"Сказочный мир А.С. Пушкина".
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Сказочный мир А.С.Пушкина»
Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.
– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку. (Слайд № 3)
– Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
– В годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру. (Слайд № 4)
– В годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.
Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.
О, Пушкин!
Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!
Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.
И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.
– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева. (Слайд № 6, 7)
Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.
– Стихотворение «Няне»: (Слайд № 8)
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
VI.Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.
– Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, комедии, сказки) .
– Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень) .
- Какие сказки написал А.С.Пушкин?. (Слайд № 9)
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о попе и о работнике его Балде.
Сказка о мертвой царевне.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о царе Салтане.
Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).
VII.А сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир А.С. Пушкина.
Разгадаем кроссворд и узнаем, хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина.(Слайд № 10, 11, 12- проверка)
1)Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля)
2)Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ? (Петушок)
3)Лесной зверек, живший в хрустальном дворце? (Белка)
… Гвидон зовет их в гости. (Князь)
А пред нею разбитое … (Корыто)
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)
- Какое слово объединяет все отгаданные слова? Молодцы, справились с заданием.
Литературная разминка.(Слайд № 14)
Из какой сказки эти строки:
1.Три девицы под окном(Слайд № 15)
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2. Царь с царицею простился,(Слайд № 16)
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
3.Пошел, сел у берега моря;(Слайд № 17)
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
4.Глядь: опять перед ним землянка;(Слайд № 18)
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
5. Царь к востоку войско шлет,(Слайд № 19)
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
- Ребята, а сейчас вы должны выбрать любую номинацию. Это сказки Пушкина.(Слайд № 20)
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»(Слайд № 21)
А)Назовите жилище старика со старухой.(Землянка)(Слайд № 22)
Б)Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?(Слайд № 23)
В)Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи?(Слайд № 24)