/ курсы учителей / материал к сочинениям / 5 / Поэзия Пушкина
Воплощение в лирике Пушкина вечных, общечеловеческих ценностей
«На все вопросы Пушкин отвечает», - справедливость этих слов ощущается прежде всего при обращении к тем вечным, общечеловеческим ценностям, которые воплощает лирика поэта и которые имеют значение в жизни каждого человека.
Ценность красоты и любви.
Одной из неизменных ценностей человеческой жизни всегда была для Пушкина любовь. Все оттенки этого чувства отражены в поэзии: страстность первой любви и теплота воспоминания о любви ушедшей, но не забытой, светлая печаль от неразделенного чувства и счастье любви разделенной. Любовь для Пушкина становится синонимом самой жизни, не случайно в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» любовь оказывается в одном ряду с жизнью, вдохновеньем, слезами, божеством как явлениями одного порядка – равновеликими, единосущностными:
Душе настало пробужденье:
И для нее воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Для лирического героя Пушкина любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, которое «не любить не может». В стихотворении «Я вас любил» превыше своего желания счастья герой Пушкина ставит покой и счастье любимой, моля Бога даровать той, которая любовь не приняла, быть столь же страстно, бережно и нежно любимой другим.
Стихотворение «Сожженное письмо» отражает рыцарственное, благодарное отношение поэта к любимой женщине. Желание любимой для него закон: «она велела» - и этим сказано всё, сомнений быть уже не может, дальнейшее неотвратимо. Покой любимой лирический герой Пушкина всегда ставил превыше своего желания любви и счастья. Драматизм прощания с письмом любви передается через энергию пульсирующего ритма, постоянно перебиваемой многоточиями поэтической строки – всё это отражает накал напряженности, высшую степень душевного волнения человека, для которого это мгновение становится по-настоящему драматичным, болезненным:
Минуту. вспыхнули! пылают – легкий
Дым, виясь, теряется с молением моим.
Драматизм происходящего подчеркивается экспрессивным эпитетом «жадное» («пламя жадное»), а также цветовой палитрой, единственные цвета в которой – красный и черный. Огонь в стихотворении Пушкина – гибельная стихия, но гибельная лишь для «материального» знака любви – для письма. Погибло письмо, но любовь неистребима: даже превращаясь в «пепел милый», письмо остается «отрадой». Духовный след любви в сердце и в жизни неподвластен силе огня. Не случайно в финале стихотворения появляется ощущение просветленности: драма прощания с письмом преодолена мудрым приятием неизбежного и пониманием вечности самой любви. Любовь воспринимается поэтом как очистительная, просветляющая, преображающая душу сила. Это чувство – дар небес, драма только что пережитого не подавляет в душе поэта этого благодарения за любовь, которая теперь будет жить в иной форме – форме «памяти сердца».
Наталье Николаевне Гончаровой посвящено стихотворение «Мадонна». В Мадонне Пушкина привлекает чистота, внутренний свет, гармония: «пречистая», «кроткие», «во славе и в лучах». Красота, по Пушкину, проявляется «негромко», не столько во внешнем ослепительном блеске, сколько именно в таком внутреннем свете, ясности, мягкости, которые поэт определяет словом «прелесть»: «чистейшей прелести чистейший образец». Прелесть – это не только совершенство внешних черт, но и гармония внутреннего мира, придающая облику особую светлость и теплоту. Прелесть проявляется в тонкости душевных движений, естественности и обаянии – именно такой видел поэт свою любимую жену Наталью Николаевну. Божественное совершенство, соединение небесного и земного, предназначенность для любви и материнства – таков, по Пушкину, идеал женщины.
Душевная щедрость Пушкина раскрывается в его стихотворениях, посвященных дружбе и друзьям. Лицейское братство, которое посчастливилось познать поэту, на всю жизнь озарило его мягким светом взаимопонимания, ощущения общности поколения.
В каждую годовщину Лицея Пушкин вспоминал друзей, и, если обратить внимание на стихотворения, посвященные лицейской годовщине, можно заметить, как менялся сам поэт, как обогащалось его представление о значении дружбы в человеческой жизни. В 1825 году Пушкин встретил лицейскую годовщину в михайловской ссылке, и это одна из причин, отчего стихотворение «19 октября» начинается мрачно, с ощущения жизненных потерь, осенней тоски:
Печален я: со мною друга нет,
С кем горькую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать счастливых много лет.
Однако финал этого стихотворения – это если не радость, то воодушевление, надежда, принесенная воспоминанием о лицейских друзьях. Дружба побеждает тягостное для поэта одиночество, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Чувство единения с друзьями разрушает границы времени и пространства, поэт словно опять в кругу лицейских товарищей: Горчакова, Матюшкина, Дельвига, Кюхельбекера, Пущина. Пушкин ценит в каждом из своих друзей личностное своеобразие, непохожесть друг на друга. Дружба для поэта – это понимание и уважение личности другого человека.
