План-конспект урока (5 класс) на тему:
урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне"
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
-познакомить с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны. стихотворениями, посвященными няне поэта,
-развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования. умения выделять в тексте произведения изобразительно –выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения,
-совершенствовать работу учащихся с толковым словарем. с учебником.
-обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения,
- развивать аналитические способности. потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе
1.Оргмомент. Объявление темы урока. Работа в тетрадях
2 Вступительное слово учителя.
Сегодня у вас не первая встреча с именем А.С.Пушкина. Встречи с поэтом – это «чудное мгновение» ,которое длится всю жизнь
На прошлом уроке мы знакомились с некоторыми фактами его биографии. Вы уже знакомы со сказками поэта, некоторыми стихотворениями
-Можете ли вы назвать наиболее значительные моменты детства А.С.Пушкина? его произведения?
-Сегодня мы будем говорить не только о Пушкине. но и о его няне, Арине Родионовне, без которой. может быть ,Пушкина не было бы как поэта
- Показ слайда №1 Да будет же ей. этой няне. и от лица русского общества вечная благодарная память .- Аксаков (речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880году)
-Как вы думаете. каковы цели нашего сегодняшнего урока.
Давайте вместе попробуем сформулировать их ( запись на доске )(узнать, какую роль сыграла няня в жизни поэта, факты её биографии. Учиться выразительно читать. анализировать произведение)
В 1984году в Пскове был открыт памятник «Пушкин и Крестьянка» Автор – скульптор Олег Комов
Пушкин и крестьянка.
Ну. а кто ж по имени она.
Слушайте. ответьте. псковитяне.
Чей изваян лик и взгляд!
Может. это пушкинская няня. о которой помнят стар и млад?
- А что вы знаете о няне поэта ,Арине Родионовне. Слайд. Портрет Няни
(расскажет Сердюк Виктории )
Няня Пушкина ,Арина Родионовна Яковлева. родилась 10 апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать её. Лукерья Кирилловна. отец – Родион Яковлев. были крепостными. имели семерых детей. Арина - её домашнее имя. а настоящее – Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка. няня фамилии не имела. В документах она названа по отцу – Родионовой. а в быту – Родионовной. Сам Пушкин ни единого раза не назвал её по имени. а в письмах пиал «няня»
Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева. и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино. что недалеко от Гатчины Жили бедно. вот почемуАрина попросилась в няни. После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных.)
Слайд Домик няни в Кобрино. Рассказ о нем Любименко Максим
Современный поэт Николай Доризо посвятил няне Пушкина замечательные строки. показывающие роль этой женщины в жизни Пушкина.
Читают Свинарев Святослав и Баранова Дана:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки. и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала.
И песня русская. старинная
Его, младенца, пеленала.
Господа не гневала.
Но без неё. быть может, не было б.
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила.
Когда с хитринкой, по – крестьянски.
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
В душе звала сынком. кровиночкой.
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы. Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово»родина»
Так с вашим именем созвучно.
Сам Пушкин посвятил много стихов своей няне. Семешина Елена.
В вечерне тишине
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне.
В больших очках и с резвой погремушкой
Ты. детскую качая колыбель.
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель.
Которую сама заворожила.
Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся в мир волшебных сказок. старинных былей и небылиц. которые замечательно она рассказывала. Из всех близких ему людей Поэт больше всего любил сестру Ольгу и няню. Когда михайловского кучера Петра Парфёнова спросили. правда ли ,что Александр Сергеевич очень любил няню ,то ответил:» Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то ,она у него тут вот жила. И он всё с ней. коли дома. Чуть встанет утром. уж и бежит её глядеть :»Здорова ли. мама?» - он её всё мамой называл. И уж чуть старуха занеможет там. что ли. он уже всё за ней. »
С 1824-1826 год Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. и Арина Родионовна вместе с ним разделяла его изгнание.
