Основные мотивы лирики А.С. Пушкина
Творчество А.С. Пушкина отличается тематическим разнообразием и богатством идейного содержания. Центральное место в поэзии А.С. Пушкина занимает тема свободы: она звучит и в гражданской лирике (как призыв к разрушению «самовластья» и освобождению народа от «барства дикого»), и в любовной лирике (как признание права любимой на свободный выбор, на счастье с «другим»), и в размышлениях об искусстве и судьбе художника (провозглашение свободы творчества, его независимости от мнений «толпы»). На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали сочинения французских просветителей XVIII в. и А. Радищева . дружба с П. Чаадаевым и Н.М. Карамзиным . Ещё в начале своего творческого пути, в лицейский период, поэт высказывает мысль о губительности деспотизма: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён» («Лицинию», 1815 г.). Эту мысль Пушкин развивает в оде «Вольность» (1817 г.), напоминая самодержцам: «Владыки! вам венец и трон // Дает Закон — а не природа; // Стоите выше вы народа, // Но вечный выше вас закон». В стихотворении «К Чаадаеву» (1818 г.) отражены этапы гражданского взросления лирического героя. На смену мечтам о любви и «тихой славе» приходит осознание своего гражданского долга и потребность активного действия: «Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! // Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!». В 1819 г. А.С. Пушкин создаёт стихотворение «Деревня», в котором мотив вольности обретает новое звучание. Страстно обличая крепостное право, лирический герой уповает уже не на революцию, а на реформы: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный // И рабство, падшее по манию царя, // И над отечеством свободы просвещенной // Взойдет ли наконец прекрасная заря?». Тема свободы получает дальнейшее развитие в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.): поэт с горечью замечает, что тем, кто не понимает, что такое свобода, она не нужна: «Паситесь, мирные народы! // Вас не разбудит чести клич. // К чему стадам дары свободы?». Олицетворением свободы — политической, духовной, творческой — в поэзии А.С. Пушкина стало море. Находясь в Михайловской ссылке, поэт пишет элегию «К морю» (1824 г.), в которой шлёт прощальный привет «свободной стихии». После подавления восстания декабристов А.С. Пушкин пытался поддержать сосланных друзей, уверяя, что их жертва не напрасна: «Не пропадёт ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье» («В Сибирь», 1827 г.). Не боясь монаршего гнева, поэт прямо заявлял в своём творчестве о верности идеалам свободы: «Я гимны прежние пою» («Арион», 1827 г.). Именно это качество А.С. Пушкин считает несомненной заслугой своего творчества («Памятник», 1826 г.). Свобода для Пушкина и его лирического героя — мерило всех ценностей. В неопубликованной десятой главе романа «Евгений Онегин» автор делится с читателем своими мечтами о независимой частной жизни: « Мой идеал теперь — хозяйка. // Мои желания — покой, // Да щей горшок, да сам большой». Свобода личности невозможна без свободы творчества . Высокая миссия поэта и назначение его творчества — вот ещё одна важная тема в лирике А.С. Пушкина, над которой он размышлял на протяжении всей жизни. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) поэт на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» — гордо отвечает: «Свободу». Назначение поэта — подобно эху откликаться на все проявления жизни («Эхо», 1831 г.), исполнять Божью волю, «глаголом жечь сердца людей» (Пророк», 1826 г.). Поэт — избранник Божий: «Поэзия — удел избранных: // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв» («Поэт», 1827 г.). О независимости творчества от мнений толпы заявляет автор в стихотворении «Поэту» (1830 г.): «Поэт! не дорожи любовию народной»; «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. ». Для поэта главное — служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни». Именно об этом говорит Пушкин в стихотворении «Памятник». » (1836 г.): «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал». Философским раздумьям поэта о смысле и цели бытия, о жизни и смерти, о добре и зле посвящены стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Анчар» (1828 г.), «Сцена из Фауста» (1825 г.), «Безумных лет угасшее веселье» (1830 г.), «О нет, мне жизнь не надоела. » (1836 г.) и др. Несмотря на уныние и тревожные предчувствия, лирический герой стихотворения «Элегия» (1830 г.) охвачен жаждой жизни: «Но не хочу, о други, умирать, // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора!» (1835 г.) знает, что жизнь несовершенна, но он принимает её и находит в ней смысл: «Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем // Предполагаем жить. И глядь — как раз умрем. // На свете счастья нет, но есть покой и воля». В рукописи этого стихотворения Пушкин оставил заметки: «О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические — семья, любовь еtс. — религия, смерть». Мысль о бесконечности жизни, о нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «. Вновь я посетил. » (1835 г.), написанного Пушкиным во время его последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест навевает лирическому герою мысли о вечности бытия, о том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. Пейзажная лирика занимает важное место в поэзии А.