Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. А. С. Пушкин и его сказки.

Пушкин сказки 1 класс конспект урока

Цель: познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

ООсознавать познавательную информацию;

2 Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

  • учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Содержание учебного материала и деятельности учителя.Форма организации.

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

Долгожданный дан звонок –

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,
На уроки к нам прийти!

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы ученики.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На уроке будьте внимательны, дисциплинированы и активны.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (музыка – песня « Приходи сказка») Послушайте песенку внимательно и тихо.

-Кто и куда зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?(Сказке)

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.

-Почему называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

( «Теремок» Е.Чарушин, «Доктор Айболит» К. Чуковский

-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с авторcкими сказками, послушайте внимательно.

Читается отрывок( учителем) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»).

-Кто может сказать, что такое Лукоморье? Изгиб морского берега.

-Кто может назвать автора этих строк?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.

  • WQИUZТQIANVTRDЬ Из русских букв составьте два слова.
  • JZУURMQSAJYTIVЬ(Слайд 4)
  • -Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать).

- Сегодняна уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- Откройте учебник на с.52-53, прочитайте с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся?

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя )

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 7)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. –Кто знает, как звали няню Пушкина? - Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Няня рассказывала мальчику много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Ребята прочитают отрывки, а вы отгадайте из каких они сказок А.С.Пушкина. (Слайд 9)

  1. Пошёл старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица.»

3.Живёт Балда в поповом доме,

Cпит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

1. «Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

-Молодцы, вспомнили сказки Пушкина.

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.К какой сказке Пушкина они нарисованы?

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать, проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

Я прочитаю первые два отрывка, а вы внимательно слушайте и следите. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику ). Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?

-А сейчас два отрывка на с. 53 прочитают ребята. Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?

-А сейчас прочитаем сказки цепочкой по одной строке.

Рассмотрите картинки и прочитайте отрывок.

-Из какой сказки отрывки?

Найдите в учебнике и прочитайте выразительно четверостишие к иллюстрации. Кто автор этих сказок?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Читать произведение плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

  1. Продолжение работы по теме

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как выужезаметили сказки А.С.Пушкина написаны в стихах.

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

-Что такое рифма?

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

Ночка – почка, кочка, дочка …(Слайд 12)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

Разгадайте кроссворд «Доскажи словечко» (Слайды 13 )

А сама-то величава,

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица)»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник)»

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Отрывки, из каких сказок читали?

-Что пробовали сами?

К2. на итоговые вопросы урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что у вас вызвало затруднение?Покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- Откройте учебник на с.52-53, прочитайте с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся?(Слайд 5)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя )

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 7)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. –Кто знает, как звали няню Пушкина? - Арина Родионовна.(Слайд 8) Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Няня рассказывала мальчику много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Ребята прочитают отрывки. а вы отгадайте из каких они сказок А.С.Пушкина. (Слайд 9)

Пошёл старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица. »

3.Живёт Балда в поповом доме,

Cпит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.К какой сказке Пушкина они нарисованы?

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать, проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

Я прочитаю первые два отрывка, а вы внимательно слушайте и следите. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику ). Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?

-А сейчас два отрывка на с. 53 прочитают ребята. Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?

-А сейчас прочитаем сказки цепочкой по одной строке.

Рассмотрите картинки и прочитайте отрывок .

-Из какой сказки отрывки? (Слайды 10,11)

Найдите в учебнике и прочитайте выразительно четверостишие к иллюстрации. Кто автор этих сказок?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Читать произведение плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Поделиться