Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог.
Прежде чем приступить к работе над статьей по теме: «Ритмика стиха» я была на 100% уверенна, что смогу раскрыть тему без помощи дополнительной литературы, в чем очень сильно ошибалась.
Как же был прав Сократ, когда сказал всем известное изречение: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю».
А Владимир Маяковский меня окончательно запутал, написав в своей книге «Как делать стихи» следующее: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».
Я надеюсь, что моя статья обогатит багаж ваших знаний.
Стихотворным ритмом называется определённыя последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. Лейт
Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог.
Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога). Мальвина
Рекомендую изучить правила деления слова на слоги: morfema.ru/publ/15-1-0-11
В словах выделяют сильные и слабые слоги. Все зависит от ударения.
Периодичность чередований сильных и слабых слогов в стихотворении называется метром.
Разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произносятся с ударением, мы получим пример:
Пример 1:
НО-вой ЖИЗ-ни
ТРЕ-пет СЛЫ-шен
Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога. В данном случае образуется двудольный метр с 2 долями (слогами), где первый слог — ударный, второй — безударный.
Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры.
Рассмотрим на примере нижеприведенного стишка трехдольный размер.
Пример 2:
ТУЧ-ки не- БЕС-ны-е
ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки
Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. Алиса
Длина размера стихотворения определяется по количеству стоп.
Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Стихотворение может быть одностопным, двухстопным, трехстопным и т.д.
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Графически стопа изображается с помощью схемы:
—, где « — » — ударный слог, «» — безударный слог.
Попробуйте определить размеры стихов, которые содержаться в примерах 1, 2 руководствуясь следующей информацией.
Основными размерами Русского классического стиха являются:
1. Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея: —), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).
Пример 3:
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
2. Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Пример 4:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
3. Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Пример 5:
В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
4. Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия—), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
Пример 6:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
5. Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Пример 7:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Тема, конечно же, полностью не раскрыта. Её можно расширять ещё и ещё. Скажите, каких размеров нет в моем списке? Может быть вы желаете что-нибудь добавить? Делитесь, не будьте жадинами!
Прежде чем приступить к работе над статьей по теме: «Ритмика стиха» я была на 100% уверенна, что смогу раскрыть тему без помощи дополнительной литературы, в чем очень сильно ошибалась.
Как же был прав Сократ, когда сказал всем известное изречение: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю».
А Владимир Маяковский меня окончательно запутал, написав в своей книге «Как делать стихи» следующее: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».
Я надеюсь, что моя статья обогатит багаж ваших знаний.
Стихотворным ритмом называется определённыя последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. Лейт
Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог.
Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога). Мальвина
Рекомендую изучить правила деления слова на слоги: morfema.ru/publ/15-1-0-11
В словах выделяют сильные и слабые слоги. Все зависит от ударения.
Периодичность чередований сильных и слабых слогов в стихотворении называется метром.
Разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произносятся с ударением, мы получим пример:
Пример 1:
НО-вой ЖИЗ-ни
ТРЕ-пет СЛЫ-шен
Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога. В данном случае образуется двудольный метр с 2 долями (слогами), где первый слог — ударный, второй — безударный.
Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры.
Рассмотрим на примере нижеприведенного стишка трехдольный размер.
Пример 2:
ТУЧ-ки не- БЕС-ны-е
ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки
Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. Алиса
Длина размера стихотворения определяется по количеству стоп.
Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Стихотворение может быть одностопным, двухстопным, трехстопным и т.д.
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Графически стопа изображается с помощью схемы:
—, где « — » — ударный слог, «» — безударный слог.
Попробуйте определить размеры стихов, которые содержаться в примерах 1, 2 руководствуясь следующей информацией.
Основными размерами Русского классического стиха являются:
1. Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея: —), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).
Пример 3:
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
2. Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Пример 4:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
3. Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Пример 5:
В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
4. Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия—), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
Пример 6:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
5. Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Пример 7:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Тема, конечно же, полностью не раскрыта. Её можно расширять ещё и ещё. Скажите, каких размеров нет в моем списке? Может быть вы желаете что-нибудь добавить? Делитесь, не будьте жадинами!
Обо всем
Ритмика стиха(карманный словарик)Каюн Таня.