Болдинские стихи пушкина

НАСЛЕДИЕ. ЗАГАДКА БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ

«Я рад лишь ей одной…!» О ком это Пушкин? Кто эта единственная - невеста или муза? Нет, это – об Осени.

Осень – благословенная, красивая, поэтичная пора прощания с летом – «тихого природы увяданья». А в русской литературе всем почитателям великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известна «Болдинская осень» – это золотое, излюбленное, вдохновенное время года, это место - огромная тайна, чудо, расцвет и кульминация жизни и творчества поэта, это золотое время русской поэзии.
Побывав “в гостях у Пушкина” можно пройти там, где ходил он, увидеть то, на что он глядел, попытаться поймать эту осень, когда пальцы просятся к перу, перо к бумаге, почувствовать этот болдинский воздух, из которого день за днем к нему являлись Медный всадник, Евгений Онегин, Пиковая дама, повести Белкина и все пушкинские сказки. Здесь два карася из местного пруда - до сих пор его золотые рыбки, умеющие читать.

В жизни А. С. Пушкина было три таких Болдинских осени – 1830, 1833 и 1834 годов. Так сложилось, что 31 августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин, сделав повторное предложение руки и сердца Наталье Николаевне Гончаровой, выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии для устройства и поправки своих финансовых дел. Отец Сергей Львович определил во владение сыну имение и 200 душ крестьян в деревне Кистенево, которая входила в состав родового имения большого Болдина.
Выезжая из Москвы, Пушкин посылает другу и поэту П.А. Плетневу письмо, в котором есть и строки: «Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом, да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…».

Но Александр Сергеевич ошибался, полагая, что в Болдине он ничего не напишет, ведь, как известно, его поездка ознаменована невероятным творческим подъемом и обернулась для Пушкина чудесным периодом написания более 50-ти произведений, названных «Болдинской осенью».

Село Болдино с прилегающими деревнями Кистенево и Львовка имеет многовековую историю и невероятную энергетику. Дано оно было во владение роду Пушкиных еще в 16 веке при Иване Грозном за военные заслуги. А в 1718 году прадед Пушкина Александр Петрович переполучил Болдино по духовному завещанию своего двоюродного дяди. Затем Болдино перешло деду поэта Льву Александровичу, а от деда отцу Сергею Львовичу и дяде поэта Василию Львовичу, а также сводному дяде Петру Львовичу (Кистенево).

Надо сказать, что после первого неудачного сватовства Александра Сергеевича Пушкина к Наталье Николаевне Гончаровой, летом 1830 года Александру Сергеевичу дано было право посвататься во второй раз, но свадьба все время откладывалась из-за меркантильности маменьки Гончаровой и сплетен о любовных похождениях Пушкина, распространенных по Москве. Однако, будущей теще все же пришлось смириться с женихом Пушкиным, так как род Гончаровых обнищал, да и в роду Гончаровых была болезнь – падучая (эпилепсия). Многие это знали, и для красавицы Натальи трудно было подыскать богатого и знатного жениха. Неустойчивые отношения с семейством Гончаровых, вынужденное согласие Натальи Николаевны волновали Пушкина, лучшим способом все это уладить было - доказать свою любовь и преданность Наталье, а также вступить во владение наследственной недвижимостью рода Пушкиных.

Очевидно, по дороге в Болдино поэт отвлекся от грустных мыслей и немного развеялся, глядя на желтеющие березки и краснеющие осинки, «в багрец и золото одетые леса», «голубые небеса», «последние солнца лучи», наслушавшись «колокольчиков перезвон», и настроение поэта улучшилось.
Проехал поэт через Владимир, Арзамас, Муром, Лукьянов, оставив позади деревни, почтовые станции, усадьбы и почти 4 дня пути, а приехал в Большое Болдино 3 сентября 1830.
В имении Пушкин поселился в одноэтажном деревенском дедовском доме-усадьбе за мелким частоколом. Рядом располагались вотчинная контора (в ней Пушкин жил в 1834), построенная прадедом церковь Успения Божией Матери и длинная деревня с избами, крытыми соломой. Любил поэт прогуливаться через редкую рощу Лучинник к источнику и соседним сельцам.
Из-за надвинувшейся с Волги холеры поэт задержался в Болдино на 3 месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Границы Нижегородской губернии были оцеплены, на дорогах установлены карантины. В октябре дошло известие, что холера добралась и до Москвы.

В первые дни в Болдине Пушкину всё же пришлось вникать в скучные деловые бумаги и даже прокатиться в уездный город по делам. Когда с делами было покончено, в ту болдинскую осень 1830, накануне свадьбы, поэта захлестнула волна вдохновения, этот период называют периодом великого таинства и великого чуда в его творчестве.