С. Пушкина. Для поэта гармоничная жизнь невозможна без единения с природой. В лирике А.С. Пушкина можно найти и романтические южные пейзажи («Редеет облаков летучая гряда»,1820 г.; «Кавказ»,1829 г.; «Обвал»,1829 г. и др.), и реалистические картины неброской северной природы («Зимний вечер»,1825 г.; «Зимняя дорога»,1826 г.; «Зимнее утро»,1829 г.; «Осень»,1833 г.; «Туча»,1835 г.). Объединяет их то, что у А.С. Пушкина они проникнуты «глубоким чувством жизни и объективности» ( М. Леднёв ). Как замечают исследователи пушкинского творчества, он не навязывает природе своих чувств, зная, что она равнодушна к человеку. Пушкинский пейзаж — это великолепные, «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины» ( В.Г. Белинский ). Шедевром пушкинской пейзажной лирики по праву считается стихотворение «Осень» (1833 г.), в котором поэт размышляет не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении. Сравнивая разные времена года, лирический герой признаётся, что более всего ему мила осень с её «красою тихою, блистающей смиренно», дарящей лирическому герою прилив творческих сил. Осенью поэт испытывает мощный душевный подъем, он бодр, к нему приходит вдохновенье: «И забываю мир — и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем, // И пробуждается поэзия во мне. // И мысли в голове волнуются в отваге, // И рифмы легкие навстречу им бегут, // И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута — и стихи свободно потекут». Именно картиной осени открываются воспоминания А.С. Пушкина о лицейском братстве: «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто по неволе // И скроется за край окружных гор» («19 октября», 1825 г.). Мотив дружбы пронизывает всё творчество поэта. Такие произведения, как «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «К Языкову», «В Сибирь», «Арион» свидетельствуют, что А.С. Пушкин навсегда остался верен лицейским друзьям. Дружба для лирического героя — это высшая ценность, защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Строки стихотворения «19 октября» звучат гимном дружбе: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен — // Неколебим, свободен и беспечен — // Срастался он под сенью дружных муз. // Куда бы нас ни бросила судьбина, // И счастие куда б ни повело, // Все те же мы: нам целый мир чужбина; // Отечество нам Царское Село». Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. »(1836 г.) А.С. Пушкин посвятил последней лицейской годовщине. Говоря о нерушимости дружбы, о верности редеющему год от года лицейскому братству, поэт сопоставляет начало жизни и ее конец; отмечает перемены, происходящие в судьбе России, и делает философское заключение: «Недаром — нет! — промчалась четверть века! // Не сетуйте: таков судьбы закон; // Вращается весь мир вкруг человека, — // Ужель один недвижим будет он?». Философски мудрое, благодарное приятие жизни во всех её проявлениях, радостных и печальных, свойственно и любовной лирике А.С. Пушкина. Для лирического героя любовь — это возвышенное, одухотворяющее чувство («Я помню чудное мгновенье. »,1825 г.). В XIX в. существовали строгие каноны женской красоты: «овальное лицо с тонкими правильными чертами, изящный рисунок прозрачных глаз, в меру полные нежные губы, чистая гладкая свежая кожа, прекрасной формы голова, хорошо поставленная на стройной шее, точеные округлые плечи, высокая грудь и тонкая талия». Пушкин был великим ценителем женской красоты, однако только физическое совершенство, без духовного, не имело для него особого значения. Лишь гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты могло вызвать восхищение поэта, дать стимул к творчеству: появление «гения чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье») воскрешает для лирического героя «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Женский идеал А.С. Пушкина — «чистейшей прелести чистейший образец» — нашёл яркое выражение в стихотворении «Мадонна» (1830 г.), посвящённом Наталье Николаевне Гончаровой . ставшей женой поэта. Любовь, даже безответная, наполняет жизнь человека смыслом, дарит ему ощущение полноты бытия: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; // Печаль моя полна тобою, // Тобой, одной тобой. Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит, // И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может» («На холмах Грузии. »,1829 г.) Истинная любовь — не эгоистична, самоотверженна, поэтому лирический герой желает своей возлюбленной быть счастливой с другим: «Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим» («Я вас любил. », 1829 г.) Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Высочайшая оценка поэта звучит в отзыве В.Г. Белинского . «. Он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства. К особым свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека. Несмотря на генеалогические свои предрассудки, Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Придет время, когда он будет в России поэтом классическим. ». Видеолекция «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина».