Урок 19 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии
А. С. Пушкина; учить детей отличать добро и зло, развивать мышление, речь.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель вывешивает на доску часть рисунков с предыдущего урока и рисунки, выполненные детьми к данному уроку.
– Посмотрите, ребята, на ваши работы, выполненные ко вчерашнему уроку, и рисунки, сделанные к сегодняшнему.
– Да, от предыдущих работ веет радостью, задором, а новые ваши рисунки наполнены чувством тоски, безысходности. Вчера вы использовали яркие краски, а сегодня – серые, мрачные, точно так же как и А. С. Пушкин в своих стихах.
– Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.
Учащиеся читают или рассказывают наизусть стихотворение.
– Чье чтение тронуло вас сильнее всего?
III. Изучение нового материала.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
– Знакомы вам эти строки?
– Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
– Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
– А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане. ».
На первом уроке учитель читает лишь часть сказки – со с. 92 по с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит. ».
џ Словарная работа.
Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.
Светлица– в старину: светлая парадная комната в доме.
Сени– помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Честной(устар.) – почтенный, уважаемый.
Чудесить(устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки.
Дичина (дичь)– дикие птицы, на которых охотятся.
Застава— место въезда в город.
Безделка – то же, что безделушка.
Под спуд– закрытое место; тайник, хранилище.
Палаты(устар.) – большие богатые здания.
Беседа по содержанию произведения.
– Что хотите сказать?
– Что можно сказать о царе?
– Каким оказался молодой царевич?
– Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?
– Чем запомнился вам урок?
– Какие мысли, чувства пробудил в вас?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.