А. С. Пушкин. Стихи о любви

TO DAWE, ESQ г

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
9 мая 1828

Д ж. Д а у — английский художник, автор портретной галереи героев 1812 года, с которым Пушкин встретился на пароходе, шедшем до Кронштадта. Там, на пароходе, и был написан этот экспромт. Тогда же был набросан черновик стихотворения «Увы! Язык любви. »

* * *
Увы! Язык любви болтливый,
Язык неполный и простой,
Своею прозой нерадивой
Тебе докучен, ангел мой.
Но сладок уху милой девы
Честолюбивый Аполлон.
Ей милы мерные напевы,
Ей сладок рифмы гордый звон.
Тебя страшит любви признанье,
Письмо любви ты разорвешь,
Но стихотворное посланье
С улыбкой нежною прочтешь.
Благословен же будь отныне
Судьбою вверенный мне дар.
Доселе в жизненной пустыне,
Во мне питая сердца жар,
Мне навлекал одно гоненье,
Иль лицемерную хулу,
Иль клевету, иль заточенье,
И редко хладную хвалу.
9 мая 1828

С именем А. Олениной связывают и один из шедевров пушкинской и мировой лирики — стихотворение «Я вас любил», поражающее трогательностью глубокого чувства, когда счастье любимого человека важнее собственного:

* * *
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829

Это стихотворение особенно выразительно потому, что отказ Пушкину, сделанный от имени родителей, был не только безусловным, но и резким по форме. Мотивы, связанные с Олениной и неудачным сватовством, отразились в черновиках восьмой главы «Евгения Онегина» и в сюжете поэмы «Тазит». В числе любовных увлечений Пушкина конца двадцатых годов была и Аграфена Федоровна Закревская (1799 — 1897). Экстравагантная женщина, одна из блестящих петербургских красавиц, поражавшая современников, независимостью своего характера, эксцентричностью поведения, А. Ф. Закревская была героиней любовной лирики Е. А. Баратынского и его поэмы «Бал». Увлечение Закревской последовало после неудачного сватовства и разрыва с Олениной. Может быть, это была попытка «выбить клин клином». Пушкин посвятил ей три стихотворения:

ПОРТРЕТ

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены севера, меж вами
Она является порой
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.
1828

НАПЕРСНИК

Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик:
Страстей безумных и мятежных
Как упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты!
1828, 12 августа

* * *
Счастлив, кто избран своенравно
Твоей тоскливою мечтой,
При ком любовью млеешь явно.
Чьи взоры властвуют тобой;
Но жалок тот, кто молчаливо,
Сгорая пламенем любви,
Потупя голову ревниво,
Признанья слушает твои.
1828

Закревская интересовала поэта и просто как особый человеческий тип. В отзыве о поэме Е. Баратынского «Бал» он признавался: «Нина исключительно занимает нас. Характер ее совершенно новый. » Сам Пушкин неоднократно приступал к изображению этого характера: с именем Закревской связан отрывок «Гости съезжались на дачу». Ее образ возникает в неоконченной повести «Египетские ночи», где предстает «порывистая, увлеченная своей кровавой идеей, страшная, но и пленительная женщина». В восьмой главе «Евгения Онегина» появляется «Нина», она же «Клеопатра Невы».
Возможно, что с Закревской связана еще одно стихотворение:

* * *
Когда твои младые лета
Позорит шумная молва,
И ты по приговору света
На честь утратила права,—

Один, среди толпы холодной,
Твои страданья я делю
И За тебя мольбой бесплодной
Кумир бесчувственный молю.

Но свет. Жестоких осуждений
Не изменяет он своих:
Он не карает заблуждений,
Но тайны требует для них.

Достойны равного презренья
Его тщеславная любовь
И лицемерные гоненья:
К забвенью сердце приготовь;

Не пей мучительной отравы;
Оставь блестящий, душный круг;
Оставь безумные забавы:
Тебе один остался друг.
1829

Стихотворение примечательно сочувствием жертве света, сочувствием женщине, презревшей общественное мнение. В нем словно предвосхищается и лирика раннего Лермонтова, и интонация будущего стихотворения Н. Некрасова «Когда из мрака заблужденья». Пушкинские посевы давали богатые всходы, прорастая в русской лирике, русской общественной мысли.

Поделиться