Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема. Сказки А. С. Пушкина
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Тема. Сказки А.С. Пушкина
Цель. обобщение и закрепление знаний по сказкам А.С.Пушкина.
– обучающие: сформировать навыки по практическому решению поставленных
задач;
– развивающие: обогащать духовный мир учащихся и словарный запас;
развивать коммуникативные навыки: умение общаться, обеспечить
развитие у школьников монологической и диалогической речи;
развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
– воспитательные: показать красоту и глубину мудрости сказок А.С.Пушкина;
правильно оценивать поступки людей;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к чтению.
Тип урока. обобщение и систематизация знаний (урок-КВН)
Формы работы учащихся. групповая/коллективная (в форме игры)
Участники игры. 3 команды учащихся 4 – А класса
Оформление. портрет А.С.Пушкина; рисунки детей по сказкам поэта на тему «Моя любимая сказка»; иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина; выставка книг (сказок) А.С.Пушкина; сеть, рыбки; с яблоки с заданиями; 3 кроссворда; предметы из сказок для « волшебной корзинки»; медали.
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и мотивация деятельности учащихся.
Гордостью украинской литературы является Т.Г.Шевченко, польской – Адам Мицкевич, а жемчужиной русской литературы безусловно признан - А.С.Пушкин. Он написал много прекрасных стихотворений, поэм, повестей, сказок. Около 200 лет прошло с того времени, когда поэт жил и творил, но его и сейчас знают и любят взрослые и дети. В честь А.С.Пушкина названы улицы многих городов и посёлков, ему поставлены памятники во многих городах. Произведения великого поэта переведены на многие языки мира. Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина (романам, поэмам, сказкам) обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более 200. По произведениям А.С.Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории. Но, а дети с упоением читают его сказки.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний
- Ребята, сегодня наш урок внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина пройдёт в форме КВН а. Мы окунёмся в волшебство, встретимся со сказочными героями и даже почувствуем себя немного волшебниками. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри: строгое, но справедливое.
( Представление членов жюри).
Сегодня встречаются 3 команды. Давайте с ними познакомимся.
І. Визитная карточка команд (название,эмблема,представление капитана).
Учитель. Пусть кипит работа,
Успех решает не судьба,
А ваше знанье!
ІІ.Разминка.Библиографы (домашнее задание)
- Что вы знаете о жизни А.С.Пушкина? (Фронтальный опрос класса) За ответы ученики получают осенний листочек. В конце разминки подсчитываются результаты.
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин для детей? Назовите их.
ІІІ. Сказки Пушкина читали – всё ли там запоминали?».
– Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.
( Команды по очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
Вопросы на рыбках:
Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб ).
Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” (Соколко )
Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей )
С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (Корыто)
К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру ).
Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей столбовой дворянкой? (Из соболя).
За какую плату согласился служить Балда попу? (За 3 щелчка по лбу )
Как понимаете эти слова? «…А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят – четырьмя все три глядят.» (Повариха укушена в правый глаз, ткахиха – в левый, бабушка - в нос. 1+1+2= 4)
Куда Балда хотел забросить палку? (На тучу)
Что делали ( лили) из скорлупы орешков белки? (Монеты)
Дополнительный балл. кто был поставлен считать орехи? ( Дьяк – служитель церкви).
Кто по сказке был младшим братом Балды? (Заяц)
Из какого дерева сделал себе лук князь Гвидон? (Из дуба)
Дополнительный балл. А из чего Гвидон сделал тетеву для лука? ( «Снурок шелковый с креста»)
Что потребовал скопец в награду за петушка у царя Дадона? (Шамаханскую царицу)
Куда посадил петушка царь Дадон? (На спицу )
Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (Белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
Дополнительный балл. в каких родственных отношениях были Лебедь и 33 богатыря? (Родные братья).
ІV.«Волшебная корзина»
Капитаны вытягивают жетоны, которые определяют № предметов, которые достались команде для игры.
- Из какой сказки эти предметы?
1. Бочка – « Сказка о царе Салтане» (В бочку посадили царицу и сына. Засмолили и пустили в
2. Коршун – «Сказка о царе Салтане» ( Коршуна убил стрелой князь Гвидон на необитаемом
3. Пряник печатный – «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха - царица пряником заедала за-
Или жемчуга - «Сказка о рыбаке и рыбке» ( Шею старухи-дворянки огрузили жемчуги.)
4. Яйцо – «Сказка о попе и о работнике его Балде» ( Балда «Яичко испечёт да сам и облупит»)
5. Орех или чучело белки с золотым орешком. - «Сказка о царе Салтане»
6. Яблоко желтое –« Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» ( Яблоко принесла Чернавка,
чтобы отравить царевну.)
7. Зеркало - « Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» ( Принадлежало царице.)
8. Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде» ( Верёвкою Балда море морщил…)
« Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях» (Чернавка должна была привязать к
9. Мешок – « Сказка о золотом петушке» (Мудрец вынул из мешка петушка для Дадона)
V. Конкурс капитанов «Золотые яблочки» (Числа, числа, числа…)
На дереве висят яблоки. С оборотной стороны записаны вопросы. Капитаны по очереди подходят, берут по одному яблочку, читают вопрос и отвечают на него.
1.Сколько желаний исполнила золотая рыбка? (4 ). (Корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица)
2.Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33).
3.За какую плату согласился работать Балда у попа? (За 3 щелчка по лбу).
4.За скольких человек работал Балда? (За 7-х).
5.За скольких человек ел Балда? (за 4-х).
6.Сколько дней братья ждали, чтобы царевна восстала ото сна? (3)
7. Сколько лет жили старик со старухой? (33)
8.Сколько было сыновей у царя из сказки о золотом петушке? (2).
9.В каком царстве – государстве жил царь Дадон? («Сказка о золотом петушке») (В тридевятом царстве. В тридесятом государстве»)
10. На скольких столбах держался хрустальный гроб? (6).
VІ. «Весёлые и находчивые» ( Инсценировка отрывков из произведений А.С.Пушкина)
1 команда «Сказка о мёртвой царевне и о семи Богатырях»
2 команда «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 команда «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
VІІ. Кроссворд «Пушкин»
1. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба.)
2. Из какого материала изготовлен гроб, в который положили царевну семь богатырей? (Хрусталь)
3. В кого превращала царевна Лебедь князя? (Шмель)
4. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? ( Окиан, в окиане-море)
5. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Изба, новую избу)
6. Кто был предводителем 33 богатырей? (Черномор)
Резервное задание: «Хорошо ли ты знаешь всех героев сказок А.С.Пушкина?»
За 1 минуту написать героев сказок. (Царь Дадон, Салтан, Гвидон, 33богатыря, дядька Черномор, Балда, поп, поповна, попёнок, меньшой брат Балды (заяц)…)
Подведение итогов. Релаксация
Зря волновалась я в начале
Команды нас не подкачали
Они старались, и сейчас
Жюри свою оценку даст.
Жюри подведите итоги
Да будьте милы и нестроги.
- Спасибо за интересную игру, ребята! Сказку о золотом петушке А.С.Пушкин закончил словами:
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
- Какой урок вам преподнесли герои 5-ти пушкинских сказок?
Пока жюри подводит итог, «Восточный танец» от Шамаханской царицы.
Слово жюри. Подведение итогов, награждение.
Оценивание (групповое)за участие в проведении урока.
Домашнее заданиее.
Схожі:
Урок №14 Тема уроку. Російська народна казка «Василина Прекрасна»
Для того, щоб наш урок був цікавим, минув швидко і х користю, ми по-винні зламати кригу відчуженості, згуртування. Зараз виконаємо.
Урок навчання грамоти 1 клас Тема Повторення вивченого про букву
Тема Повторення вивченого про букву «З», звуки [з], [з,]. Формування навичок читання на основі тексту «Весела зима» (с. 71 «Буквар».
Урок подачі нового матеріалу Тема
Щоб підготувати руку до швидкого письма пропоную вам написати каліграфічні з`єднання