ТЕМА НАЗНАЧЕНИЯ ПОЭТА В ЛИРИКЕ А. ПУШКИНА
В 1824 году А. С. Пушкин пишет в стихотворении «К Языкову»:
Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует…
Здесь возникает сложный образ поэтического вдохновения, осмысленный Пушкиным как великая соединяющая, облагораживающая, возвышающая сила. Поэт постепенно пришел к столь глубокому пониманию назначения своего труда.
Петербургский период творчества Пушкина — это время высокого гражданского подъема в его мировоззрении. Многие произведения 1817—1820-х годов носят открыто политический характер. Так, в оде «Вольность» с большой категоричностью сформулирован взгляд на назначение поэзии:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Ставя перед собой благородную цель борьбы за свободу, Пушкин сужал, однако, область влияния поэзии. С годами его понимание назначения и роли творческой личности претерпело существенные изменения, расширилось и углубилось. Это было связано с той «катастрофической эволюцией», которую Ю. Н. Тынянов отметил как главную отличительную черту великого поэта.
В то же время принципы, которые Пушкин положил в основу своего творчества еще в 1817—1820-х годах, стали прочным фундаментом его взглядов на поэзию, исходным пунктом в развитии его мировоззрения.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей…
Свобода. Она в каждом произведении Пушкина. Его стихи — от самых ранних до последних — пробуждают и в читателе стремление к свободе. «Единый пламень» добра, любви, разума, воспетый Пушкиным, — это свобода личности в высшем смысле и выражении. Поэтому и в «Памятнике» — стихотворении 1836 года — тема добра неотделима от восславления свободы.
В 1818 году, когда было создано программное стихотворение «К Н. Я. Плюсковой», поэт вкладывал в понятие «свобода» в основном социальный смысл. В этот период ненависть к порабощению человека человеком, к порокам и жестокости выливалась у Пушкина в произведения антиправительственного и антикрепостнического характера. Тогда он видел назначение поэзии в социальной борьбе:
О Муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
В 1823 году Пушкин пережил кризис мировоззрения, глубоко осознал истинное состояние общества. В стихотворениях, написанных после 1823 года, вопрос о цели поэзии уже не решается однозначно. На первый план выходит нравственное начало в творчестве, поиски гармонии и совершенства.
По словам А. И. Герцена, «Пушкин находил спасение в лиризме». Это не только спасение самого поэта от гонений и непонимания, но и спасение человечества от жестокости, разобщенности, несправедливости. Это новое, нравственное решение социальных вопросов.
Истинная поэзия возвышает человека:
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной…
Эти строки из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» удивительно точно объясняют ту задачу, которую Пушкин ставил перед поэзией. Сравнивая вдохновение со стихией природы, он доверяет поэту самые большие ценности: волю, гармонию и красоту.
В стихотворении «Пророк» 1826 года особенно ярко выразился взгляд Пушкина на поэзию как на силу, пробуждающую в людях добро. «Глаголом жги сердца людей» — значит поднимай отчаявшихся, пробуждай духовно спящих, заставляй человека видеть красоту мира и стремиться к ней.
ТЕМА НАЗНАЧЕНИЯ ПОЭТА в произведениях Пушкина неотделима от спора, который он вел с будущими декабристами К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым в 1825 году. Отстаивая свободу творчества, Пушкин возражал против трактовки поэзии только как средства политической борьбы: «Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом, если же хочет просто гражданствовать, то пиши прозою». Эти слова прямо перекликаются со строками стихотворения «Поэт и толпа», написанного позже — в 1828 году.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Но велся и другой спор. Это тоже была борьба за свободу творчества, но здесь противниками поэта выступали государство, самодержавие, цензура. И уж если Пушкин не признавал единственной целью поэзии служение общественному благу, то тем более чуждой и враждебной ему была корысть и лицемерие в поэзии. Через отрицание, неприятие корысти проходит нить, связывающая столь разные по мысли стихотворения, как «Поэт и толпа» и «Блажен в златом кругу вельмож…», где прямо выражено презрение к тому, кто продает вдохновение:
Он вкус притупленный щекотит
И к славе спесь бояр охотит.
