Конспект занятия Тема Поговорим о Пушкине
Ст. Ленинградская 2012 год.
Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкину.
Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника.
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).
Побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер героя сказки.
Продолжать учить читать выразительно стихотворения.
Обогащать и расширять словарный запас детей
Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
Рассматривание портретов А.С. Пушкина, выполненных разными художниками;
Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;
Заучивание наизусть стихотворений, чтение сказок;
Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!»;
Драматизация отрывков из сказок А.С. Пушкина;
Дидактическая игра «Отгадай загадку, и назови сказку» (По сказкам А.С. Пушкина);
Рисование по произведениям А.С. Пушкина;
Портрет А.С. Пушкина; портрет няни – Арины Родионовны; иллюстрации к сказкам; сундучок; зеркало; игрушки – петушок, рыбка;
В: У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения?
Д: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.
В: Правильно ребята – это прекрасное стихотворение написал А.С. Пушкин великий русский поэт (выставляю портрет А.С. Пушкина). Портрет А.С. Пушкина всем знаком. Взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, каждый скажет – это Пушкин. Наверное, нет человека, который бы не читал его произведений.
А.С. Пушкин родился в Москве, в небольшой дворянской семье. Он рано научился читать и уже в детстве начал писать стихотворения. На протяжение всей его жизни рядом с ним была его няня. Кто помнит, как звали няню поэта?
Д: Няню звали Арина Родионовна (выставляю портрет няни).
В: Арина Родионовна очень любила Александра Сергеевича, заботилась о нём, отдавая ему всю свою любовь. «Няня» — так всегда называл её поэт, она знала много сказок и народных песен, мастерски их рассказывала, а А.С. Пушкин записывал их. Одно из своих стихотворений он посвятил Арине Родионовне, оно так и называется «Няне». (читаю стихотворение А.С. Пушкина «Няне»)
В: Как вы думаете, прослушав это стихотворение, что можно сказать об отношение поэта к няне?
Д: Можно сказать, что он очень любил свою няню, называл её голубкой.
В: Какие стихотворения великого поэта вы знаете? Прочтите их.
Д: «Уж небо осенью дышало»
«Зимний вечер» — (дети читают стихотворения)
В: Понравились вам эти стихотворения и чем?
Д: Эти стихотворения очень красивые, передают состояние погоды, они выразительные.
В: Да ребята, стихотворения А.С. Пушкина звучат как песня – напевные, выразительные, завораживающие.
(На доску вывешиваются иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина),В: Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, назовите, какие вы знаете?
Д: «Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».
В: Все сказки написаны просто и интересно. Ребята, а можно сказки А.С. Пушкина назвать волшебными и почему?
Д: Да, потому что в его сказках животные разговаривают, мёртвая царевна оживает, а королевич может превратиться комара или муху.
В: Поэт давно умер, но слава о нём не умрёт никогда. Почти в каждом городе и даже в нашей станице есть памятник А.С. Пушкину. А в каком месте в нашей станице есть памятник поэту?
Д: Памятник Пушкину стоит в парке.
В: Что ещё названо в честь А.С. Пушкина?
Д: Названы улицы, площади, театры, библиотеки. Есть город – названный в его честь, он так и называется город Пушкин.
В: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.
(от имени сундука)
В: Я волшебный сундучок,
Вам ребята я дружок
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом сундучке волшебные предметы. Кто угадает из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот возьмёт их себе.
Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?
Д: Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».
В: Давайте вместе спросим у зеркальца:
«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
В: (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?
Д: Из сказки о золотой рыбке.
В: Вспомните слова рыбки, когда она приплывала к старику?
Д: «Чего тебе надобно старче».
В: (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?
Д: Из сказки «О золотом петушке».
В: Как петушок предупреждал о беде?
Д: Кири – ку –ку, царствуй лёжа на баку.
В: Дети, вам понравилось играть?
В: Так о ком мы с вами сегодня говорили?
Д: О поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
В: Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт. Давайте пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихотворениями поэта.
Это – гений, всех любивший,
Всё в себе в самом вместивший-
Всеобъемлющ и велик…
Ныне мы поэта славим-
И на пьедестале ставим
Прославляющий нас лик.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Детская литература. М. 1974 г.
А.В.Щеткин. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика-синтез. М. 2007 г.
Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.