Анализ стихотворения Пушкина Царское село
Александр
Пушкин
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»
«Воспоминания в Царском Селе» — самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от «Воспоминаний в Царском Селе» пришел в восторг. После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в «Евгении Онегине»: Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил.
В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны. От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от «бича вселенной». Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному «скальдом России». Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны.
Произведение «Воспоминания в Царском Селе» несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг. Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале «Воспоминаний в Царском Селе». Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер. Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Любовь мертвеца»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я и Вы»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Чудо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер»
Воспоминание в Царском Селе
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавал и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Вот наваринский Ганнибал.
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек медных светлый ряд.
На юных ратников взирали,
Ловили брани дальний звук
И детские лета и …. проклинали
И узы строгие наук.
И многих не пришло. При звуке песней новых
Почили славные в полях Бородина,
На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,
Вблизи Монмартра ……
Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Вспоминания в царском селе".
виталий витальев Знаток (281), закрыт 3 месяца назад
Анализ стихотворения "Воспоминания в царском селе" (А. С. Пушкин).
1) Истолковать название стихотворения; в какой форме оно написано
2) Найдите описание царско-сельского парка
3) С помощью какого приема показан пейзаж
4) Какие чувства и мысли рождают лирического героя пейзажа парка
5) Установите о каких событиях XV||| - X|X веков вспоминает лирический герой
ГАЛИНА Высший разум (746930) 4 месяца назад
1..В стихотворении соединяются черты оды и элегии.
Воспомина́ния в Ца́рском Селе́-стихотворение 14-летнего Пушкина,
известное не столько своим содержанием, сколько одобрением
Гавриила Державина.
2. Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
3..В стихотворении много конкретных деталей, связанных
с пейзажем царскосельского парка: большой пруд ("в тихом озере"),
Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей
("огромные чертоги"), Чесменская колонна (описание в строфе,
начинающейся стихом "Он видит, окружен волнами. "),
кагульский обелиск ("памятник простой").
. Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
5.Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых
памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось
любоваться на протяжении нескольких лет.
В их числе – Чесменская колонна, символизирующая
могущество русского флота и возведенная в честь победы
в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и
определило исход русско-турецкой войны.
От славных лет правления Екатерины Великой герой
переходит к недавнему прошлому.
Он повествует об основных этапах Отечественной войны,
среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва,
и победоносном шествии русской армии по просторам
Европы до Парижа. Освобождение Старого света
от Наполеона подается как избавление от "бича вселенной".
Завершается стихотворение обращением к Жуковскому,
названному "скальдом России".
Его лирический герой призывает воспеть новые победы
родной страны.
Анализстихотворения «Воспоминания в Царском Селе»
1) Прочитайте стихотворение, истолкуйте его название; в какой форме оно написано?
2) Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?
3) Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.
4) С помощью какого приёма показан пейзаж?
5) Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка.
6) Установите, о каких событиях ХУШ-Х1Х вв. вспоминает лирический
"Воспоминания в Царском Селе".
Стихотворение было написано в октябре — ноябре 1814 г. для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший.
Чтение стихов в присутствии многочисленных гостей стало подлинным триумфом юного поэта. Державин, уже старик, «был в восхищении». Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение «Пушкину», в котором говорит об этом событии:
И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.
(А. А. Дельвиг, Полн. собр. стихотворений. Библиотека поэта, Л. 1934, стр. 191.)
Сам Пушкин не раз вспоминал об этом: в послании 1816 г. «К Жуковскому», в своих «Записках», которые он вел в ссылке и уничтожил «при открытии несчастного заговора», причем страничку о Державине поэт сохранил; наконец, во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина». «Воспоминания в Царском Селе» было первым произведением, напечатанным поэтом в 1815 г. с полной подписью. Подготовляя в 1819 г. к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 г. стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге оно не появилось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823 гг.).
Огромные чертоги — «Камеронова галерея» близ Екатерининского дворца в Царском Селе.
Минерва — италийская богиня мудрости. Минерва росская — Екатерина II.
Элизиум — по верованиям древних греков, место пребывания душ усопших, в поэтическом словоупотреблении — рай.
Полнощный — северный.
Под скипетром великия жены — то есть в эпоху царствования Екатерины II.
Над. скалой вознесся памятник — ростральная колонна посреди большого пруда, воздвигнутая Екатериной II в память морской победы над турками под Чесмою в 1770 г.