Он украшает их пиры
И внемлет умные хвалы.
О том, кто ставит корыстные интересы выше поэтической свободы, Пушкин говорит, как о неодушевленном предмете («Он украшает их пиры…»). Нить честности, благородства, независимости соединяет все пушкинские произведения о назначении поэзии.
В размышлениях Пушкина о цели творчества присутствует идея огромного значения поэзии в человеческой жизни. Подвигом называет он свой труд.
В одном из писем В. А. Жуковскому поэт заметил: «Цель поэзии — поэзия…» Но что же такое поэзия Пушкина? Это самоотверженное служение добру, вера в человека, красоту и гармонию, это обращение к будущему:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Лирический герой, сама по себе лирика — это осмысленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических стихов в образной системе как бы воспитывает в читателе присущее ему самому новое мировоззрение. Гоголь писал о лирике А. С. Пушкина: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как Поэт». К словам «бездна пространства» я бы добавила «бездна гармонии», и в шуточных, и в философских стихах, и даже в трагедиях Пушкина всегда сохраняется чувство «живой жизни», ощущение Полета.
Когда поэты говорят о себе, — это самая точная характеристика. «…Юноша — мудрец, питомец нег и Аполона» — разве это не точный портрет юного Пушкина. Он счастлив в дружбе и любви, но отношение к этим чувствам у поэта paзное. Дружба — «святое братство», «соединение душ», которому верен всю жизнь, и, разлучаясь с друзьями, в благодарность за радостц подаренную ими, желаешь им такого же счастья, которое они испытывали в своих беседах и пирах («Студентам», «Разлука», «В Альбом Пущину»), Любовь же для Пушкина еще «шалость младая» хоть герой «страдалец чувственной любви», он сам сознаете в послании «Мечтателю», что это не то «страшное безумие», когда молишь богов «отдать ПОКОЙ». Уход любви И ДЛЯ него, И ДЛЯ его Подруг, «изменниц младых», еще не трагедия. Любовная и дружеская лирика искрятся шутливостью, они даже порою фривольны («Красавице, которая нюхала табак»). От переполненности счастье м и смерть у поэта превращается в «тихий праздник погребенья» («Мое завещание друзьям»).
Однако не только любовь и дружба заботят поэта. Его волнует образ тирана, поэт старается понять и объяснить его мысли и чувства: жажду мщения и власти, сильную до такой степени, когда он (Наполеон) восклицает: «Царем воссяду на гробах!» Естественно, лирический герой Пушкина не приемлет т^ого счастья, оно тщетно, ибо жаждущий разрушить мир, как известно, разрушает и себя, «погибель витает над ним».
Лирический же герой поэта несет в cебе великое сострадание, гуманность (сейчас это уже кажется нерасторжимым словосочетанием). Необычайно сильно проявилось оно стихотворении «Безверие». Безверие не порок, а горе, и Пушкин раскрывает трагедию человека, который «безумно погасил отрадный сердцу свет», чей «ум ищет божества, а сердце не находит». Где же — основа счастья, источник надежды, утешения, потому ч то она извечна и вечна, тогда как радости этого мира, даже «природы красоты» имеют «обманчивую цену», и могильный покой для Лишенного веры — единственная ценность. Поэт рассуждает о сложности веры и предопределенности кары безверия: и хотел бы несностный «с единой верою повергнуться пред богом», но не может.
Для меня это стихотворение было Довольно неожиданным. Ведь, судя по стихам, Пушкину свойственно легкомысленно-насмешливое отношение к религии, догмам, обрядам христианства (например, «Гаврилиада», «К Давыдову»), Но, видимо, для Пушкина существовало различие между сущностью веры, данной ему свыше, и отправлением ее, т. е. формой. Например, в уже упоминавшемся стихотворении «К Давыдову», где есть просто фривольные и лично мне неприятные строки, «причащение свободой» сравнивается с воскресением Христа. Да, голос Пушкина и в 20-х годах XIX века был голосом «свободы сеятеля», но это уже не только призывы и послания друзьям-единомышленникам. Пушкин обращает свой взгляд на тех, для кого завоевывается свобода: «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич…»
Поэт видит измену, «покровительства позор» («Дружба»). И все же в нем остались вера, талант, сила «клеймить позором подлецов», настоящие друзья, сердце, всегда полное любовью. Пушкин чувствует себя полноправным жителем Парнаса, гордостью и силой наполняет его сознание чистоты своего творчества, не запятнанного злостью, клеветой, лестью, изменой («Моей чернильнице»). Любовь у него становится серьезнее, сильнее, моментами даже роковой («Простишь ли мне…», «Сожженное письмо»). Сострадание, благородство прощения соединены с «губителем Европы» в стихотворении «Наполеон». Искушены обиды мира «тоской душевного изгнанья», и теперь ненависть поэта обращена к насмехающимся над человеческим горем. Герой не приемлет малодушия. Читая Пушкина, кажется, что во всем есть радость, даже в сожалениях, такая доброта переполняет его стихи. Счастье жизни по-новому воплощается в стихотворении о смерти «Люблю ваш сумрак неизвестный…». Каким будет иной мир? Наверное, прекрасным, совершенным, но лирический герой так влюблен в этот пусть несовершенный, но столь чудесный мир, что он хочет сохранить его, вернуться сюда «легкой тенью…».
Мысль о смерти уже не покинет Пушкина до рокового 1837 года. Смерть печальна, но она все же продолжение жизни, и, наверное, поэтому так важно для него найти вечный покой у могил предков («Когда за городом, задумчив, я брожу…»). Все больше и больше стихи его наполняет щемящее чувство прощания… Впервые в размышлениях о своей жизни появляются и отвращение, и горечь, возникает вопрос о напрасности такого ума и таланта («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный…»). Но опустошенность постепенно проходит, и печаль вновь «светла», ибо остался источник живой воды — «мощная власть красоты». Пушкин вновь обращается к «святыни любви и красоты» и пишет стихотворения «Красавица», «Я вас любил…», «Мадонна», «К***». Любовь, ее «прощальная улыбка», несет мир его душе. Любовь величественна и одновременно интимна, благословенна…
Пушкин всегда воспевал природу, но в ранних стихах она была фоном, пейзажем, а в стихах 30-х годов сама становится как бы героиней. Природа пронизана любовью поэта, особенно осенняя («Осень»). «Пышность увядания» превращается в «расцвет жизни», похожая на «нелюбимое дитя в семье родной» осень становится согласна его стремлению к уединению. Мирским заботам, которые лишь «слова, слова, слова», на смену приходит обращение к священнейшей странице истории человечества — раскрытию Христа. Появляются стихи, которые я бы назвала «пасхальными», — «Мирская власть», «Подражание италиянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Горькую усмешку вызывает у него парадокс, когда «мирская власть» покровительствует величию божественной жертвы. Это воспринимается поэтом как дисгармония, и в противовес ей он пишет свою молитву «Отцы пустынники и жены непорочны…», звучащую просто и искренне. Проблему поэт и чернь Пушкин разрешает даром самому себе быть «царем и судией», ценителем своих поисков. Он наказывает толпу своим равнодушием за то, что она была безответна, что сделала поэта эхом («Поэт и толпа», «Эхо»).
Пушкин до конца сохранил острый на шутки язык, но прожитые годы, прочувствованное время потеснили юмор. Его стихи наполнились мудростью и глубиной. С самых первых строк он определил темы своей поэзии, и всю жизнь раскрывал их, порою применяя неожиданные и для себя, и для читателей повороты. Однако финал остался открытым: многие его последние стихотворения кончаются вопросом: «Куда ж нам плыть. »
Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонична. В ней всегда сохранена жизнь и счастье утверждения, побеждающие все страдания. И уже с самого начала «он победил и время, и пространство ».