Написала. Яна Николайчук
Поэзия для Пушкина — это не только слияние с миром природы, но и полная
гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее
вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же
многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С.
Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как
«Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило. », «К морю» и
другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает
грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих
воспоминаниях к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил
море в «угрюмый океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает
«прежних сердца ран».
А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу»
моря, вдохновляющую поэта:
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия
моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со
«свободной стихией», поэт дает клятву в верности ей:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния
природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта
«печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь
Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он
воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В
стихотворении «Осень» (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама
природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными,
однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года —
осени, наполнена любовью и восхищением:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых
времен он рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных,
физических и поэтических сил:
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». «Пробуждается поэзия»
только тогда, когда сам поэт «жизни полон».
А. С. Пушкин написал стихотворение «. Вновь я посетил. » (1835) во
время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных
мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на
философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не
ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений.
Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину
мысли о вечности бытия.
Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее
предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы,
служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал
стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое.
Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету
воспоминаний — эту «связь времен» — грядущим поколениям.
Стихотворение «. Вновь я посетил. » пронизано чувством связи разных
эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.
В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей
жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В
стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина — счастливый
союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут
годы, и в стихотворении <19 октября» (1825) дружба для поэта — защита от
«сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба
разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость
«дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы.
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Мы встретились и братски обнялись.
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Дружба для Пушкина — щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше
уз дружбы для поэта нет ничего.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен —
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было
много его друзей и знакомых. «Повешенные повешены, — писал он, — но каторга
ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Поэт пишет друзьям своим
стихотворение «Во глубине сибирских руд. », поддерживая их в трудные
минуты, и послания «К Чаадаеву», «И. И. Пущину», «К Языкову» и другие. В
стихотворении «19 октября» (1827) глубокое переживание за судьбы друзей
вдохновляет Пушкина:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И та мрачных пропастях земли!
Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение «Была
пора: наш праздник молодой. ». Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец;
время меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима
верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и
надеждам.
Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром — нет! — промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?
Любовная лирика Пушкина — это искренность, благородство, восторг,
восхищение, но не ветреность. Красота для поэта — «святыня» (стихотворение
«Красавица»).
В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец»,
«К Морфею», «Желание»).
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
В период южной ссылки любовь — слияние со стихией жизни, природы,
источник вдохновения (стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»,
«Ночь»). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни,
радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье. » (1825) — гимн красоте и любви.
Любовь не только обогащает, но и преображает человека. Это «чудное
мгновенье» — стихия человеческого сердца. Любовь оказывается не убитой ни
томленьями «грусти безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Она
воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Явление «гения чистой красоты» внушило поэту и восхищение идеалом, и
упоение любовью, и просветленное вдохновение. Без любви нет жизни, божества
и вдохновенья.
Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим
любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: «Не
пой, красавица, при мне. » (1828), «Я вас любил. » (1829), «На холмах
Грузии. » (1829), «Что в имени тебе моем-. » (1830), «Прощание» (1830).
Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств — безмолвных и
безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно
нежных и чистых.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь,
даже безответная, неразделенная, — огромное счастье, облагораживающее
человека.
Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является
совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории.
Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую
независимость, сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не
отступил и до конца продолжал следовать своей «дорогою свободной». Он знал,
что его подвиг смогут оценить будущие поколения и с думой о них создавал
свои бессмертные произведения. В начале творческого пути в одном из
стихотворений он вопрошал:
Мои летучие посланья
В потомстве будут ли цвести.
А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил
твердую уверенность в том, что к нему «не зарастет народная тропа». Мечта
Пушкина о «нерукотворном памятнике» сбылась, а его творчество во всех
поколениях будет пробуждать «чувства добрые». Лирика Пушкина дала все
основания Гоголю сказать:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление
русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть,
явится через двести лет».