Уроки нравственности в сказках Александра Сергеевича Пушкина

Сказка - ложь, но в ней намёк,

Добрым молодцам урок

Человек отличается от других представителей животного мира в первую очередь тем, что в своих действиях руководствуется не только инстинктом, но и здравым смыслом. Именно поэтому человек из раза в раз задаёт себе один и тот же вопрос: «Как поступить? Это будет хорошо или плохо?» И здесь на помощь приходят правила поведения, которым нас учат с детства, а иначе говоря, нравственные нормы, выработанные людьми в процессе развития общества. Ещё в 19 веке литературный критик В. Г. Белинский писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Одно образование делает вас человеком ученым, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политическим и т. д. ; но нравственное образование делает вас просто «человеком», то есть существом, отражающим на себе отблеск божественности и потому высоко стоящим над миром животным». Именно поэтому нравственная тема является одной из ведущих и в публицистике, и в литературе в целом.

В энциклопедическом словаре читаем: «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил». Кладезем нравственных норм является фольклор: стоит только вспомнить пословицы, поговорки, сказки, где напрямую говорится, что хорошо, а что плохо, как надо поступать, а что приведёт к беде. «В сказках,- утверждается в энциклопедическом словаре,- люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека. Вымысел сказки воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царят справедливость, а героинеизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твёрдым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой». Но сказка наравне с фольклорным вариантом имеет литературный, авторский вариант. И как здесь не вспомнить сказки А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»,П. П. Ершова «Конёк-Горбунок», Аксакова «Аленький цветочек», сказки Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, М. Горького. В статье «Сказка крылатая и бескрылая» С. Маршака отмечается: «Эти сказки обогащали воображение ребёнка, открывали ему сказочный мир, в основе которого лежит мир реальный, с подлинными и разнообразными характерами героев». Так значит, одно из отличий сказки авторской от народной в том, что у героя появился характер, чего не было раньше. Но С. Маршак утверждает: «В лучших литературных и народных притчах и сказках была своя тенденция – борьба за справедливость, сочувствие обездоленным». Таким образом, сказка продолжает выполнять главную функцию – воспитание человека, а это значит, что сказка воспитывает в читателях нормы нравственности. Так ли это? Ответ на этот вопрос и стал целью нашей работы.

Для своего исследования мы выбрали творения А. С. Пушкина. Выбор этот не случаен. А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. «Он пел, и как изумлена была Русь звуками его песен: и не диво, она ещё никогда не слыхала подобных; как жадно прислушивалась она к ним: и не диво, в ней трепетали все нервы её жизни! - » восклицал В. Г. Белинский в 1824 году.

А в 1832 году Н. В. Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии »

В свою очередь А. Григорьев утверждал: «Пушкин – наше всё: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности»

Д. Д. Благой же пишет: «Несмотря на своё французское воспитание, Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком своего времени».

« При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин», - читаем в статье В. Г. Белинского.

И такая личность, как Пушкин, не могла не отразить проблему нравственности в своём творчестве: «Повести Белкина», «Дубровский», «Медный всадник» и, конечно, сказки. Именно сказки, созданные А. С. Пушкиным, стали объектом нашего пристального внимания.

Как такой светский человек, каким является А. С. Пушкин, мог обратиться в жанру сказки? Ведь для этого необходимо было знание фольклора, в частности, народных сказок, а дворянское воспитание того времени не предполагало приобщения к народной стихии.

В статье «Шагами великана» Д. Д. Благого читаем: «В Михайловской ссылке Пушкин из уст «доброй подружки» - старушки- няни, вообще бывшей для него живым олицетворением русской народной стихии – «преданий простонародной старины» наслушался фольклора подлинного». Да, сказки Арины Родионовны Пушкин слушал, по его же словам, «с издетства». В письме к Н. Н. Раевскому Пушкин пишет: «слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Для Пушкина «это было не просто ещё одним замечательным художественным открытием, а непосредственным и глубоким приобщением к стихии подлинной народности,- утверждает Д. Д. Благой в статье «Достоевский и Пушкин». - Огромную роль сыгралодля Пушкина его двухлетнее заточение в деревни – в Михайловском, где он непосредственно соприкоснулся с народной жизнью, глубоко приобщился к миру народного творчества в Михайловском окончательно выработался «Татьяны милый идеал». А В. Г. Белинский отмечает: «Муза Пушкина – это девушка-аристократка, в которой обольстительная красота и грациозность непосредственности сочетались с изяществом тона и благородною простотою и в которой прекрасные внутренние качества развиты и еще более возвышены виртуозностью формы, до того усвоенной ею, что эта форма сделалась ей второю природою».

Поиски идеального женского образа, полностью соответствующего нравственным нормам, как нам кажется, начались уже в первой сказочной поэме –шутке «Руслан и Людмила», задуманной, судя по всему, ещё в Лицее, а напечатанной в 1820 году. Здесь Пушкин явно использует народную традицию, начиная с сюжета. Герой – богатырь Руслан отправляется на поиски похищенной невесты – Людмилы. По пути он вступает в борьбу со своими соперниками и со сказочными злодеями (Черномором, Наиной). При этом, как и полагается сказочному герою, он совершает подвиги. Между тем похищенная героиня попадает в заколдованное царство. Там она всеми способами борется со своим похитителем, пока, в конце концов, ее не спасает герой. В событиях, которые развертываются в поэме, большую роль играют колдовство, чары, помощь добрых сил и препятствия, чинимые злыми силами. Все как в сказке.

Но почему же тогда В. Г. Белинский пишет: « В этой поэме все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами»? Поэма Пушкина основана на свободном использовании и смешении самых различных поэтических приемов и поэтических источников (сказка, былина, шуточная поэма поэта 18 века Богдановича «Душенька», сказочная поэма «Двенадцать спящих дев» В. А. Жуковского, «История государства Российского» Н. М. Карамзина). Здесь автор свободно пользуется материалом, свободно мыслит и творит. Это придает поэме особую живость, новизну и обаяние. Как писал Кюхельбекер, в этой поэме Пушкина «более творческого воображения, нежели во всей остальной современной русской словесности». Пушкин пишет сказку не по правилам, а сознательно нарушая их. Сказочное переплетается с современным и обыденным, фантастическое оказывается в близком соседстве с реально-бытовым. Какова цель поэта? Колдунья в поэме Пушкина оказывается не только злой и всесильной (как ей полагается быть в сказках), но и весьма жалкой старухой:

Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина.

Свирепый злодей Черномор выглядит немощным стариком. Волшебницы похожи на совсем не сказочных легкомысленных девиц. Ужасная сказочная голова отнюдь не по-сказочному морщится, зевает и чихает. Пораженная копьем, она напоминает автору ошиканного (конечно, не сказочного) актера. Автору поэмы явно весело, он иронически относится к тем событиям, которые описывает. Его ирония пронизывает всю поэму и не просто разрушает привычные сказочные схемы, но и творит совсем новый богатый неожиданностями, художественный мир.

Людмила, например, соединяет в себе сказочную героиню и современную, очень живую, во плоти и крови женщину:

Блажен, кого под вечерок

В уединённый уголок

Моя Людмила поджидает

И другом сердца называет

«Людмила - прелесть» - такую характеристику даёт поэт своей героине с самого начала, с первого представления. Она на самом деле красива: «стройный стан», «Златую косу заплела», «кудри золотые», «Красы, достойные небес». Но только ли в этом видит поэт красоту героини? Оказывается, нет. Красота и в «стыдливости» («Невеста очи опустила», «Стыдливой девы»). К этому А. С. Пушкин добавляет:

Ах, милая моя княжна!

Мне нрав её всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна

Но Людмила помнит и любит не только своего Руслана, её согревают воспоминания о родном крае, о близких и дорогих людях:

волю дав своим мечтам,

К родимым киевским полям

В забвенье сердца улетает;

Отца и братьев обнимает,

Подружек видит молодых

И старых матушек своих –

Забыты плен и разлученье!

Конечно, нельзя забывать, что Людмила в этой поэме соединяет в себе черты героини и пародии на героиню. В своей первой поэме Пушкин не только говорит о серьёзных вещах, но и веселится от души:

«Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?.

Людмила умереть умеет!

Не стану есть, не буду слушать,

Умру среди твоих садов!»

Подумала и стала кушать.

Немножко ветренатак что же?

Ещё милее тем она.

Пребывая в отчаянии, Людмила

На воды шумные взглянула,

Ударила, рыдая, в грудь,

В волнах решилась утонуть –

Однако в воды не прыгнула

И далее продолжала путь.

В поэме ей противопоставлена Наина. «Она гремела красотою»,- пишет о ней поэт и добавляет: «Наина с гордостью внимала», «К ногам красавицы надменной», «И в гордом сердце девы хладной»

Каков же первый урок А. С. Пушкина? Как нам кажется, он учит нас быть самими собой, красоту внешнюю соединять с красотой внутренней, любить не только своего избранника, но и родные места.

