Урок литературы (4 класс)

Тема: Игра – прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….» )

Обобщение знаний в занимательнойформе по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «Прогулка по Лукоморью» Кто придумал такое слово? Что оно означает?

Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С.Пушкина вам известны?

- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

3. Работа над темой.

Дорожка 1. Название.

Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

(дети называют по цепочке одно слово названия)

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Дорожка 2. Вопрос-ответ.

Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

« Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)

2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

« Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)

6. «А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правы глаз…»

Какой тетке? (поварихе)

7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

«Во саду ли, в огороде…»

8. Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое.

Что такое ретивое? ( сердце)

Дорожка 3. Портреты и герои.

1) Узнать героев по портрету:

а) Под месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава..

б) Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор…

2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…»

- Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.

Дорожка 4. Театральная.

Дети представляют инсценировки выбранных отрывков (предварительное задание)

Дорожка 5 . Иллюстративная.

Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация.

Дорожка 6. Литературные знания.

- Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе Салтане. ”?

- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы. Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?

- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

- Какие сравнения использовал автор в сказке?

Дорожка 7. Верю- не верю.

1. Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (указ)

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)

5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)

6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)

8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)

Дорожка 8. Продолжи фразу.

А)Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

… (Вышиб дно и вышел вон)

Б)Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

… (На раздутых парусах)

В) Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

(Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут)

4. Подведение итога урока.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

5. Д/З. Выучить отрывок наизусть

1. Яровая Л.Н. Жиренко О.Е. Барылкина Л.П. Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 4-ый класс.- 2-е изд.,доп.- М. ВАКО, 2005.- 192 с. – (Мозаика детского отдыха)

Похожие документы:

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов», работающего

В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры происходит в процессе формирования обобщенных представлений,

Основная образовательная программа

Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.

Основная образовательная программа

Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.

Поделиться