НОД для детей подготовительной группы. А. С. Пушкин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НОД (разработка для подготовительной группы) «Александр Сергеевич Пушкин - великий русский сказочник».
Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольного образования
Методическая разработка НОД «Александр Сергеевич Пушкин - великий русский сказочник»
Интеграция образовательных областей. социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве для детей; приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Задачи:
- Обучающие:
1.Обобщение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина, его сказках, стихах.
2.Знакомство с одной из страниц в истории русской культуры.
3.Упражнять в выразительном чтении стихов
-Развивающие:
1.Обогащать и активизировать словарный запас.
2.Развивать интерес к художественной литературе.
-Воспитательные:
1.Воспитывать активность и самостоятельность.
2.Воспитывать чувство патриотизма и гордость за творческое наследие русского народа
3.Привлечение к посильной помощи при подготовке.
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание отрывков из произведений. Выставка детских работ «Что за прелесть эти сказки» по произведениям А.С. Пушкина, слушание аудиозаписей произведений писателя, выставка книг по теме, выставка рисунков по сказкам.
Наглядный материал: Портреты А.С.Пушкина, сборники стихов, сказок и поэм А.С.Пушкина, подбор стихов о временах года, о няне.
Программное содержание. Познакомить с детством и юностью А.С.Пушкина и его произведениями. Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами. Воспитывать в детях патриотическое и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта). Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех её проявлениях.
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Послушайте, ребята, что я вам буду читать (Воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина)
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
(отрывок из "Евгения Онегина")
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» )
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(отрывок стихотворения «Осень»)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(отрывок из стихотворения «О любви»)
Воспитатель: Ребята, что я вам сейчас прочитала? Кто автор?
Дети: Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин
Воспитатель. Правильно. Все эти стихи написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Он восхищался красотой русской природы. Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить.
Воспитатель: А чем еще вам запомнился А.С. Пушкин?
Дети: Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки.
Воспитатель: Какие сказки написал А.С.Пушкин?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию (просмотр презентации слайд с 1-6).
А сейчас мы отправимся на ковре-самолете путешествовать по сказкам А.С.Пушкина (воспитатель приглашает детей на ковер, звучит музыка моря)
Воспитатель: Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся?
Дети: В «Сказке о рыбаке и рыбке».
(Слайд 7 презентации со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Воспитатель: Какие главные герои этой сказки?
Дети: Старик, старуха, золотая рыбка.
Воспитатель: Где жили старик и старуха?
Дети: У берега моря, в землянке (показ картинок из сказки)
Воспитатель: Сколько лет старик ходил к морю?
Дети: 30 лет и три года
Воспитатель: Сколько раз закидывал старик невод в море?
Дети: 3 раза
Воспитатель: Что хотела старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» и сколько раз она отправляла старика к морю?
Дети: 5 раз, сначала хотела корыто, затем избу, потом столбовой дворянкой, вольною царицей и морской владычицей (показ картинок из сказки).
Воспитатель. Все желания рыбка исполняла, но последнее не исполнила, как вы думаете? Почему?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель. Отправляемся дальше по сказкам Пушкина (воспитатель приглашает детей на ковер-самолет)
Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка)
Воспитатель. Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уже близенько. (Сказка о попе и работнике его Балде)
(Слайд 8 презентации со сказкой)
Воспитатель: Как звали находчивого трудолюбивого работника?
Дети: Балда
Воспитатель: Кто нанял Балду к себе на работу?
Дети: поп
Воспитатель: Кто вылез из моря?
Дети: Бес (показ иллюстраций из сказки)
Воспитатель: Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит, что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше. (дети садятся но ковер-самолет)
Воспитатель: Вот мы и прилетели в другую сказку. Угадайте из какой сказки эти предметы: зеркало, яблоко, собака, ветер, солнце?(показ предметных картинок)
Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»(показ слайда 9 презентации )
Воспитатель: Зачем хотела погубить царица царевну?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как хотела первый раз избавиться от падчерицы?
Дети: Приказала отвести в лес и привязать к дереву на съедение зверям
Воспитатель: Как второй раз ?
Дети: Угостила отравленным яблоком?
Воспитатель: У кого царевна жила в лесу?
Дети: У семи богатырей (показ картинок из сказки)
Воспитатель: Кто спас царевну от колдовства?
Дети: Королевич Елисей
Воспитатель: Ну, а нам опять пора в путь-дорогу собираться.
Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).
Воспитатель: Вот мы и прилетели в новую сказку А.С. Пушкина. У меня есть картинки насекомых угадайте из какой они сказки?(показ картинок шмеля, комара, мухи)
Дети:«Сказка о царе Салтане…»(показ слайда 10 презентации)
Воспитатель: Кто превращался в комара, муху, шмеля?
Дети: Князь Гвидон
Воспитатель: Какие «чудеса» были на острове?
Дети: Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь (чтение отрывков из сказки, можно выучить с детьми заранее).
БЕЛКА
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из морю выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ
Царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Воспитатель. Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Как заканчивается сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель. Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит, что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
Воспитатель: «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как сосна».
Из какой сказки этот отрывок?
Дети: «Сказка о Золотом петушке» (показ слайда 11 презентации)
Воспитатель: Кто предупреждал царя об опасности?
Дети: Петушок
Воспитатель: Кто подарил царю петушка?
Дети: Мудрец
Воспитатель: - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
Почему заканчивается так сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться домой (дети с воспитателям садятся на ковер-самолет под «волшебную» музыку).
Воспитатель: Вот мы с вами снова очутились в детском саду. Какая сказка А.С.Пушкина вам больше всего нравится и почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель. А.С. Пушкин писал интересные и поучительные сказки. В них прославляется добро и смелость, высмеивается жадность, трусость и наказывается зло. Они написаны красивым поэтичным языком.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок. Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно.
В селе Михайловском среди зимы Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых великих русских поэтов и сказочников – Александра Сергеевича Пушкина.
Светлана Александровна, здравствуйте.
Мне очень нравится система вопросов, подобранных Вами для детей, если они на все Ваши вопросы ответили, значит, воспитанники хорошо знакомы с творчеством А.С.Пушкина, т.к. задания подобраны с высоким уровнем сложности.
Положительно отмечаю, что они у Вас сами называют сказку, а затем уже видят подтверждение правильности ответа на слайде.
На мой взгляд, нужно в занятие добавить динамичности - физминуток.
В НОД Вы встроили презентацию, очень жду, когда её разместят в блоге.
И по оформлению рекомендации: не забывайте указывать автора, а ключевые слова - автор, цель, задачи, этапы и т.д. выделяйте жирным шрифтом, чтоб коллегам было удобнее ориентироваться в материале.
Спасибо за ценный опыт, который взяла на заметку (в закладки).
Примите мой голос в поддержку!
© 2011 - 2017 Учебно-методический кабинет. Материалы сайта могут содержать информацию 6+
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна