Познавательная игра "Сказки А.С. Пушкина"
- Развитие интереса к чтению художественной литературы;
- Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;
- Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;
- Развитие умения работать в группе.
Организация игры. Класс разбит на три команды. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами. На столах визитные карточки команд. У капитана сигнальная карточка, которой он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос. Правильность ответов участников игры оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.
Оформление и оборудование игры.
- Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.
- Мабуки для учащихся (передвижной мобильный компьютерный класс) – 3 штуки;
- Презентация Power Point (Приложение 1 )
- Интерактивный кроссворд в электронном виде, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 2 )
- Интерактивный тест на установление соответствия, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 3 )
- Конструкторы «Лего».
- Три конверта с героями сказок.
- Листы оценивания.
- Сигнальные карточки.
Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.
Ход игры
Ведущий. Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом её начале и уже не покидает никогда. Наше первое знакомство происходит с этим гением, когда мы читаем его сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так писал Александр Сергеевич своему брату Лёвушке. Эти же слова мы может с полным правом отнести к сказкам самого Пушкина. Мы начинаем игру.
Представление команд.
Каждая команда представляет название команды, её девиз и капитана.
Конкурс 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
Каждая команда должна ответить на пять вопросов по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Каким словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
- Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же «приговаривал Балда с укоризной»?
- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
- Есть ли сказках Пушкина Баба-Яга?
- Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный?
- Есть ли в сказках Пушкина Леший?
- В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона?
- Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»?
- Что отвечало зеркальце царице?
- Кого подарил мудрец царю Дадону?
- Что кричал петушок, сидя на спице?
- В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать?
- Сколько лет рыбачил старик?
- К кому обращался Елисей во время поисков царевны?
- Каким словами обращался старик к золотой рыбке?
Конкурс 2 «Отбери героев сказки»
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»
Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»
Команды должны разгадать кроссворд, составленный по текстам сказок Пушкина. Кроссворд представлен в электронном виде (Приложение 2 ). Участники работают с мабуками. Максимальный балл за кроссворд – 15 баллов. Удобство электронной версии – программа сама посчитает процент выполнения задания.
Конкурс 4 «Ты – мне, я – тебе»
Каждая команда заранее готовит по одному вопросу командам – соперницам. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе отвечает на два вопроса. Правильный ответ оценивается в один балл. За оригинальность вопросов жюри может дать дополнительный балл команде. Итого: максимальный балл за конкурс – 3 балла.
Конкурс 5 «Лего-конкурс»
Используя детали конструктора Лего, за 7-10 минут команды должны сконструировать как можно больше героев из сказок Пушкина. Оценивание конкурса: 1 балл за каждого героя. Жюри может дополнительно оценить эстетичность, оригинальность представленных поделок – 1 балл.
Конкурс 6 «Конкурс капитанов»
Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Конкурс состоит из двух частей.
1. Узнай, чей портрет. Кто это?
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3 балла
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки..
Высока стройна бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
2. Соотнеси героя и его имя
Капитаны работают на мабуках и выполняют тестовое задание (Приложение 3 ). Оценивание – по 1 баллу за каждое правильно, установленное соответствие. Максимальный балл – 10 баллов
Конкурс 7 «Иллюстрация к какой сказке?»
Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация.Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 3 балла.
- «Сказка о рыбаке о рыбке»
Конкурс 8 «Камера потерянных вещей»
В ходе этого конкурса участники команд должны отгадать, кто из героев сказок А.С.Пушкина потерял представленные вещи. Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4 балла.