Открытый урок литературного чтения 1 класс "Сказки Пушкина"
Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтоб всем снова захотелось,
На уроки к нам прийти!
- Скажите, а какой у нас урок сейчас? (литературное чтение).
- Что мы с вами делаем на уроках литературного чтения? (читаем, слушаем, работаем с текстом и иногда даже сами что-то сочиняем).
- Правильно! И сегодня на уроке мы тоже будем учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, а также определим кто из вас самый лучший слушатель, самый лучший читатель и писатель.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на выставку книг.
- Скажите, какого жанра представленные на ней произведения? (сказки)
- Вы любите сказки?
- Действительно, именно со сказками вы знакомы с раннего детства.
- А чьи книги представлены на нашей выставке, поднимите руки?
- Кто расскажет о своей книге? (ответы детей)
- Итак, вы сегодня принесли книги сказок. Как вы думаете, почему именно сказки я попросила вас принести?
- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (сказкам)
На слайде надпись «сказки»
- Кто знает, какие бывают сказки? (ответы детей)
- Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские (слайд)
- Какие сказки называются народные?
- Приведите примеры народных сказок.
- Какие сказки называются авторскими? (ответы детей)
- Те сказки, о которых вы нам сегодня рассказали, они авторские или народные? (авторские)
- Совершенно верно! Эти сказки авторские, а кто их написал? ( Пушкин)
На слайде портрет Пушкина
- Какие вы молодцы, вы сами определили тему урока. Назовите её. (сказки Пушкина)
- Мы будем работать с текстами какого автора? (Пушкина)
-Хорошо мы знаем автора?
- Откройте учебник на стр. 92 и прочитайте сведения об авторе.
- Достаточно ли информации? (нет)
- Вы можете ещё что-нибудь рассказать о Пушкине?
Чтение учителем основных сведений о Пушкине. (приложение 1)
- Давайте проверим, кто из вас самый внимательный слушатель?
- Перед вами на партах листы (приложение 2), найдите задание 1 и ответьте на вопросы. Если вы согласны, то ставите +, если не согласны, ставите –
( ответы на вопросы)
Проверка задания детьми (ответы на слайде).
- Оцените себя при помощи светофора.
- А теперь мы с вами определим кто самый внимательный читатель.
- Я читаю вам отрывок из сказки, а вы следите за текстом. Азбука стр.93.
- Кто герои произведения?
- О ком спрашивал жених?
Самостоятельное чтение с. 93
- Скажите, все слова вам были понятны?
Как мы можем узнать значение слов, которые нам не понятны? При помощи словаря.
Лексическая работа, слова на слайдах.
С мольбой погнался – с просьбой
позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. Как понимаете?
- Нам ведь нужно установить, кто самый внимательный читатель. Для этого выполним следующее задание. 2 минутки ещё раз на чтение и после этого прочитаем текст по-цепочке. Кто хорошо и без ошибок прочитает, тот и самый лучший читатель.
- На листах под текстом в задании 2 оцените свою работу при помощи светофора.
-Как жених величает месяц?
- Что вы скажите об их культуре общения. ( вежливы, уважительны)
- Нам осталось определить кто из вас самый лучший писатель.
- Обратите внимание, что сказки Пушкина написаны стихами.
- Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
- Для того чтобы сочинять стихи, нужно уметь подбирать рифму.
Рифма -это созвучие концов стихотворных строк. (разобрать рифму на экране)
Давайте поиграем в игру «Найди рифму». Задание 3. Задания у вас разные, кому-то нужно найти рифму в стихотворении, а кому-то подобрать рифму из предложенных слов.
- С творчеством какого поэта знакомились?
- Что о себе узнали?
- Какие задания больше всего понравилось выполнять?
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Закрасьте кружок нужным цветом. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие слушатели. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие читатели. Поднимите руку лучшие писатели.