Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема. Сказки А. С. Пушкина


Урок внеклассного чтения в 4 классе

Тема. Сказки А.С. Пушкина

Цель. обобщение и закрепление знаний по сказкам А.С.Пушкина.

– обучающие: сформировать навыки по практическому решению поставленных

задач;
– развивающие: обогащать духовный мир учащихся и словарный запас;

развивать коммуникативные навыки: умение общаться, обеспечить

развитие у школьников монологической и диалогической речи;

развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
– воспитательные: показать красоту и глубину мудрости сказок А.С.Пушкина;

правильно оценивать поступки людей;

воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к чтению.

Тип урока. обобщение и систематизация знаний (урок-КВН)

Формы работы учащихся. групповая/коллективная (в форме игры)

Участники игры. 3 команды учащихся 4 – А класса

Оформление. портрет А.С.Пушкина; рисунки детей по сказкам поэта на тему «Моя любимая сказка»; иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина; выставка книг (сказок) А.С.Пушкина; сеть, рыбки; с яблоки с заданиями; 3 кроссворда; предметы из сказок для « волшебной корзинки»; медали.

Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и мотивация деятельности учащихся.

Гордостью украинской литературы является Т.Г.Шевченко, польской – Адам Мицкевич, а жемчужиной русской литературы безусловно признан - А.С.Пушкин. Он написал много прекрасных стихотворений, поэм, повестей, сказок. Около 200 лет прошло с того времени, когда поэт жил и творил, но его и сейчас знают и любят взрослые и дети. В честь А.С.Пушкина названы улицы многих городов и посёлков, ему поставлены памятники во многих городах. Произведения великого поэта переведены на многие языки мира. Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина (романам, поэмам, сказкам) обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более 200. По произведениям А.С.Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории. Но, а дети с упоением читают его сказки.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

- Ребята, сегодня наш урок внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина пройдёт в форме КВН а. Мы окунёмся в волшебство, встретимся со сказочными героями и даже почувствуем себя немного волшебниками. А наблюдать за нами будет уважаемое жюри: строгое, но справедливое.

( Представление членов жюри).

Сегодня встречаются 3 команды. Давайте с ними познакомимся.

І. Визитная карточка команд (название,эмблема,представление капитана).

Учитель. Пусть кипит работа,

Успех решает не судьба,

А ваше знанье!
ІІ.Разминка.Библиографы (домашнее задание)

- Что вы знаете о жизни А.С.Пушкина? (Фронтальный опрос класса) За ответы ученики получают осенний листочек. В конце разминки подсчитываются результаты.

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин для детей? Назовите их.

ІІІ. Сказки Пушкина читали – всё ли там запоминали?».

– Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.

( Команды по очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).

Вопросы на рыбках:

  1. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб ).

  2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” (Соколко )

  3. Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей )

  4. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (Корыто)

  5. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру ).

  6. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей столбовой дворянкой? (Из соболя).

  7. За какую плату согласился служить Балда попу? (За 3 щелчка по лбу )

  8. Как понимаете эти слова? «…А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят – четырьмя все три глядят.» (Повариха укушена в правый глаз, ткахиха – в левый, бабушка - в нос. 1+1+2= 4)

  9. Куда Балда хотел забросить палку? (На тучу)

  10. Что делали ( лили) из скорлупы орешков белки? (Монеты)

Дополнительный балл. кто был поставлен считать орехи? ( Дьяк – служитель церкви).

  1. Кто по сказке был младшим братом Балды? (Заяц)

  2. Из какого дерева сделал себе лук князь Гвидон? (Из дуба)

Дополнительный балл. А из чего Гвидон сделал тетеву для лука? ( «Снурок шелковый с креста»)

  1. Что потребовал скопец в награду за петушка у царя Дадона? (Шамаханскую царицу)

  2. Куда посадил петушка царь Дадон? (На спицу )

  3. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (Белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

Дополнительный балл. в каких родственных отношениях были Лебедь и 33 богатыря? (Родные братья).
ІV.«Волшебная корзина»

Капитаны вытягивают жетоны, которые определяют № предметов, которые достались команде для игры.