Памятник простой — обелиск в память победы над турками при реке Кагуле в 1770 г. которую одержали русские войска под руководством гр. П. А. Румянцева.
Петров Владимир <Василий. — И.П.> Петрович (1736—1799) — поэт-одописец.
Вселенной бич — Наполеон.
Беллона — в римской мифологии богиня войны.
Воитель поседелый — М. И. Кутузов.
Скальд России — В. А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
Читаем, думаем, размышляем*
1. Белинский писал: «Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России». Как вы понимаете эти слова? Почему Белинский связывал поэзию Пушкина с 1812 г.
2. Кто из лицейских учителей Пушкина оказал особенно большое влияние на формирование вольнолюбивых убеждений поэта? Что вы знаете об этих учителях?
3. Как относился Пушкин-лицеист к войне 1812 г. к порядкам в самодержавно-крепостнической России, к тогдашним русским писателям и поэтам?
4. С кем из лицеистов был дружен Пушкин? Что сблизило поэта с ними? В каких стихотворениях поэт воспел товарищество, возникшее в лицейские годы.
Задание ко 2-му уроку
1) Как вы думаете, почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет "юными забавами", а мечты об этом - обманом?
2) Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?
3) Почему власть названа "роковой"?
4) Какое слово повторяется в стихотворении? Почему?
5) Почему А.С.Пушкин сравнивает ожидание "минуты вольности святой" с ожиданием любовного свидания?
6) Как движется пушкинская мысль в стихотворении?
7) Почему поэт ставит рядом слова "Отчизна" и "свобода"?
8) Почему свободу Пушкин называет "звездой пленительного счастья"?
9) Определите ключевые образы каждой части стихотворения, основные художественные средства их создания.
1) Создайте из названия стихотворения "Анчар" новые слова, добавляя, убирая или переставляя слоги. Запишите, что у вас получилось.
2) Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?
3) Выделите в стихотворении композиционно-тематические части и определите, какие образы являются главными в каждой из них.
4) Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?
5) Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла.
6) Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?
7) Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?
8) Выучите наизусть стихотворение "Анчар".
Читаем, думаем, размышляем*
Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? Покажите разносторонность этого понятия на примере лирики Петербургского периода.
Задание к 3-му уроку(на понедельник 30.11.)
Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина.
Прочитайте стихотворения: "На холмах Грузии лежит ночная мгла. ", "Я вас любил. ", "Я помню чудное мгновенье. ".
Я знал любовь, не мрачною тоской,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Стихотворения «На холмах Грузии. » (1829)
- Определите тему этого стихотворения.
- Какие строки вы считаете самыми главными? Почему?
- Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
- Как вы думаете, что является смыслом жизни поэта, центром его мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии. », подтверждающие ваш ответ.
Стихотворения «Я вас любил. ».
- Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?
- Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя?
3)Задание. Стихотворения «На холмах Грузии. », «Я вас любил. ».
Д.Д. Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями "На холмах Грузии. " и "Я вас любил. "». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип - предельная простота выражения при насыщенности словесными повторами, сообщающими обоим стихотворениям их проникающий в душу лиризм, их чарующую музыкальность. Эта близость формы определена общностью содержания - единой развивающейся лирической темой».
- Согласны ли вы с мнением Д.Д. Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии. » и «Я вас любил. » существует внутренняя связь? Какие доказательства приводит литературовед?
- Как вы думаете, какая тема и какое лирическое настроение объединяют эти стихотворения?
4)Задание. «В буквально напоенных любовью восьми строчках стихотворения "Я вас любил. " заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». [Д.Д. Влагой)
- Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил. » можно назвать высоким, самоотверженным, благородным.
- Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихотворение?
Стихотворения «Я помню чудное мгновенье. ».
1)Определите идею этого стихотворения.
2)Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
3) Определите размер стиха и рифму.
4) Как построено стихотворение?( «Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души.)
5) Кому посвящено это стихотворение? Что вы знаете об истории его создания?
Задание к 4-му уроку.( на вторник 1.12)
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.
Чтение и анализ стихотворения «Поэт»
- Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?
- Сравните лексику и рифмы 1 и II частей.
3)Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении?
Как меняется пушкинский Поэт?
- Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено?
- Как вы поняли выражение «берега пустынных волн», убежище Поэта?
- В чем тайна гениального пушкинского выражения «широкошумные дубровы»?
- Что это «священная жертва»? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический да
Чтение и анализ стихотворения "Пророк".
Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.
- Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем - развернутая
картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках:
«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется. » - поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?
- Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис).
Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?
- Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»?
- Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал. ».
- Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зове Бога?
Чтение и анализ стихотворения "Я памятник себе воздвиг. "
И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном - в создании своих творений - остается загадкой.
Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ».
Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.
В. Ф. Ходасевич считал, что оно - запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.
1) Каково ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта?
2)Каков жанр стихотворения? Какие традиции продолжает А.С.Пушкин в этом произведении?
- В чем заслуги поэта перед Россией:
- Найдите средства поэтической выразительности.
Домашнее задание: «Я памятник себе воздвиг. » наизусть.
Задание к 5-му уроку
Подготовиться к анализу стихотворения А.С.Пушкина: "Бесы"(при подготовке воспользуйтесь статьей в учебнике литературы)
Примерный план анализа стихотворения
1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
При подготовке к уроку зайдите на страницу сайта "А знаете ли вы?" Посмотрите разделы: "Поэтический словарь","Литературоведческий словарик".
Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 20.11.2015
Воспоминания в Царском Селе ("Навис покров угрюмой нощи. ")
ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло всё, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И села мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.
Идут — их силе нет препоны,
Всё рушат, всё свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи.
Но клики раздались. идут в дали туманной!—
Звучат кольчуги и мечи.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат.
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
Сразились.— Русский победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл Кремля.
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.
И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Всё мертво, всё молчит.
Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.
О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!
В Париже росс!— где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.
О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.
ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. Впервые стихотворение было напечатано в журнале «Российский музеум», 1815 г. № 4, с примечанием; «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает». Это было первое стихотворение, напечатанное за полной подписью поэта «Александр Пушкин».
Стихотворение было написано по предложению профессора Галича для переходных экзаменов с младшего курса (первого трехлетия) на старший. Экзамены предполагались в октябре 1814 г. Экзамены были отложены и состоялись 4 и 8 января 1815 г. Стихотворение было прочитано на экзамене 8 января в присутствии многочисленных приглашенных гостей, среди которых был и Державин. Пушкин в своих воспоминаниях (см. т. VIII) описал обстановку экзамена. В первоначальном виде стихотворение написано в октябре 1814 г. Когда выяснилось, что на экзамене будет присутствовать Державин, Пушкин (в декабре) приписал две последние строфы; в таком виде стихи были прочитаны на репетиции экзамена в присутствии министра Разумовского за несколько дней до экзаменов.
В 1819 году, подготовляя текст стихотворения для предполагавшегося сборника стихотворений, Пушкин внес ряд изменений. Он исключил из текста две строфы: вторую («Плывет — и бледными лучами. ») и предпоследнюю, где говорится об Александре («Достойный внук Екатерины. »). Стихи, где упоминался царь Александр, были заменены (вместо «За веру, за царя» — «За Русь, за святость алтаря» и вместо «Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья» — «Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья»); кроме того, были внесены некоторые мелкие стилистические изменения. Этот новый текст, печатаемый в настоящем издании, при жизни Пушкина не был опубликован. В свои сборники стихотворений Пушкин данного стихотворения не включал, хотя первоначально и хотел сделать это, сопроводив стихотворение примечаниями.
В стихотворении много конкретных деталей, связанных с пейзажем царскосельского парка: большой пруд («в тихом озере»), Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей («огромные чертоги»), Чесменская колонна (описание в строфе, начинающейся стихом «Он видит, окружен волнами. »), кагульский обелиск («памятник простой»).
«Ты видел, как Орлов, Румянцев, и Суворов» — А. Г. Орлов, П. А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А. В. Суворов.
«Державин и Петров героям песнь бряцали». Василий Петров (1736—1799) писал оды А. Г. Орлову (1771), П. А. Румянцеву (1775) и на отдельные победы Суворова (1790, 1795); о подвигах Румянцева и Суворова неоднократно писал Державин.
«Воитель поседелый» — М. И. Кутузов.
«О скальд России вдохновенный» (в последней строфе) — В. А. Жуковский как автор «Певца во стане русских воинов». Его же имел в виду Пушкин в предыдущей строфе лицейской редакции (см. «Из ранних редакций», стр. 412), в стихе:
Как наших дней певец, славянской бард дружины.
Когда Державин пожелал иметь копию стихотворения, Пушкин, переписывая, изменил этот стих, применив его к самому Державину:
Как древних лет певец, как лебедь стран Эллины.