«…И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…»

Тишина и уединение, ощущение полной свободы, спокойные ландшафты под огромным куполом неба помогали его душе настроиться на творчество.
Вероятно, в Болдине он ощутил незримую связь с несколькими поколениями своих предков. Возможно, вспомнил несколько счастливых моментов своей жизни. Пушкин имел обыкновение отмечать в рукописях дату завершения своих произведений. Первое его болдинское стихотворение было “Бесы” (7 сентября). 8 сентября он написал “Элегии”. С 3 по 9 сентябр - “Гробовщика”, первое законченное Пушкиным произведение в прозе, 14-го – “Станционного смотрителя”, 20-го - “Барышню-крестьянку”, 25-го – девятую главу (позже она стала восьмой) “Евгения Онегина”. Между 5 и 10 октября написан “Домик в Коломне”, между 12 и 14-м – “Выстрел”, 20-го окончена “Метель”, 23-го – “Скупой рыцарь”, 26-го “Моцарт и Сальери”, и в октябре же окончено “Путешествие Онегина”, 1 ноября – последняя пометка на “Истории села Горюхина”, 4-го окончен “Каменный гость”, и в ноябре же написан “Пир во время чумы”. За эти же болдинские месяцы было создано поэтом более 30 красивых лирических стихотворений. В эту осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал поэт над этим романом целых 7 лет 4 месяца 17 дней.

Не трудно заметить, что эпидемия холеры, охватившей окрестности, отложила на творчество определенный отпечаток – Пушкин писал много и «как в последний раз», начав с «Гробовщика» и закончив «Пиром во время чумы». Кроме того, он прощался со своею холостою жизнью, очевидно понимая, что, будучи женатым человеком, не сможет выкроить много времени на работу. Не надеялся, что вдохновение не покинет его после женитьбы.
Болдинской осенью поэт создал «прощальный цикл» стихотворений, посвященных когда-то любимым женщинам. Например, с образом Амалии Ризнич связаны «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальной». А Е. К. Воронцовой адресовано стихотворение «Прощанье».

Вероятно, помня свой творческий подъем в Болдине в 1830 году, А.С. Пушкин, уже будучи женатым, еще дважды приезжал осенью в Болдино в гордом одиночестве - в 1833 и в 1834 гг. Но в октябре 1833 ему не удалось также расписаться, как в первый раз. Однако именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал стихотворение «Осень», еще несколько стихотворений, а также «Медного всадника«, «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке».
А в 1834 Пушкин прибыл в Болдино по делам отца и управления имением, фактически этим и занимался. Но все же Александру Сергеевичу удалось написать в этот приезд «Сказку о Золотом Петушке».

Прекрасное время Болдинская осень. Но до житейских бурь в семье Пушкиных и трагической развязки не так уж и далеко, всего каких-то три года. Ему не суждено было вступить в осень своего гения, он умер молодым. Но болдинская осень стала в полном смысле слова золотой осенью человечества, а не только русской литературы.

Уже более полутора веков «не зарастает народная тропа» во все уголки, дома, города и веси, где жил и творил великий Александр Сергеевич Пушкин, в том числе и в Болдино. Уникальным явлением, настоящим чудом является то, что имение Болдино пережило все крестьянские бунты, революцию, коллективизацию, две войны. А с 1949 в Болдине создан Государственный музей-заповедник, который включает в себя дом-музей, где жил и творил величайший поэт России, а позднее жили потомки его брата, здание бывшей крепостной конторы, усадебный парк с садом и двумя прудами, а также рощу Лучинник - любимое место прогулок поэта.

В музее-заповеднике Пушкина систематически проводятся Праздники поэзии, научные конференции. По традиции, в сентябре в Болдино – «Болдинские чтения», фестивали «Болдинская осень» и “Живое слово” с участием пушкинистов из различных городов мира. Ежегодно всеми формами массовой работы (экскурсии, беседы, вечера, народные гуляния) охватывается более 100 000 человек. В числе почетных гостей – потомки поэта, видные ученые страны, писатели и поэты, деятели культуры.

Связь времен, связь людей, говорящих и пишущих на русском языке, не прерывается. Канада находится на другом континенте от России, но и до нашей русскоговорящей общины докатились отголоски «Болдинской осени». Дело в том, что в этом году наша соотечественница Лиля Скляр приглашена принять участие в Болдинском Фестивале «Живое слово” (23-25 сентября), как победитель Интернет-конкурса “Верность родному слову 2011” за свой рассказ “А ну-ка говорите по-русски” и цикл стихотворений.
Данная поездка состоялась при поддержке Консульства РФ и личного участия исполняющего обязанности консула РФ в Торонто Кийкова Игоря Владимировича.
Ольга Лебедева


Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию выборочные материалы осеннего номера ежеквартального журнала о культуре, искусстве и туризме “Санкт-Петербург, Канада”. Наше издание имеет честь быть представленным в Посольстве и Консульстве РФ и других стран в Канаде, в государственных структурах, в Русских библиотеках и школах, на кафедрах университетов по изучению русского языка, на кинофорумах и фестивалях, арт-галереях и музеях, на концертах и спектаклях.

Свой 5-летний юбилей в июле 2011 г и выпуск 35-го номера мы встретили в Петербурге с группой россиян, проживающих в Канаде и Америке и канадских студентов, изучающих русский язык. Фотоотчет о прошедшей поездке вы можете найти на страницах журнала, наряду с другими интереснейшими авторскими статьями и интервью.
Являясь единственным двуязычным изданием подобной тематики, журнал “Санкт-Петербург” весьма востребован. Издаваемого тиража явно не хватает. Для тех, кто не хочет пропустить ни одного номера, открыта подписка, как в электронном, так и в печатном виде. Информация: 120 Shelborne Ave. Suite # 1014 Toronto ON M6B 2M7 e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Издатель журнала,
София Дмитриева-Товмасян

Поделиться