Обсуждения

1. СТИХ - это ОДНА СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА!!!
Никогда не предлагайте мне послушать выученный вами "стих": это слишком мало для оценки!
Когда говорят: "Он пишет стихи,"- имеют в виду, что он пишет стихотворные строки. Иногда даже много.))
Вы учите СТИХОТВОРЕНИЯ - небольшие лирические произведения, написанные в стихотворной форме. Если вы вдруг выучили СТИХИ, это в общем-то тоже не страшно: каждое стихотворение состоит их некоторого количества стихов, которые вы и подготовились читать наизусть.))

2. Созвучие на концах стихотворных строк - РИФМА:
Если жизнь тебя обмАНЕТ,
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настАНЕТ.

3. Упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихах - РИТМ. Именно наличие ритма позволяет положить стихи на музыку.

4. Порядок чередования ударных и безударных слогов в стихе - СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.
Порядок бывает разный.

В традиционном русском стихосложении используются стихотворные размеры двух видов: ДВУСЛОЖНЫЕ и ТРЁХСЛОЖНЫЕ. (Морфемный состав этих терминов позволяет догадаться, что они каким-то образом связаны соответственно с ДВУМЯ и ТРЕМЯ СЛОГАМИ. Как связаны - сейчас разберёмся.)) В этом учебном году мы будем говорить только о двусложных размерах (они проще)).

Запишите один стих из стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер":
Буря мглою небо кроет.
Поделите стих на слоги, расставьте ударения:
БУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет. (ударный гласный обозначен прописной буквой)
Обозначьте каждый слог горизонтальной чёрточкой, над чёрточкой, обозначающей ударный слог, поставьте знак ударения. (Я, к сожалению, изобразить это не имею технической возможности.))
Вы видите, что в этой стихотворной строчке чередуются ударные и безударные слоги. Если вы теперь вертикальными чёрточками поделите строку так, чтобы на каждый ударный слог приходилось одинаковое число безударных (то есть в нашем случае - по одному), то получите /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /, при этом на каждый первый слог будет падать ударение (ну не могу я его изобразить!))
Каждый из четырёх получившихся у нас четырёх отрезков называется СТОПА. СТОПА - это минимальный (самый маленький) ритмический отрезок стиха. СТОПА может совпадать со словом, как в нашем примере, а может и не совпадать. Так бывает достаточно часто, и это не должно вас смущать.)
ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР ИМЕЕТ ДВА СЛОГА В СТОПЕ.

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ХОРЕЙ.

Если вы проделаете аналогичную (такую же)) работу со строкой из стихотворения "Зимнее утро", то получите такую схему:

Мороз и солнце; день чудесный!..
/_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_
При этом ударение будет падать на второй слог стопы. В конце у нас остался "хвостик" - это не стопа, потому что там нет ударного слога. Так тоже бывает достаточно часто, и это тоже не должно сбивать вас с толку.))

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ЯМБ.

Помните о том, что в стихах на самостоятельное слово ударения может и не падать:
Мой пЕрвый дрУг, мой дрУг бесцЕнный.
Когда мы читаем эту строку, местоимение "мой" сливается в произношении со следующим словом и является безударным слогом в стопе.)))

Итак, в традиционном русском стихосложении используются два двусложный размера: хорЕй и ямб. Ими русские поэты пользовались и пользуются достаточно часто, но это ещё не все размеры!)) В будущем году мы поговорим о трёхсложных: дАктиле, амфибрАхии и анАпесте. ( Все эти мудрёные названия - заимствования из греческого языка.)))

P.S.
Определить стихотворный размер можно и на слух (разумеется, при наличии чувства ритма)). Для этого достаточно прочитать строку без выражения и хлопать при этом в ладоши, обозначая более громким хлопком ударный слог. Попробуйте.)

ПРО ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СМ. НИЖЕ!)))

Поделиться