конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса:
Цель урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
- совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
- формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
- прививать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина
- продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина;
- совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
- формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
- прививать интерес к предмету.
- развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина
I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, мы с вами на уроках чтения познакомились со сказками А. С. Пушкина Сегодня у нас литературная викторина по сказкам. Мы узнаем. что нового вы узнали и чему научились?
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа об авторе.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда и где родился А. С. Пушкин? (Слайд 3)
Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?
- Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.
Кто учил его писать по-русски?
Кто ему рассказывал сказки?
- (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
Учитель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их: (Слайд 4)
- "Сказка о рыбаке и рыбке"
- "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
- "Сказка о царе Салтане:"
- "Сказка о попе и его работнике Балде"
- "Сказка о золотом петушке "
- «Жених»
- «Сказка о медведихе»
Викторина по сказкам
Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке" (Слайд 5-6)
1. Сколько раз старик закидывал невод в море? Три раза
2. С чем пришел невод в первый раз? С одной тиной
3. С чем пришел невод во второй раз? С травой морскою
4. С чем пришел невод в третий раз? С золотой рыбкой
5. За что была наказана старуха? За жадность
6. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
7. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
8. Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
9. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани
Вопросы к "Сказке о царе Салтане" (Слайд 7-8)
1. Что три девицы под окном делали поздно вечерком ?Пряли
2. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?Две
3. Какой титул был у Гвидона?Князь
4. Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?В один аршин 71.12 см
5. Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?Острова Буяна
6. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?На восток
7. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь?Месяц
8. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?Хрустальный дом
Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"( Слайд 9-10)
1. Где поп повстречал своего будущего работника Балду? На базаре
2. Какую Кашу любил Балда? Полбу
3. За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
4. За сколько человек ел Балда? За четверых
5. За сколько человек работал Балда? За семерых
6. За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
7. Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
8. На чем спал Балда в поповом доме? На соломе
Физкультминутка для глаз. (Слайд 11)
Белочка любила делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
Вопросы к "Сказке о золотом петушке" (Слайд 12-13)
1. Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина? Золотой петушок
2. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"? Два
3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? Мудрец
4. Назовите профессию мудреца? Звездочет
5. В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле? Сторожа
6. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
7. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" (слайд 14)
1. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? 140
2. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
3. Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
4. У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка? Соколко
Обобщающие вопросы по сказкам Узнай сказку по её началу? (Слайд 15)
1. "Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".
Из "Сказки о царе Салтане"
2. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон, смолоду был грозен он…
«Сказка о золотом петушке»
3. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.
И царица у окна села ждать его одна…
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
«Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Конкурсы-задания "По страницам прочитанных книг"
Задание 1. "Угадайте сказку по иллюстрации" (Слайд 17-18)
Задание2. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?" (Слайд 19-20)
1. - Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2. Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
3. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)
4. Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
Задание 3. "Узнайте сказку": (Слайд 21)
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.
Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
Шатер, звездочет, петушок.
Князь, муха, остров, царь, лебедь.
"Сказка о золотом петушке"
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
"Сказка о царе Салтане:"
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Задание 4. "Соотнеси предметы с названием сказки" (Слайд 22)
Задание 5. Какими словами заканчиваются сказки?
1. «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Я там был; мёд, пиво пил - и усы лишь обмочил.
2. «Сказка о Золотом петушке»? Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
3. «Сказка о рыбаке и рыбке»? На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде»? А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Задание 6. Письменная работа с карточками.
Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
Учитель: В сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Карточки для учащихся (работа по вариантам)
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ________________________
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!_____________________
2. Продолжить строчки:
"Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, - ______________________________________________________________
3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался за работу у попа?
4. Как звали девушку-служанку из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"?
5. Какие просьбы старика исполнила рыбка? _____________________________________________
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите название сказки.
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть. __________________________________
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она. ___________________________________
2. Продолжить строчки:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой____________________________
3. За какую плату согласился работать Балда? ___________________________________
4. Что кричал петушок из "Сказки о золотом петушке", когда видел опасность?
5. С какими словами обращалась к зеркальцу царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? ___________________________________________________________________