Начиная с 1825 года и по 1834 год выходят из-под пера поэта ещё семь сказок: «Жених» (сказка датирована Пушкиным 30 июля 1825 г. напечатана в «Московском вестнике». 1827, № 12, и затем включена во вторую часть «Стихотворений» 1829, среди стихов 1825 года), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (при жизни Пушкина не печаталась, написана в Болдине 13 сентября 1830 г. ), «Сказка о медведихе» (дата написания этой незаконченной сказки неизвестна, но можно предположить, что она написана в1830 году), «датирована 29 августа 1831г. напечатана в третьей части «Стихотворений» 1832), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке» (написана 14 октября 1833 г. напечатана в журнале « Библиотека для чтения» 1835), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (датирована 4 ноября 1833 г. ), «Сказка о золотом петушке»(датирована 20 сентября 1834 г. напечатана в журнале

« Библиотека для чтения», 1835).

Сказки Пушкина не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над глупыми бездельниками и любителями. Недаром сказка начинается с яркого представления героя:

«Толоконный лоб»- глупый человек, дурак, -» дает пояснение словарь. В чём же проявляется глупость попа? В том, что он, кроме прочего, является любителем пользоваться чужим трудом на дармовщинку.

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?

Жадность и «русский авось» - причина несчастий героя.

Как тут не вспомнить удивительные пословицы: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь», а это второй урок.

Но в сказке есть ещё один герой –Балда. Кажется, он тоже глуп, как и поп, ведь и имя говорящее, да и кто же согласится работать «В год за три щелка по лбу». Но сказка, построенная на противопоставлении героев – попа и Балды – говорит о трудолюбии последнего:

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Но есть в Балде и смекалка, и хитрость, и смелость.

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной,- » так заканчивается сказка, такой урок предлагает нам автор, но нам хочется добавить ещё один – «Не всё то золото, что блестит».

По личному опыту Пушкин знал, что душа человека легко поддается соблазнам и с огромным трудом противостоит искушениям. Он сам через это прошел и провел через это всех своих героев. Причем никому не облегчал путей к обретению нравственной стойкости. И не скрывал от читателей, что обрести ее очень нелегко.

Вспомним «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кто они эти девицы? Близкие люди, сёстры, которые доверяют друг другу, надеются на понимание, поддержку. С чужими так откровенничать не будешь, поостережёшься, а они открыто, без утайки говорят о самом тайном, сокровенном.

– «Кабы я была царица, –

Говорит одна девица,–

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

– « Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

– « Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

И (о чудо!) все желания вмиг исполняются (сказка остаётся сказкой) по воле батюшки-царя, подслушавшего разговор сестёр. Казалось бы, все должны быть счастливы, так как получили то, о чём мечтали. Ведь чтобы ткать полотно или приготовить пир на весь мир, не обязательно выходить замуж за царя, становиться царицей. У царицы, с точки зрения народа, а вместе с ним и Пушкина, другая роль: продолжение рода. И «ткачиха с поварихой» не могли не понимать этого. Но понимать- это одно, а принять, смириться с этим – другое. И здесь на место здравого смысла приходит зависть, при чём зависть чёрная, толкающая на самые ужасные, самые низкие поступки и даже преступления. И «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести её хотят»,- пишет Пушкин. Кого? Родную сестру. За что? За то, что жизнь сложилась удачнее, с их точки зрения. И теперь все средства хороши: подлог, обман, жестокость, смертоубийство.

Но Пушкин любит своих читателей и героев. Он потому и призывал «милость к падшим», что падший человек для него не безнадежен: он может подняться. Нам не дано знать, найдут ли в себе силы «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» преодолеть злобу, коварство, вечную свою завистливость – восторжествовать над собой. Но нам дано в это верить, как дано верить в это пушкинскому Салтану, простившему их и отпустившему с миром

Тут во всём они признались,

Царь для радости такой

Отпустил всех трёх домой.

В такой вере человеку и в человека суть и смысл пушкинского милосердия, пушкинского очередного нравственного урока.

Получается, что Пушкин учит всепрощению? Нет, наказание в пушкинском творчестве всегда неотвратимо, но почти никогда не жестоко с бытовой, житейской точки зрения, потому что для Пушкина оказывается вполне достаточным побудить человека заглянуть в собственную душу, увидеть ее, быть может, черноту, распознать суетливость ее порывов и ужаснуться этому. И если Пушкин бывает иногда (очень редко!) жестоким (или лучше сказать – неумолимо суровым) к своим героям, то это не значит, что у них окаменели души, что они перестали быть людьми. Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке».

Мы думаем, что все помнят, как сурово была наказана героиня пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», потребовавшая от золотой рыбки, чтобы та ей служила «и была бы у ней на посылках». О чем говорит такое наказание?

Г. Красухин в статье «Прямое и прочное благо» утверждает, что «могущество сказочных сил само по себе безгранично, но ограничено для того, с кем они уговорились, что будут ему служить. Они станут исполнять любые его желания, но на условиях уговора, честно их соблюдая и твердо веруя, что и тому, кому они служат, уговор, как говорят в народе, дороже денег».

Но корыстолюбивая пушкинская старуха помнит лишь о цене, которую согласна платить рыбка за свою свободу, и забывает, что свобода рыбки и есть условие, на основе которого действует уговор. Покушаясь на свободу, старуха преступает черту, за которой волшебство исчезает. Точнее – с тем же могуществом обрушивается на вероломного нарушителя, забирая у него все, что давало прежде.

Вот он следующий урок сказок Пушкина: «уговор дороже денег», «назвался груздём – полезай в кузов».

И здесь нельзя не вспомнить «Сказку о золотом петушке». Царь Дадон вступил в сговор с волшебными силами:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Почему именно золой петушок, а не кто-то другой? Золотой петушок, по народным поверьям, прогоняет нечистую силу. Поэтому скопец делает дорогой подарок Дадону, почти не требуя ничего взамен. «Волю первую твою Я исполню, как мою,-» обещает царь, и мудрец принимает его предложение. Но и Дадон терпит катастрофу, к тому же, как и положено в сказке, в самый последний момент, потому что до самого последнего момента простодушные и бесконечно добрые светлые сказочные силы верят тому и в того, кто вступил с ними в уговор, и покарают его не прежде, чем убедятся, что их вера в него им безнадежно растоптана. Что же делает Дадон такого, за что надо ему расплачиваться? Во-первых, он теряет самого себя, свой человеческий облик.

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

Но быстро приходит к Дадону успокоение:

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

Нет ни совести, ни любви, ни долга, к тому же нет верности своему слову:

Я, конечно обещал,

Но всему же есть граница.

И зачем тебе девица?

А коли это так, они, герои, утратившие человеческий облик, растоптавшие, изничтожившие собственную душу, убившие в ней способность отзываться на любые проблески добра, любви, участливости, долга – всего, что олицетворяет собой нравственность, должны быть убраны из той сферы обитания, в которой оказались неправильностью, извращением. Поэтому Дадон «в глазах у всей столицы» будет убран, и убран именно петушком.

Нравственность - исключительный, а потому и отличительный признак человеческого в человеке, с точки зрения Пушкина. Безнравственный человек не имеет права на существование.

Но мы пока не упоминали ещё об одной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Как известно из критической литературы, эта сказка самая любимая А. С. Пушкиным. Казалось бы, почему? Что нового в ней сказано? На первый взгляд, ничего. Очередное противостояние зла и добра. Другое дело, что здесь он обращается впервые в своём творчестве к проблеме взаимоотношений мачехи и падчерицы, во-первых, а во-вторых, впервые, пожалуй, побеждает не волшебный помощник, а живая девушка, Царевна, на зло отвечающая добром, умеющая, в отличие от мачехи, любить и быть честной, великодушной.

Вот он образец нравственности и очередной урок поэта – живи по законам нравственности и всё будет хорошо.

Одно из характерных свойств пушкинского творчества, уникальнейшая его особенность состоит в том, что Пушкин ставил свою современность в вековечный контекст священной веры народа. Изображая низость и запустение царящих в обществе нравов, он словно с горящим факелом идет сквозь тьму подземелья, высвечивая для современников здоровую их корневую основу, напоминая им о духовной связи с предками, которую не поздно еще восстановить.

И потому его творчество обладает чудесным свойством; оно светоносно.

«Мощное, мгновенное орудие Проведения», как отозвался однажды Пушкин о «случае», выхватывало одного из множества и выставляло перед всеми, разделяя их на его поклонников и его хулителей. Не то чтобы у Пушкина не было пиетета перед историческими лицами, но, как и обо всем другом, он в своем творчестве судил о них с художественной – то есть с нравственной – точки зрения»,- писал В. Г. Белинский. Как мы сейчас увидели, не являются исключением и сказки А. С. Пушкина. Через сказку он продолжает нас учить нравственным нормам поведения:

• будь самим собой, красоту внешнюю соединяй с красотой внутренней;

• будь трудолюбив, не гоняйся «за дешевизной»;

• люби тех, кто рядом с тобой, не подводи их;

• верь в человека, будь милосерден к нему;

• всегда держи слово, данное тобой;

• живи по законам нравственности, и всё будет хорошо.

Уроки эти ненавязчивые, интересные, то есть всё как в народной сказке.

Поделиться