План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане. "
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества А.С. Пушкина.
Задачи урока, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
- Воспитание критического мышления.
- Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
- Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- презентация « Пушкин и его сказки »;
- экран, проектор, компьютер;
- выставка книг Пушкина (у доски);
- «Сказка о царе Салтане…»
книги на выставке?
Дети: - Книги- сборники и книга – одно
Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.
Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».
Еще до окончания лицея, в 1817 г. начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.
В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».
В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».
Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.
- Кем же был Пушкин, кроме того, что был поэтом? (историком, сказочником).
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- Рассматривание иллюстраций.
- Кто автор этой сказки?
- Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?
- О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?
- Кто еще является героями сказки?
Учитель: - Понравилось ли вам произведение?
- Что вам понравилось?
Дети: - Как Гвидон городом управлял и в комара превращался
Учитель: - Что вам не понравилось?
Дети: - Царь Салтан поверил клевете.
- Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича.
Учитель: - Докажите, что это сказка?
Дети: - Животные разговаривают, ведут себя как люди.
Учитель: - Какая это сказка?
Дети: - Волшебная сказка.
- Составление модели (кластера)
Учитель: - Кто главный герой в сказке?
Учитель: - С чего начинается сказка?
Дети: - «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.…
Учитель: - Почему использовали
Дети: - Девицы разговаривают друг с другом
Учитель: - Как это явление называется в
литературе, в русском языке?
Учитель: - Что было дальше?
Дети: - Родился Гвидон
- Поверил ли Салтан наговору?
Учитель: - Что потом случилось с Гвидоном?
Дети: - Их бросили в море.
Учитель: - Как Гвидон стал царем?
Дети: - спас Царевну-Лебедь.
Учитель: - С кем произошла встреча дальше?
Дети: - С купцами.
Учитель: - Куда отплыли купцы?
Дети: - К царю Салтану.
Учитель: - Что потом Гвидон делал?
Дети: - Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана.
Учитель: - Чем окончилась сказка?
Дети: - " Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
- А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?
Дети: - Нехорошо врать, клеветать.
- Да. Это и есть главная мысль сказки.
- Чтение сказки хорошо читающими детьми и учителем.
- Проверка рассматривания и чтения книги.
Учитель: - Какую сказку читали? Кто автор?
Дети: - А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Учитель: - Давайте перелистаем еще раз сказку
вместе. Вспомним, кто помогал
Дети: - Царевна-Лебедь, богатыри, белка,
Учитель: - Благодаря своим друзьям, их
помощи Гвидон смог вернуться
в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!
- Составим синквейн.
- Пушкин
- Весёлый, добрый.
- Думает, сочиняет, творит.
- Его книги любят все.
- Сказки.
- Итог, дом.задание.
- Мы познакомились со сказкой А.С. Пушкина.
- Выучить отрывок сказки.