- Из какой сказки эти предметы?

1. Бочка – « Сказка о царе Салтане» (В бочку посадили царицу и сына. Засмолили и пустили в

2. Коршун – «Сказка о царе Салтане» ( Коршуна убил стрелой князь Гвидон на необитаемом

3. Пряник печатный – «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха - царица пряником заедала за-

Или жемчуга - «Сказка о рыбаке и рыбке» ( Шею старухи-дворянки огрузили жемчуги.)

4. Яйцо – «Сказка о попе и о работнике его Балде» ( Балда «Яичко испечёт да сам и облупит»)

5. Орех или чучело белки с золотым орешком. - «Сказка о царе Салтане»

6. Яблоко желтое –« Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» ( Яблоко принесла Чернавка,

чтобы отравить царевну.)

7. Зеркало - « Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» ( Принадлежало царице.)

8. Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде» ( Верёвкою Балда море морщил…)

« Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях» (Чернавка должна была привязать к

9. Мешок – « Сказка о золотом петушке» (Мудрец вынул из мешка петушка для Дадона)
V. Конкурс капитанов «Золотые яблочки» (Числа, числа, числа…)

На дереве висят яблоки. С оборотной стороны записаны вопросы. Капитаны по очереди подходят, берут по одному яблочку, читают вопрос и отвечают на него.

1.Сколько желаний исполнила золотая рыбка? (4 ). (Корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица)

2.Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33).

3.За какую плату согласился работать Балда у попа? (За 3 щелчка по лбу).

4.За скольких человек работал Балда? (За 7-х).

5.За скольких человек ел Балда? (за 4-х).

6.Сколько дней братья ждали, чтобы царевна восстала ото сна? (3)

7. Сколько лет жили старик со старухой? (33)

8.Сколько было сыновей у царя из сказки о золотом петушке? (2).

9.В каком царстве – государстве жил царь Дадон? («Сказка о золотом петушке») (В тридевятом царстве. В тридесятом государстве»)

10. На скольких столбах держался хрустальный гроб? (6).
. «Весёлые и находчивые» ( Инсценировка отрывков из произведений А.С.Пушкина)

1 команда «Сказка о мёртвой царевне и о семи Богатырях»

2 команда «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 команда «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

VІІ. Кроссворд «Пушкин»

1. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба.)

2. Из какого материала изготовлен гроб, в который положили царевну семь богатырей? (Хрусталь)

3. В кого превращала царевна Лебедь князя? (Шмель)

4. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? ( Окиан, в окиане-море)

5. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Изба, новую избу)

6. Кто был предводителем 33 богатырей? (Черномор)

Резервное задание: «Хорошо ли ты знаешь всех героев сказок А.С.Пушкина?»

За 1 минуту написать героев сказок. (Царь Дадон, Салтан, Гвидон, 33богатыря, дядька Черномор, Балда, поп, поповна, попёнок, меньшой брат Балды (заяц)…)

Подведение итогов. Релаксация

Зря волновалась я в начале
Команды нас не подкачали
Они старались, и сейчас
Жюри свою оценку даст.
Жюри подведите итоги
Да будьте милы и нестроги.

- Спасибо за интересную игру, ребята! Сказку о золотом петушке А.С.Пушкин закончил словами:

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

- Какой урок вам преподнесли герои 5-ти пушкинских сказок?
Пока жюри подводит итог, «Восточный танец» от Шамаханской царицы.
Слово жюри. Подведение итогов, награждение.
Оценивание (групповое)за участие в проведении урока.
Домашнее заданиее.

Схожі:

Урок №14 Тема уроку. Російська народна казка «Василина Прекрасна»
Для того, щоб наш урок був цікавим, минув швидко і х користю, ми по-винні зламати кригу відчуженості, згуртування. Зараз виконаємо.

Урок навчання грамоти 1 клас Тема Повторення вивченого про букву
Тема Повторення вивченого про букву «З», звуки [з], [з,]. Формування навичок читання на основі тексту «Весела зима» (с. 71 «Буквар».

Урок подачі нового матеріалу Тема
Щоб підготувати руку до швидкого письма пропоную вам написати каліграфічні з`єднання

Поделиться