыгнул поп до потолка» от щелчков умного, хитрого и доброго Балды.

Но вот, углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название «Воспоминания в Царском Селе». Там есть удивительные своей простотой слова: «Края Москвы, края родные». И уже не надо ничего другого. Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Пусть все остальное кажется нам еще несколько наивным в своей торжественной серьезности, в своем официально казенном патриотизме. Ведь он совсем юн, будущий поэт. И как прав оказался «российский мудрец», подметивший в примечании к стихотворению «молодого поэта, талант которого так много обещает».

Этот талант молодого поэта очень скоро стал приобретать бунтарский характер. «Я рабство ненавижу», - заявляет он в стихотворении «Лицинию», - кипит в груди свобода. Во мне не дремлет дуз великого народа».

И отдавая дань классицизму, он пишет еще одну оду; но посвящает ее свободе. Читая «Вольность», мы чувствуем, как порой противоречивы симпатии юного поэта, неустойчиво его мировоззрение. Но никакой аллегорией не завуалируешь слова:

Тебя, твой трон я ненавижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив «с плеч долой обузу» классицизма, Пушкин формирует и свое поэтическое кредо:

Свободу лишь умея славить,

Стихами, жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою своей.

И зазвучали стихи, направленные против сильных мира сего и их певцов. Пушкин пишет ставшие знаменитыми «Сказки (noel)», разоблачившие лживое обещание царя. Не щадит он и Карамзина с его «Историей государства Российского», где «доказывают нам без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута».

На борьбу с окружающим злом Пушкин страстно призывает свое поколение:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Какие светлые слова, какой порыв самых прекрасных человеческих чувств. Вечные слова и вечный призыв, потому что нет у человека призвания выше, чем служение Отчизне.

И разве можно удивляться тому, что у многих декабристов был текст стихотворения «Деревня», где «друг человечества» ярчайшими красками описал ужас жизни народа под властью «барства дикого». Такие стихи не могли не взволновать благородных людей. На вооружение первых русских революционеров были и стихи Пушкина. А. Пушкин особенно глубоко чтил высокое стремление дум и помыслов этих прекрасных людей. Поэтому так искренне и пламенно звучит знаменитое желание «В Сибирь», где он стремится поддержать «гордое терпенье» и уверенность в торжестве свободолюбивых идей.

В тяжелую пору жизни Пушкина согревало сознание того, что «пловцам» он пел, остался им верен. «Я гимны прежние пою», - заявлял он.

Конечно же, самые святые, самые добрые чувства связаны с борьбой за свободу народа, за лучшее будущее всего человечества.

Но жизнь многогранна. И гамма добрых чувств человека богата своими красками. И не последнее место занимает в жизни человека доброе чувство любви, нежности, верности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Жаль, что эти стихи звучат как-то не очень часто. И мы порой привыкаем к тому, что бабушки наши преданно и самоотверженно служат нам, а у нас для них

А им бы ничего другого и не надо от нас.

В поэзии Пушкина особенно светло и чисто звучит чувство дружбы. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружбу с товарищами, озаренную «лучом лицейских ясных дней», поэт пронес через всю жизнь. Мне кажется, мы видим горящие восторги и подчеркнутые слезой глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Или вечное чувство первой любви. Наверное, поэтому и зовется первой, что не единственная она в жизни человека. Но как порой оскверняется, опошляется минувшая дружба. А Пушкин учит нас по-доброму относиться к утрате первой любви, первого чувства:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В поэзии Пушкина восхищает еще одна особенность. Это удивительное внимание к каким-то преходящим эпизодам, казалось бы, незначительным событиям. Меня поразило стихотворение «Дон», где он передает тихому Дону привет от его «сынов» - храбрых донских казаков, возвращающихся домой после победоносной войны и уже дошедших до русской границы:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Вот какие и многие другие добрые чувства пробуждает в нас поэзия А.С. Пушкина. Великий русский поэт поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому по сей день не зарастет народная тропа. Поэт имел полное право сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

И милость к падшим призывал.

Р.S. Композиция сочинения традиционна, но содержание нестандартное. Передано восхищение красотой и музыкальностью пушкинского стиха, раскрыто благотворное влияние на современников и потомков.

Поделиться