Зимние вечера коротали они вместе. Пушкин читал или ходил по комнате, слушая ,как ветер завывает в трубе. Арина Родионовна пряла в сторонке. Слайд
Так родилось стихотворение «Зимний вечер» Читает Осипенко Настя
В 1826 году Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе. Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных Пётр рассказывал, что Арина Родионовна «растужилась. навзрыд плачет».
После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью. а если воспитанника долго не бывает. няня тоскует и посылает ему написанные под её диктовку трогательные письма. Даже ездила на ближайшую почтовую станцию Новгорода в надежде услышать о Пушкине от проезжающих из Петербурга.
Умерла няня 31 июля 1828года в доме сестры Пушкина. Поэт никогда не забывал «многолюбящую « его няню.
В стихотворении «Вновь я посетил» поэт писал.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых,
Ни кропотливого её дозора.
Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта.
Сейчас мы рассмотрим стихотворение. посвященное няне. поучимся приёмам анализа. попробуем подготовить текст высказывания об этом стихотворении
2. Анализ стихотворения. Чтение стихотворения. Прослушивание записи в исполнении Качалова
3. Перечитаем стихотворение сами
-Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение оно имело во времена Пушкина? (Посмотрите в словаре В.И.Даля и С.И. Ожегова. Читаем)
Попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок –цветов.
- Какими красками вы бы передали его настроение?
(мрачными. темными. Только настроение последней. незаконченной строки. в котором звучит надежда – более светлыми)
- Каким настроением пронизано стихотворение?
(грустное. печальное. тоскливое)
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом. когда он писал это стихотворение?
( чувство вины перед няней за долгое отсутствие. страдание от разлуки. признательность за дружеское участие в дни ссылки. проведенные вместе)
Анализируя лирическое произведение. будем помнить. что в нем действует лирический герой. Он близок автору ,но нельзя ставить знак равенства между ними.
- Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр этого стихотворения – послание (записать в тетрадь)
В лирическом произведении и жанр. и композиция. и выразительные средства - всё способствует выражению настроения.
-Рассмотрим. как выражается настроение в этом стихотворении
Перечитайте первые 2 строчки. К кому они обращены? (Это обращение лирического героя к няне)
-Представьте. что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды презентации. Сколько слайдов у вас получится?
Читаем дальше. 1 картина «Одна в глуши лесов сосновых
Давно. давно ты ждешь меня» (строки рисуют забытый домик в глуши лесов)
2 картина –читаем
«Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»( изображаем няню. сидящую у окна и поминутно вглядывающуюся в окно)
3 картина читаем
« Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь.
Тоска ,предчувствия .заботы
Теснят твою всечасно грудь» ( кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль)
4 картина «То чудится тебе….( возможно, няне видится её воспитанник. спешащий к ней )
Таким образом. мы разделили стихотворение на части. то есть определили композицию
1часть – обращение лирического героя к няне
2 часть забытый домик няни
3часть –тоска. тревога няни.
Лирический герой словно видит няню. угадывает её переживания. она горюет под окном светлицы. подходит к воротам. вслушивается, не звучит ли колокольчик. не едет ли кто-нибудь. вглядывается вдаль)
В душе её беспокойство о нем. горестные предчувствия – об этом в 4-й части
- Объясните значение устаревших слов. светлица, вороты, всечасно (смотри словарь на парте)
- Как же. с помощью каких средств выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
Проведем наблюдения над текстом и оформим в рабочих тетрадях. Смотрите определение изобразительных средств на карточках на столах: эпитет, метафора. сравнение. перифраза.
Какие чувства героеев переданы с помощью эпитетов. метафор. сравнений. повторов
Заполните таблицу в рабочих тетрадях
Что такое эпитет? (Смотри в карточку) «Голубка дряхлая моя»- народное слово»голубка» и эпитет «дряхлая» несут оттенок дружеской шутки. а местоимения «моя» – усиливает ласковый тон .Эти слова передают чувство сыновней любви к няне
Эпитеты »забытые ворота», «Черный отдаленный путь» - создают мрачное. печальное настроение. показывают горечь долгого ожидания. тяжесть одиночества няни.
«Черный» цвет – символ разлуки
– найдите метафоры Что такое метафора. Что она передает? Какое настроение няни?
( «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» - няня прислушивается к звукам за окном ,надеясь услышать долгожданный звук колокольчика. Не едет ли он?
Метафора «Тоска. предчувствие. заботы. теснят твою всечасно грудь»- показывает беспокойство в душе няни о любимом воспитаннике. тягостные предчувствия. судьба его неясна. жизнь не устроена
Что такое сравнение? Назовите сравнение в стихотворении («Будто на часах» ) Как вы понимаете эти слова? - они обозначают постоянство томительного ожидания
Обобщим наблюдения. составив связное высказывание по плану. У вас на столах речевые опорные слова. которые помогут вам оформить свое высказывание
Ответы учащихся. по плану устно (Образец сочинения смотри отдельно)
-Каким вы представляете лирического героя стихотворения?
(Лирический герой глубоко страдает. он испытывает чувство вины за долгое отсутствие.
Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувство няни понятны любой женщине - матери. самоотверженно заботящейся о свих детях ,бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта. являясь отражением его человечности
-Что такое человечность?
( Это любовь. внимание к человеку. к человеческой личности. доброе отношение ко всему живому.)
Дополнительно. Слово учителя
В книге «Мой Пушкин» замечательная русская поэтесса М.И. Цветаева рассказывала о переживаниях лирического героя …см. стр. 81 методички
Выставление оценок с комментарием:
Домашнее задание Написать небольшое сочинение о своей бабушке. взяв за основу какой-либо интересный эпизод
Читать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»
Сочинение. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Стихотворение А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых душевных его творений.
Стихотворение - послание посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне. нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью. щемящей болью. чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер». поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена.
«Подруга дней моих суровых» - образ почти высокий. утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» - выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово»голубка2 соединяется с неожиданным. с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.
Эта нежность и забота так понятны. когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся её жизнь в думах о нем. в ожидании
Стихотворение написано астрофической строкой. но его можно разделить на 4 части .Первая – обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов .В третьей части. мысленно возвращаясь туда. лирический герой словно видит няню внутренним взором. угадывая все её переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы». и сравнение «будто на часах» передает постоянство её томительного ожидания .Метафора «медлят поминутно спицы в её намаорщенных руках» позволяет предположить. что няне так и хочется прислушаться. не доносится ли издали звук колокольчика. не едет ли кто-нибудь …вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) всё с тем же чувством. Но нет никого …Эпитет «Забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе её беспокойство о нем. горестные предчувствия: ведь судьба его не ясна. не устроена ,и « черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки. Об этом 4-я часть стихотворения
Произведение очень лирично. эмоциональность усиливается повторами :»Давно, давно ты ждешь меня». В стихотворении прямо названы чувства няни. ждешь, горюешь. тоска, предчувствие. забота. а также метафора «»теснят твою всечасно грудь»
Лирический герой представляется нам глуьоко переживающим человеком. Он печалится. страдает от разлуки с няней. его терзает чувство вины за долгое отсутствие
В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того. что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним. тоска в разлуке с ними. постоянное ожидание встречи и горе одиночества.
Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти 2 столетия и не может оставить равнодушным
Связное высказывание по стихотворению «Няне»
Перед нами стихотворение - послание А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых задушевных его произведений.
Оно посвящено его любимой няне, Арине Родионовне. В своем стихотворении автор изображает с верную подругу,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне"".
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина.
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.
Урок литературы в классе для слабослышащих детей.
Презентация к уроку немецкого языка как второго инстранного по теме "Анализ стихотворения Э.Кестнера "Wir sitzen alle in einem Zug"
Данная презентация предназначена для проведения урока немецкого языка как второго иностранного в 9 классе. Презентация нацелена на развитие коммуникативных способностей обучающихся. В ней содерж.
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября".