Литературная композиция для учащихся начальной школы. Сценарий: Пушкин о временах года
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Пушкин о временах года.
Сценарий литературной композиции для начальной школы «Пушкин о временах года»
Автор: Хамитова Ольга Михайловна учитель начальных классов МБОУ «Балезинская СОШ №2» Удмуртской Республики.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий литературной композиции. В нём подобраны знаменитые строки из стихов А.С. Пушкина о смене времен года и отношение автора к ним. Данная работа предназначен для детей младшего школьного возраста, материал будет полезен в работе учителям начальной школы, классным руководителям.
Цель: формирование у детей интереса к творчеству А.С. Пушкина и изучение его биографических данных.
Задачи:
1.Создать атмосферу «Пушкинской эпохи» через строки из стихов.
2.Учить видеть красоту и необычность каждого времени года.
В сценарии участвуют 2 мальчика и 2 девочки. Дети одеты в костюмы эпохи XIX века (девочки в длинных платьях, мальчики в костюмах и цилиндре). Дети входят в зал, танцуя парами, под музыку Свиридова «Вальс. Метель»
1 чтец: Во все времена природа привлекала внимание человека. Иначе и быть не может, ничего прекраснее природы не существует.
2 чтец: Я тоже очень люблю родную природу с её неброской красотой. Но особенно интересно мне наблюдать за сменой времён года. Морозная зима с весёлым катанием на коньках, долгожданная весна с робким шелестом молодой листвы, любимое лето с морем развлечений и золотая осень с её спокойствием и умиротворением.
3 чтец: О временах года в русской литературе создано немало прекрасных произведений. Но мне близки и понятны лирические стихотворения любимого поэта А.С.Пушкина.
4 чтец: А.С.Пушкин любил русскую зиму.
3 чтец: Что же нравилось ему в зиме?
4 чтец: Например, «Зимняя дорога». Поэт очень любил бывать в дороге. Дорога была для него настоящей школой жизни.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит
2 чтец: Совсем другая зима предстаёт перед нами в стихотворении «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
1 чтец: Какой необычайной бодростью и свежестью веет от этих строк! Послушайте, как теперь отличается зимний пейзаж!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3 чтец: А мне нравиться весна. Она привлекает людей гомоном прилетевших птиц, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, восхищение, неведомую радость, когда леса и луга покрываются яркой зеленью.
2 чтец: А как изобразил это время года А.С.Пушкин?
3 чтец: Всего 14 строчек, – и перед нами, как в кинофильме, «прокручиваются» картины весны
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей
2 чтец: Какое богатство красок и звуков! Так ярко изобразить это время года мог только А.С.Пушкин.
4 чтец: Но поэт не любил весну! Он сам признаётся в этом:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены
1 чтец: Читая стихотворения А.С.Пушкина, я пришёл к выводу о том, что поэт не любил и лето. Это время года, которое так нравится многим из нас, не приносило Пушкину вдохновенья:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет…
2 чтец: Видимо, поэтому в творчестве А.С.Пушкина описаниям этого времени года уделяется, гораздо меньше внимания. Поэт признаётся:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
4 чтец: Зато, Пушкин не раз повторял, что его любимое время года - осень. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение»
3 чтец: Чем же так дорога осень поэту?
4 чтец: В стихотворении «Осень» он так говорит о своём отношении к этому времени года:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
1 чтец: И в этом стихотворении поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
2 чтец: А вот знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
4 чтец: Да, А.С. Пушкин очень любил русскую природу, поэтому в его поэзии так ярко и красочно описаны все времена года. Его радовали скромные пейзажи средней полосы России. В них он смог увидеть то, что составляет тайну их очарования, тайну их красоты
Снова включается музыка Свиридова. Дети, вальсируя, уходят со сцены.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Внеклассное мероприятие для 4-6 классов с презентацией, посвященное году литературы в России Игровое мероприятие в начальной школе на тему: Мультфильмы Внеклассное мероприятие для 1 - 6 классов. Медвежонок Тедди