План-конспект урока « Предложения с обращениями»

1.ФИО Филиппова Людмила Васильевна

2.Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район»

3.Должность учитель русского языка и литературы

4.Предмет русский язык

6.Тема Предложения с обращениями

7.Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д. Флоренская Э.А. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

8.Цели урока: создать условия для формирования знаний об обращении средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.

-обучающие: познакомить обучающихся с обращением, научить находить обращение в предложении, отличать его от подлежащего, ставить знаки препинания при обращении;

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности;фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

10.Тип урока усвоение новых знаний

11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

13.Структура и ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Введение в тему.

III. Овладение новыми знаниями.

· Исследование 1. Функция обращений в речи.

· Исследование 2. Интонация.

· Исследование 3. Роль обращения в предложении.

· Исследование 4.Пунктуация.

IV. Проверка полученных результатов. Коррекция.

VI. Заключительный этап.

VII. Домашнее задание.

Приложение к плану-конспекту урока «Предложения с обращениями»

I. Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята! Когда я смотрю на вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил, мне хочется воскликнуть: « Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой строчкой из стихотворения А.С.Пушкина. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас на уроке сделал сегодня маленькое открытие. II.Введение в тему

- Скажите, пожалуйста, героями какой книги являются дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик?

- Помните ли вы, какое впечатление на родителей произвело письмо, которое они получили от сына?

(Просмотр фрагмента м/ф «Трое из Простоквашино»)

- В письме адресанты допустили ещё орфографические и пунктуационные ошибки. Перед вами фрагменты письма, вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы и пунктограммы.

Работа в группах:

Мои папа и мама(…)

Я ж…ву хор…шо. Просто зам…чательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к…рову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит(…) а любит суп.

Мама и папа (…) я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.

А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Зд…ровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что (…)дорогие мои папа и мама(…) жизнь у меня была сложная, полная л…шений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и м…л…ко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть (не) хочется. Я их просто так л…влю, для развл…чения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу.

А днем(…)дорогие родители (. ) я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я л…нять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не зах…ди. Зато новая р…стет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час пола..шь, два пола…шь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.

Дорогие папа и мама(…) вы меня теперь просто (не) узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос х..лодный, и лохматость повысилась. Мне теперь можно з…мой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня (не)переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку поп…ду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.

(До) свиданья. Ваш сын — дядя Фарик».

- С какими трудностями вы столкнулись?

- В каких предложениях вы не можете объяснить пунктограммы?

- Может быть, вам подскажет Почемучка, который попал на лингвистический карнавал.

На карнавале его познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. Почемучка оглянулся и увидел, что у входа беседуют две ученицы, а рядом с ними стоит улыбающаяся Маска и доброжелательно кивает то одной, то другой собеседнице.

- Маска, вы кто? – обратился к ней Почемучка.

- Молодец. мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдёшь ответ на него в своём вопросительном предложении.

- Так Вас зовут…

- Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

- Ребята, какое языковое явление скрывалось под маской на лингвистическом карнавале? (Обращение)

-Кто сможет сформулировать тему урока?

( Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)

-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

1. Какова функция обращения в речи?

2. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

3. Какое место занимает обращение в предложении?

4. Какова роль обращения в предложении?

- Давайте спланируем наш урок (на доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

Место обращения в предложении .

Способ выражения обращения

Роль в предложении

-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения об обращении?(Можно в виде таблицы, опорной схемы или кластера)

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.(На интерактивной доске отрывки из сказок А.С.Пушкина)

-Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

-Как они называется?

- Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

-Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

-Давайте заполним соответствующий блок в нашей схеме.

-Обратите внимание на то, как обращение обозначается в предложении.(Учитель на доске графически выделяет обращения в предложениях)

-Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения: за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него. Учащиеся по записи на интерактивной доске читают предложения с интонацией обращения, графически показывая её. Заполняется соответствующий блок схемы.

- Посмотрите на примеры и скажите, чем выражено обращение. (Именами существительными)

-В форме какого падежа стоят эти имена существительные? (В форме Им.п.)

Обучающиеся делают вывод: роль обращения обычно выполняют существительные в Им.п.

-Давайте запишем это в соответствующий блок схемы.

-Какой член предложения также выражается именем существительным в форме Им.п. (Подлежащее)

Исследование 3.Роль обращения в предложении.

Давайте опять вместе с Почемучкой заглянем на лингвистический карнавал .

- Маска, я Вас знаю!- воскликнул Почемучка.

- А вот и не угадал, мальчик! Я Подлежащее. Мы как две капли воды похожи с Обращением, поэтому нас часто путают. Но по характеру мы совсем разные. Я работаю в фирме под названием «Предложение» и занимаю со своим другом Сказуемым важный пост, вместе мы составляем грамматическую основу предложения. А вот Обращение не занимает никакого ответственного поста в предложении. Оно лишь изредка появляется в Предложении и всё осложняет.

-Что вы узнали об отличии обращения от подлежащего?

-Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение. Докажите свою точку зрения.

1)Мой конь притормозил, стоптались мои башмаки. (Б.Окуджава)

2)Лети вперёд, мой конь!

1)Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!(А.С.Пушкин)

2)Мой друг никогда мне ничего не объяснял.

-Заполните блок «Роль в предложении»

Исследование 4. Пунктуация.

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

-Давайте откроем гипертекстовое правило:

-А теперь посмотрите, как это же правило даётся в учебнике русского языка. Есть ли разница в определениях?

--Заполните в схеме блоки «Пунктуация» и «Место в предложении»

- А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в тексте.

VФизкультминутка .(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)

Вот и вся зарядка!

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого А.С. Пушкина.

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?

Пользуясь опорной схемой, расскажите, что вы узнали об обращении?

VIIДомашнее задание по выбору. Придумайте задания по теме «Обращение» ( можно воспользоваться ресурсом из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ee29912-b546-4ef5-9687-bd098da28ce5/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_123%5D.html )или напишите поздравительный текст. Адресатом может быть кто-то из знакомых или незнакомых, литературный герой, инопланетянин, неодушевлённый предмет. Постарайтесь через обращение передать характер адресата и ваше отношение к нему.

VIIIРефлексия (приём «Самооценка ученика»)

Оценка содержания урока:

Оценка деятельности на уроке:

· принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

Размещено пт, 27/09/2013 - 22:08 пользователем Татьяна Валентиновна Никифорова.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО: отражает формирование УУД, использованы современные средства обучения. Материал урока соответствует возрастным особенностям 5-классников. Совет: в целеполагании урока прописываем все виды результатов. Спасибо!

С уважением Татьяна Валентиновна

Поделиться