А.С.Пушкин. Лирика 1820-1824 гг. Южная ссылка.

Тема. А.С.Пушкин. Лирика 1820-1824 гг. Южная ссылка.
Цель: ознакомить учащихся с новым периодом творчества Пушкина; дать понятие о лирическом герое; учить монологическим высказываниям, умению формулировать свои впечатления от стихотворе­ний Пушкина.
Оборудование: хрестоматия; иллюстрации к южным поэмам Пушкина; изображения мест пребывания Пуш­кина во время южной ссылки; тексты стихотво­рений.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Без особого сожаления Пушкин покидал Петербург. В конце апреля он писал Вяземскому: «Петербург душен для поэта. Я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу». 6 мая 1820 года в сопровождении своего неизменного дядьки Никиты Козлова Пушкин выехал из столицы, держа путь через Чернигов и Киев в Екатеринослав (Днепропетровск). Поэт был направлен в распоряжение попечителя южных колонистов генерала Инзова, только что назначенного бессарабским наместником, с пребыванием в Кишиневе.
Среди прочих бумаг Пушкин вез с собой генералу Инзову письмо с характеристикой, составленной его начальством в Коллегии иностранных дел.
В письме говорилось: «Исполненный горестей в продолжение всего своего детства, молодой Пушкин оставил родительский дом, не испытывая сожаления. Лишенный сыновней привязанности, он мог иметь лишь одно чувство — страстное желание независимости. Этот ученик уже ранее проявлял гениальность необыкновенную. Несколько поэтических пьес, в особенности же ода на вольность, обратили на Пушкина внимание правительства. При величайших красотах замысла и стиля его стихотворение свидетельствует об опасных принципах. удалив Пушкина на некоторое время из Петербурга, доставив ему занятия и окружив его добрыми примерами, можно сделать из него прекрасного слугу государства или. первоклассного писателя». На Инзова возлагалась задача воспитания ссыльного поэта.
В сентябре 1820г. Пушкин приезжает в Кишинев. К этому времени туда была перевезена канцелярия полномочного намест­ника Бессарабской области генерала Инзова, в распоряжении которого находился поэт.
Кишиневский период жизни Пушкина связан с такими про­изведениями, как поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Кавказский пленник», со множеством стихотворений». «Южные» поэмы — так назван этот цикл. Общее название соотносит «южные» поэмы с «восточными» поэмами Байрона, проблематика и художественный строй которых окали влияние на романтические произведения Пушкина. Для «южных» поэм характерна вечная романтическая проблема:
свобода - состояние общества и свобода — самопроявление личности.
2. Сообщение творческой группы о поэме «Кавказский плен­ник».
Романтическая поэма «Кавказский пленник» принесла Пуш­кину успех, наибольший в его литературной деятельности.
Мы узнаем, что на родине Пленник, до того как попасть на Кавказ жил, «страстями сердце погубя». Пушкин указывал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаж­дениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века».
Вольнолюбивая идея воплощена также в образе черкешенки. Она жертвует собой во имя счастья и свободы любимого: лучше смерть, чем любовь в рабстве. Черкешенка освобождает любимого, а сама бросается в горную пучину.
«Южные» поэмы раскрывают сложный, противоречивый мир героя времени, его стремления, надежды, страсти. В них действуют личности гордые, сильные, окруженные тайной. Прошлое героя, условия и обстановка его жизни, причины разочарования и вражды остаются в тени. Действие «южных» поэм разворачивается в особой, необычной обстановке, на фоне великолепной природы — моря, гор, водопадов, среди полудиких народов, не затронутых европейской цивилизацией — «просвещением». И это еще больше подчеркивает исключительность центрального персонажа. Одинокий и чуждый окружающим, герой «южных» поэм сродни только автору, выступает в роли его двойника. Поэтому повествование о его судьбе окрашено глубоким личным чувством и переходит подчас в лирическую исповедь.
3. Сообщение творческой группы о связи Пушкина с Украиной.
