Конспект урока русского языка в 5 классе

Предложения с обращениями

Борцова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ЧОУ СОШ «Ступени образования»,
г. Нижний Новгород

  1. 1.Закрепить понятие «обращение».
  2. 2.Способствовать формированию умений находить обращения в предложении, отличать обращения от подлежащего, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

(На доске записано предложение). Друзья мои, прекрасен наш союз!

- Прочитайте предложение. Что вы можете о нем сказать?

- Дайте определение обращению. Где нужно поставить знаки препинания?

- Запишите на доске схемы расстановки знаков препинания при обращении.

3.Постановка цели урока: сегодня на уроке мы продолжим работу по теме: «Предложения с обращениями», а заодно повторим сказки А. С. Пушкина.

4.Работа у доски. На доске записаны 2 предложения:

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

Чем вы, гости, торг ведете?

Что общего у данных предложений? Каким членом предложения является слово гости в1 и 2 предложениях. Найдите подлежащее во 2 предложении. Где нужны знаки препинания?

5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

А сейчас проведем несколько исследований:

1 исследование Сейчас раздам карточки с отрывками из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно прочитать отрывок, по возможности назвать сказку. А главное, найти предложение с обращением, если нужно, расставить знаки препинания. Работаем в парах. После выполнения проверим, задание будет выведено на экран.

1 пара: Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

2 пара: «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

3 пара: Отвечает ей черница :

«Ох ты. Дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне».

4 пара: Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

« Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

А теперь заслушаем ваши ответы.

Давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

7.2исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. У вас будет несколько предложений. Из них выберите то предложение, которое больше по смыслу подходит к иллюстрации. Назовите сказку. Есть ли в предложении обращение, чем оно выражено? Если нужно поставьте знаки препинания.

-А теперь проверим, выходите к доске, повесьте иллюстрацию, запишите под иллюстрацией предложение, которое вы выбрали. Давайте составим схемы.

8. Самостоятельная работа. У каждого будет свое задание.

1) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.

-Князь им вымолвил тогда:

«В добрый путь вам господа…»

- Выпросил дурачина корыто!

- Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу…

-Здравствуй грозная царица!

-Бабушка постой немножко…

- А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»

2) Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.

- Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..

- Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

- Смилуйся, государыня рыбка…

- Балдушка, погоди ты морщить море…

3) Запишите предложения с обращениями.

- Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

- И царица хохотать и плечами пожимать.

- Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело.

- Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…

Остальные выполняют упражнение № 307, стр.95

9. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.

Всем нам при общении

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг,не забывай:

10.Оценки за урок, домашнее задание. упр.311, стр. 96

Приложение к уроку:

1. Материал для карточек:

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Отвечает ей черница:

«Ох ты дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!»- и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

2.Подписи для иллюстраций:

Отпусти ты старче меня в море!

Не печалься, ступай себе с богом.

Здравствуй князь ты мой прекрасный.

Князь пошел забывши горе.

Свет наш солнышко Ты ходишь

Круглый год по небу.

К красну солнцу наконец обратился молодец.

Чего тебе надобно старче?

Отыскали старика, привели к ней.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Сайты

Поделиться