Еще одной вечной ценностью в лирике Пушкина становится свобода.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Именно так в стихотворении «Памятник», которое можно назвать своеобразным поэтическим завещанием Пушкина, поэт определил значимость своего творчества. Свобода всегда была для Пушкина темой не только его поэзии, но и самой жизни. Понятие свободы в разные периоды творчества поэта наполнялось различным содержанием – социальным, психологическим, философским. Стихотворение «Арион» - одно из тех, что были написаны Пушкиным после поражения восстания декабристов. В нем – метафорическое изображение происшедшей исторической драмы. Начало стихотворения выдержано в настроении тихой радости, источник которой – гармония, согласие с самим собой и миром. Однако «вихорь шумный», с его безжалостной враждебностью и неодолимой силой, превратил в «обломки» человеческие жизни и судьбы: «Погиб и кормщик, и пловец». Жестокую, тяжелую, грубую силу тирании Пушкин назвал очень ёмким, экспрессивным словом – «измял», в котором агрессия, враждебная прихоть. Однако в страдании для Пушкина всегда была и другая сторона – обретение высшей мудрости: жизнь продолжается, еще есть солнце, под которым можно высушить «ризу влажную», есть скала и берег, но главное – есть вера, что в душе человека будут звучать «гимны прежние». Это, пожалуй, главная строка стихотворения – «Я гимны прежние пою». В ней – верность нравственным идеалам декабризма, уверенность, что человек может остаться самим собой в любых обстоятельствах.
Те же «гимны прежние» ощутимы и в дружеском послании «Во глубине сибирских руд». Стихотворение построено по принципу антитезы: с одной стороны, нечто подавляющее, гнетущее, мрачное и тяжелое – «сибирские руды», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Огромный мир замкнут в рамках узкого, лишенного света пространства – «во глубине», «подземелье», «норы». Однако сила дружеского участия способна преодолеть отторженность от мира, пробиться через любые оковы и затворы. Слова «свобода», «дружество», «любовь», «надежда» одушевлены, так как Пушкин уверен в их абсолютной ценности, неподверженности превратностям судьбы или политическим режимам. Гордое терпенье и надежда помогут сохранить присутствие духа и выжить там, где жизнь, казалось, невозможна. Пушкин был уверен, что декабристы будут прощены и «братья» возвратят им «меч» - рыцарский символ чести, а потому финальные строки стихотворения проникнуты светлой энергией оптимизма. Однако в большей степени источник оптимизма – вера Пушкина в духовную силу человека: несмотря на драматизм судьбы, человек остается человеком, сохраняя «дум высокое стремленье».
Ценность творчества как особой духовной стихии человеческой жизни – одна из неизменных. Поэтическое завещание Пушкина – стихотворение «Памятник» - отражает многолетние раздумья поэта о смерти и бессмертии, временном и вечном, о роли и месте поэта в мире. Поэзия – это духовная энергия, над которой не властны время и пространство, она возвышается над Александрийским столпом – символом военной славы и державного правления. Бессмертие поэта – в его стихах, способных создавать и воплощать вечные ценности, которые понятны всем и всегда. Поэзия не знает временных и пространственных пределов, любые преграды ею преодолимы. Главным достоинством своей поэзии Пушкин считал пробуждение лирой добрых чувств, восславление свободы и призыв к милосердию. Поэзия, по мнению Пушкина, должна поднимать в человеке все лучшее, делать его прекраснее. Однако отразились в стихотворении и драматические нотки размышлений о судьбе поэта: Муза, по мнению Пушкина, должна быть послушна прежде всего «голосу совести», «велению Божию». Поэт должен следовать своему предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных «глупцов». Пушкин отстаивает свое право поэта и человека на независимость суждений, на чувство собственного достоинства.
Ценность человеческой жизни.
Человеческая жизнь. По мнению Пушкина, есть высшая ценность. Она настолько значима, что не уходит в вечность бесследно, не превращается в небытие – об этом стихотворения «Элегия» и«Вновь я посетил». Грустные размышления поэта о конечности жизни и быстротечности молодости, начинающие стихотворение «Элегия», сменяются в его второй части оптимистичным приятием жизни, утверждением вечных ценностей творчества, страданий и любви:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Пока есть в жизни человека любовь, страдание, мысль, творчество – жизнь не завершена.
Время быстротечно, оно неумолимо меняет и мир, и самого человека – об этом стихотворение «Вновь я посетил», написанное Пушкиным во время последнего приезда в Михайловское. Единственное, что может противостоять этому вселенскому закону изменения, - человеческая память и мудрое приятие вечного обновления и продолжения самой жизни, не случайно стихотворение заканчивается изображением молодой поросли сосен и словами о внуке, который вспомнит об угасшей человеческой жизни, а значит, воскресит ее.
В поэзии Пушкина утверждаются вечные истины любви, красоты, творчества, вольности, обновления и движения жизни, гуманности, и потому эта поэзия всегда остается значимой.