В августе 1823 г. Пушкин из Кишинева был переведен в Одессу.
Впервые Пушкин посетил Одессу в сентябре 1820 г. и время от времени наезжал в «благословенные края» вплоть до определения здесь на службу под начало графа- М. С. Воронцова. Пушкин не раз отмечал «европейский воздух» Одессы, его увлекали броское разнообразие и оживление, архитектура и театр, море и порт, пест­ревший флагами кораблей.
Впечатления Пушкина от 13-месячного пребывания в городе на берегу Черного моря наиболее полно отразились в «одесских» строфах «романа в стихах» и «Отрывках из путешествия Онегина». В Одессе были написаны эпилог к поэме «Кавказский пленник», две с половиной главы романа «Евгений Онегин» и поэма «Цыгане»,окончен «Бахчисарайский фонтан», созданы многие стихотворения. В Одессе Пушкин встречался с будущими участниками декабристского движения.
Значительны были занятия Пушкина, связанные в основном с археологией и историей общественной мысли XVIIв. Графика поэта запечатлела процессы происходившей в нем гатой внутренней работы. Более ста рисунков, профилей» зарисовок и автопортретов — на страницах пушкинских рукописей созданных в Одессе, среди них Данте, Наполеон, взлетающий Меркурий.
В духовном мире поэта Одесса навсегда осталась соединеной с упоительной музыкой и любовными увлечениями. Одесса увековечила память поэта: в 1880 г. Итальянская улица была переименована в Пушкинскую, а в 1889 г. на Приморском бульваре был открыт памятник поэта,
С именем Пушкина связана духовная жизнь Украины, как седой старины, так и нынешних дней.
20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева состоялось личное знакомство Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Начало и середина 1830-х гг. время довольно интенсивного литературного общения двух писателей. Пушкин подсказывает Гоголю сюжеты «Мертвых дущ» и «Ревизора». Гоголь — активный помощник Пушкина в издании журнала «Современник».
4. Сообщение творческой группы о стихотворении «К морю».
В Одессе Пушкин служит под начальством Воронцова. Граф военачальник, государственный деятель, светлейший князь, генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов «принял поэта очень ласково». Пушкин был частым гостем в доме Воронцова, пользовался его библиотекой. Однако вскоре между ними встала стена непонимания. Пушкин написал на него несколько эпиграмм, выразив свою неприязнь. Одна из них звучит так:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Но настоянию Воронцова в июле 1824г. Пушкин был исклю­чен со службы и выслан в Псковскую деревню, в Михайловское.
5. Чтение стихотворения «К морю».
6. Работа над идейно-художественным содержанием стихотво­рения.
Стихотворение «К морю» написано между южной и михайловской ссылками. Жанр философской элегии позволяет вклю­чить автобиографические мотивы в философско-исторический план содержания. Образ моря предстает как символ свободы, неодолимого рока, своеволия и могущества.
Здесь звучит романтическая традиция: природа одухотворена сознанием поэта. Поэтому возможен диалог лирического героя с морем: он видит в нем собеседника, которому понятны мятеж­нее свойства человеческой души. Море символизирует духовный настрой автора — свободолюбие.
Упоминание о великом Наполеоне и великом поэте не случай­но. Подвиги Наполеона — ничто по сравнению с могуществен­ным, вечным морем. Не политик Наполеон, а поэт Байрон высту­пает равным морю.
Смерть Наполеона и Байрона осмысляется как конец революционной эпохи. И тирания и просвещение поэтом отвергаются: они несут ограничение свободы духа.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .
Вопросы к учащимся.
— Какие новые грани пушкинского таланта проявились в период южной ссылки?
— Что представляет собой пушкинский романтический герой?
— Что близко вам в настроении Пушкина этого периода?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выразительное чтение стихотворения «К морю».
2. Задания творческим группам учащихся:
1) подготовить сообщение о Михайловской ссылке.
2) подготовить сообщение «Пушкин и декабристы».

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Поделиться